http://ukrprison.org.ua/index.php?id=1202718186


ДОКЛАД Комитета против пыток-1999

ДОКЛАД ПРАВИТЕЛЬСТВУ УКРАИНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО КОМИТЕТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЫТОК. Визит состоялся 15-23 июля 1999.  Доклад принят 18 ноября 1999. Доклад открыт в Страсбурге 09.10.2002.

Копия письма
Председателю Государственного департамента
Украины по вопросам исполнения наказаний
господину Ивану Штанько
Страсбург, 14 декабря 1999

 

Господин Председатель,

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Европейской Конвенции по предупреждению пыток, негуманного или унижающего достоинство обращения или наказания, имею честь направить Правительству Украины доклад Европейского Комитета  по предупреждению пыток по результатам его визита в Украину с 15 по 23 июля 1999 года. Этот доклад был одобрен на 40-м заседании Комитета 15 - 18 ноября 1999 года.

Прежде всего, Комитет просит, чтобы в Вашем последующем докладе были предоставлены подробные ответы на рекомендации, комментарии и информационные запросы, сформулированные Комитетом в своем первом докладе по результатам его первого визита в 1998 году.

Приложение к этому докладу содержит другие рекомендации, комментарии и информационные запросы членов Комитета. В соответствии со статьей 10 Европейской Конвенции по предупреждению пыток, негуманного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также действуя согласно предоставленным рекомендациям, Комитет просит руководство Департамента в течение шести месяцев представить доклад с подробным изложением принятых мер. Комитет считает, что в докладе через полгода Ваше руководство сообщит о своей реакции на комментарии Комитета и ответит на информационные запросы.

С любыми вопросами по поводу этого доклада Вы можете обращаться ко мне.

Буду искренне рад, если Вы сообщите о получении данного письма.
С уважением к Вам, господин Председатель,
Иван Закин
Президент ЕКПП

 

І. ВСТУПЛЕНИЕ

 

А.   Срок и контекст визита, состав делегации

1. В соответствии со статьей 7 Европейской Конвенции по предупреждению пыток, негуманного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее – Конвенция) делегация Европейского Комитета по предупреждению пыток (далее – Комитет) находилась в Украине с визитом в период 15-23 июля 1999 года. Это второй визит делегации в Украину.

Комитет считает, что этот визит был необходим в связи со сложившимися обстоятельствами (ст. 7, пункт 1 Конвенции). В действительности, подготовленный Комитетом доклад о его первом визите в Украину в рамках программы периодических визитов содержит озабоченность обращением и условиями содержания лиц, лишенных свободы, прежде всего в учреждениях милиции и в пенитенциарных учреждениях. Комитет сформулировал серию рекомендаций, в том числе срочных, с целью улучшения условий содержание лиц в местах лишения свободы.

Украинской стороной письмом от 29 июня 1999 года предоставлен предварительный доклад в ответ на доклад Комитета. Но в предварительном докладе не обсуждаются подробно различные рекомендации, комментарии и информационные запросы. Комитет обеспокоен неадекватностью доклада-ответа, и поэтому решил приехать с визитом в Украину с целью провести переговоры с украинскими органами власти по этому поводу.

2. В делегацию входили такие члены Комитета:

-  Джон ОЛДЕН, 2-й вице-президент Комитета

-  Кристина ДОКТАРЕ

-  Зденек НАЕК

-  Андрес ЛЕМЕТС

-  Пьер ШМИТ

Им помогали:

-  Вадим КАСТЕЛЛИ (переводчик)

-  Борис КОВАЛЬЧУК (переводчик)

-  Викентий Сергеевич ШИМАНСКИЙ (переводчик)

в сопровождении Женевьевы МАЙЕР, заместителя секретаря ЕКПП.

 

Б. Посещенные учреждения:

 

3.  Делегация побывала в таких местах лишения свободы:

Учреждения системы МВД Украины:

Харьков:

-  Дзержинское РУ ГУМВД

Киев:

-   Ленинградское РУ ГУМВД

-   Московское РУ ГУМВД[1]

-   Подольское РУ ГУМВД

-   отделение УВДТ МВД на Центральном железнодорожном вокзале[2]

-   камеры временного содержания и приемник-распределитель для

бродяг на Центральном вокзале[3]

-  Главное Управление МВД по борьбе с организованной преступностью

 

Учреждения Департамента по вопросам исполнения наказаний:

Буча

-   исправительная колония № 85 Киевской области

Харьков

-  СИЗО № 313/203[4]

 

 

В. Сотрудничество членов Комитета

 с украинскими органами власти

 

4. Сотрудничество, продемонстрированное украинской стороной делегации Комитета во время визита, было удовлетворительным и соответствующим  статье 3 Конвенции. Делегацию хорошо встречали во всех учреждениях. Ей был предоставлен быстрый доступ в учреждения и надлежащий прием администрациями и персоналом указанных учреждений. В частности, члены Комитета очень признательны руководству Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний за разрешение посетить исправительную колонию № 85 в Буче.[5]

Однако в посещаемых учреждениях исполнения наказаний членам делегации иногда было тяжело откровенно разговаривать с местным руководством из-за присутствия представителей главного Управления. В частности, это касается визита в исправительную колонию № 85.

5. Члены делегации вели диалог о выполнении рекомендаций Комитета, сформулированных в своем первом докладе после визита 1998 года. Результаты переговоров, проведенных делегацией с Министерствами и департаментами, показали, что за исключением Службы безопасности Украины, другие Министерства и департаменты не ознакомились надлежащим образом с докладом Комитета. Выяснилось, что эти Министерства и департаменты не были знакомы и с содержанием предварительного доклада, представленного Комитету. Во время переговоров, проведенных с представителями украинских органов власти, члены Комитета подчеркнули, что такая ситуация нарушает положения Статьи 3 и, возможно, пункта 2 Статьи 10 Конвенции.

В связи с этим Комитет обязывает украинские органы власти исправить ситуацию и передать в декабре 1999 года основательный доклад. Комитет настоятельно просит, чтобы доклад содержал подробные ответы на рекомендации, комментарии и информационные запросы, сформулированные Комитетом в первом докладе (согласно пунктам 7 и 8).


 

 

 

ІІ. ВЫЯВЛЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ВИЗИТА ФАКТЫ

И ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ И МЕРЫ

 

А. Учреждения милиции

 

1.  Предварительные замечания

6. В этой главе будет сделан акцент на вопросы об условиях содержания заключенных в учреждениях милиции. Действительно, в своем первом докладе Комитет высказал серьезную обеспокоенность условиями содержания под стражей в райотделах УВД и ИВС Киева. Комитет сформулировал ряд подробных рекомендаций по решению наиболее неотложных проблем, которые были рассмотрены. Делегация Комитета особое внимание во время визита уделила этим аспектам.

7. Однако Комитет должен подчеркнуть, что делегация, осуществлявшая  визит в 1999 году, продолжала получать многочисленные жалобы о жестоком обращении работников милиции с задержанными, подобно приведенным в пунктах 20 и 21 первого доклада. Предварительный доклад украинской стороны был чрезвычайно краток в отношении некоторых рекомендаций Комитета о предупреждении жестокого обращения с задержанными. Комитет настойчиво просит, чтобы украинские органы власти предоставили детальный доклад, где было бы указано на меры, принятые в ответ на его рекомендации (пункт 5).

Кроме того, учитывая специфический случай, обнаруженный делегацией в конце визита, Комитет желает быть своевременно осведомлен о последствиях по жалобе, направленной задержанным NN[6] в районную прокуратуру и переданной в Генеральную  прокуратуру Украины.

8. В данной главе речь не будет идти о развитии формальных гарантий против жестокого обращения работников милиции с лицами, лишенными свободы. Эти вопросы углубленно обсуждались в первом докладе. Все рекомендации, сделанные делегацией во время визита 1999 года, требуют воплощения в жизнь. Комитет настойчиво просит украинскую сторону сообщить о принятых мерах в следующем докладе (в соответствии с пунктом 5).

 

2.  Условия содержания под стражей

а.   районные управления внутренних дел

9.  В районных подразделениях милиции задержанное лицо может содержаться в начальный период лишения свободы в течение 72 часов (пункт 59 первого доклада Комитета 1998 года). Однако, абсолютно как в 1998 году, в таких подразделениях лица содержались значительно дольше, в частности, в Московском РУ ГУ МВД.

Бытовое состояние камер в посещенных районных отделениях было далеким от приемлемого. Нет заметного различия между нынешним состоянием посещаемых учреждений и их состоянием в 1998 году, описанным в ппунктах 61-66 первого доклада Комитета.

10. Контрольный визит в Московское районное отделение ГУ МВД Украины  Киева полностью иллюстрирует этот факт. Кое-какие меры были приняты в отношении ответственных лиц. Были перекрашены камеры, улучшилось их освещение. Делегация отметила по этому поводу, что наряду с улучшением искусственного освещения большинство камер остается без доступа дневного света. Оставляет желать лучшего вентиляция, и жара настолько сильна, что кое-кто из обитателей был вынужден раздеться до нижнего белья.

Задержанным лицам не предоставляется ни матрасов, ни одеял. Камеры очень переполнены: в камере размером около 17 м2 находилось 21-27 человек, а семь женщин были размещены в камере размером 11 м2. Как указал Комитет в пункте 60 первого доклада, такой уровень заполнения камер считается недопустимым. Лишь в одной камере уровень заселенности можно считать терпимым (четыре человека в камере размером 15 м2).

11. В других районных отделениях милиции, посещенных в Киеве и Харькове, уровень наполнения камер не столь велик в сравнении с Московским РО ГУ МВД: например, три человека содержались в камере чуть более 10 м2. Кроме того, следует приветствовать тот факт, что помещения были чистыми.

Вместе с тем об иных аспектах можно сказать, что бытовое состояние камер подобно описанному выше в пункте 10 (отсутствие матрасов и одеял, нет доступа дневного света, плохонькие искусственное освещение и вентиляция), и оно серьезно критиковалось в первом докладе Комитета.

12. Нет изменений и в личной гигиене заключенных: заключенным не предоставляются средства гигиены первой необходимости и они не имеют возможности помыться.

13. Делегация 1998 года сразу же после визита сообщила украинской стороне о замечаниях на основании пункта 5 статьи 8 Конвенции, в которых она просила органы украинской власти обеспечить, чтоб лицам, содержащимся под стражей в районных отделениях внутренних дел, предоставлялась питьевая вода, пища и они имели доступ к туалету в любой момент. В отношении двух последних замечаний украинская сторона заверила членов Комитета, что надлежащие меры приняты (пункт 66 первого доклада). Вместе с тем, не представлены сведения об обеспечении питьевой водой, на основании чего Комитет сформулировал срочные рекомендации (пункт 68 указанного доклада).

Делегация Комитета еще более обеспокоена результатами визита 1999 года.  Лишь в Московском РО ГУМВД задержанным лицам разрешалось иметь в камерах при себе бутылки с питьевой водой; в других районных отделениях задержанные могли пить только тогда, когда их выводили в туалет. В июле 1999 года такая ситуация была еще более угрожающей, принимая во внимание риск обезвоживания организма.

Согласно представленной украинской стороной информации, для обеспечения надлежащего питания задержанных выделяется сумма из расчета 3 гривны в день на одного человека. Несмотря на это ситуация не изменилась. В распоряжении районных отделений внутренних дел все еще нет средств для питания задержанных, которые не получают посылок от семей или близких.

Доступ к туалету предоставляется все еще лишь в определенное время, и просьбы в иное время остаются большей частью без ответа. 

В итоге ни одна из срочных рекомендаций, сделанных Комитетом, ни даже замечания, о которых было сообщено сразу после визита, не выполнены.

14. Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует органам украинской власти немедленно гарантировать, чтобы: 

-   лица, содержащиеся под стражей, постоянно имели в своем распоряжении питьевую воду;

-  задержанному лицу пища предоставлялась уже через несколько часов. Немедленно следует предпринять меры, чтобы работники районных отделений предоставляли задержанным лицам, у которых недостаточно средств, пищу в установленное время;

-   лица, содержащиеся под стражей, имели доступ к туалету в любое время.

Кроме того, Комитет снова повторяет рекомендации, которые были сформулированы в пункте 68 первого доклада КПП, об освещении и вентиляции камер; повторяются и рекомендации пункта 69 о предоставлении лицам, задержанным дольше, чем на 24 часа, прогулок на свежем воздухе, по крайней мере, один час в день.

 

б. изолятор временного содержания (ИВС) г. Киева

15. После визита в это учреждение в 1998 году Комитет пришел к заключению, что условия содержания в ИВС являют собою негуманное отношение, сопровождаемое риском для здоровья лиц, содержащихся под стражей (пункт 84 первого доклада Комитета). Делегация, находившаяся с визитом в 1999 году, констатирует, что в ответ на некоторые рекомендации Комитета были принятые меры. Но наряду с этим условия содержания остаются очень ненадежными, а ситуация усложняется тем, что срок содержания в ИВС доходит до двух месяцев.

16. Одним из наиболее положительных результатов после первого визита, который следует отметить, является значительное снижение перенаселенности камер. В июле 1999 года в ИВС г. Киева, рассчитанном на 156 мест, содержалось 167 лиц, из них двенадцать женщин и двое несовершеннолетних, против 319 лиц в феврале 1998 года. И все же, несмотря на это достижение, уровень наполненности камер остается все еще очень высоким.

Еще одним значительным улучшением является частичное ограждение (на высоту 1,80 м) туалетов в камерах, что создает определенные удобства пользователям. Тем не менее, еще во многих камерах гигиена санузлов оставляет желать лучшего.

Выполнены работы по покраске большого числа камер и общий уровень чистоты стал выше, чем во время первого визита. В частности, предприняты эффективные меры по борьбе с педикулезом, а задержанным выдаются предметы личной гигиены.

17. По другим важным вопросам, напротив – не сделано никаких улучшений. Прежде всего, камеры остаются без доступа дневного света, а искусственное освещение и вентиляция не улучшены. В камерах настолько душно (400), что заключенные вынуждены оставаться в нижнем белье. Совершенно ясно, что отсутствие свежего воздуха создает опасность для здоровья задержанных, в частности, содействует распространению болезней.

Как и раньше, задержанные мужчины не имеют возможности принимать душ (женщины  могут это делать лишь время от времени); задержанным, не получающим посылок (а таких много), не выдают необходимые средства гигиены.

Кроме этого, задержанным не выдают матрасов, а в некоторых камерах только начали выдавать одеяла.

18. Физические упражнения на свежем воздухе задержанные могут выполнять ежедневно только по 20 минут. Конечно, это уже достижение, но все еще не отвечает рекомендациям Комитета. Кроме того, площадка не приспособлена для прогулок: дворик размером 20 м2 окружен стеной высотой около 5 м и покрыт металлическими решетками. В нем помещается до 12 человек.

19. Ответственность за охрану здоровья возложена на двух фельдшеров. Они работают полный рабочий день, что позволяет обследовать только что задержанных лиц. Однако медицинский осмотр задержанных при поступлении в ИВС остается таким же недостаточным, как и в 1998 году.

20. Ситуация с питанием и контактами с внешним миром (свидания, переписка, радио, пресса) идентична описанной в пунктах 81и 83 первого доклада.

21. Хотя в некоторых областях достигнут определенный успех, в целом еще многое следует сделать, чтобы выполнить меры, рекомендованные Комитетом. Снижение перенаселенности является, очевидно, той первоочередной задачей, которую следует решать, чтобы значительно улучшиться условия содержания лиц, лишенных свободы. Учитывая это, срочные рекомендации, сделанные Комитетом в отношении ИВС Киева и до сих пор не исполненные, немедленно должны быть выполнены.

Комитет снова рекомендует немедленно принять следующие меры:

-   гарантировать лицам, содержащимся под стражей, ежедневные прогулки на свежем воздухе в течение часа;

-  выдавать задержанным средства гигиены первой необходимости и обеспечивать заключенных водой в той мере, какая необходима для личной гигиены;

-   гарантировать задержанным теплый душ один раз в неделю;

-   выдавать всем задержанным матрас и чистое одеяло;

-   предоставлять заключенным минимальную возможность читать или заниматься другой деятельностью.

Кроме того, Комитет рекомендует, чтобы не позднее первого полугодия 2000 года были выполнены такие меры:

-  технически переоборудовать окна камер в ИВС, как отмечает украинская сторона в письме от 29 июня 1998 года, чтобы обеспечить доступ дневного света и улучшить вентиляцию камер;

-   улучшить качество искусственного освещения камер;

-  пересмотреть условия проведения прогулок на свежем воздухе, чтобы заключенные могли делать физические упражнения.

Комитет также просит, чтобы были выполнены другие его рекомендации, сформулированные в пункте 86 предыдущего доклада о контактах заключенных с внешним миром и постоянном присутствия в ИВС врача.

В заключение, принимая во внимание сложную экономическую ситуацию в стране, Комитет рекомендует, чтобы лицам, содержащимся под стражей, разрешалось получать посылки с момента задержания (а не только начиная с десятого дня) и чтобы они этого права не лишались в качестве дисциплинарного взыскания.


 

в.   визит контроля в места временного содержания Управления

транспортной милиции г. Киева

22. Во время визита 1998 года условия содержания в так называемых “фильтрационных”  комнатах Управления транспортной милиции МВД Украины были не приемлемы. С тех пор произошли некоторые изменения. Оборудовано помещение размером 10 м2 , предназначенное для содержания лиц, подозреваемых в административном правонарушении. Однако делегация встретила там лицо, удерживаемое в течение трех дней и которому не было предоставлено ни матраса, ни одеяла и которое, чтобы поесть, ожидало передач от близких. Комитет рекомендует, чтобы любому лицу, которое вынуждено провести ночь в заключении, предоставлялись матрас, одеяло и пища в обычные часы. Необходимо также улучшить искусственное освещение в застекленном помещении.

В этом подразделении транспортной милиции имеются две камеры – одна размером менее 4 м2, а во второй располагаются две клетки по 3 м2. По словам работников милиции, эти камеры используют для содержания подозреваемых в совершении преступлений не дольше нескольких часов. Комитет желает получить подтверждение этому; подобные камеры, учитывая их размеры, не приспособлены для содержания задержанных в течение ночи.

23. Были предприняты усилия для улучшения бытовых условий в приемнике-распределителе для подозреваемых в совершении преступлений и бродяг.  Комнаты здесь заметно менее населены, чем в 1998 году (на 50 %), и это обеспечивает надлежащее пространство для пребывания задержанных, каждый имеет в своем распоряжении кровать с постельными принадлежностями. Положительно и то, что камеры чистые. В то же время нет доступа дневного света в камеры, а искусственное освещение остается посредственным. Никак не отделены от камер туалеты, а их санитарное состояние оставляет желать лучшего. И, наконец, остается, как в других учреждениях милиции, проблема обеспечения основными предметами личной гигиены. Нет никаких изменений здесь и в отношении прогулок на свежем воздухе и других форм физической активности. Задержанным не предоставляется возможность заниматься физическими упражнениями хотя бы в течение часа ежедневно.

Комитет снова настаивает на рекомендациях, изложенных в пункте 21, в которых речь идет о предоставлении прогулок на свежем воздухе, обеспечении основными средствами личной гигиены, доступе дневного света и улучшении искусственного освещения и вентиляции.

 

Б.   Учреждения Государственного департамента

по вопросам исполнения наказаний

 

1.   Предварительные замечания

24. Госдепартамент по вопросам исполнения наказаний столкнулся с проблемой более значительной перенаселенности пенитенциарных учреждений, чем во время первого визита Комитета в Украину. В июле 1999 года число заключенных лиц составило 230 000 (что на 19 000 большее, чем в 1998 году) при таком же числе учреждений. Особенно это ощущалось в СИЗО. Конечно, следует учесть некоторое снижение числа заключенных в связи с Законом “Об амнистии”. И все же, успехов в борьбе против перенаселенности пенитенциарных учреждений, как было рекомендовано Комитетом в пунктах 17 и 111 первого доклада, совсем не было достигнуто. Комитет повторяет, что следует предоставить высший приоритет осуществлению широкого диапазона мер, направленных на борьбу с переполненностью пенитенциарных учреждений. Органы украинской власти должны воспользоваться недавней рекомендацией Комитета Министров Совета Европы № R (99) 22 о переполненности тюрем. Если не определить такие приоритеты, то любая попытка улучшить условия содержания лиц в местах лишения свободы будет обречена на поражение

 

2. Жестокое обращение

25. Делегация почти не слышала заявлений о жестоком обращении с заключенными персонала СИЗО г. Харькова и колонии № 85 в Буче.

В то же время поступило много замечаний о применении физической силы и о порче личных вещей заключенных членами отряда специального назначения (Спецназ), которые с замаскированными лицами постоянно действовали в колонии № 85. Последний раз силу этого отряда применяли незадолго до прибытия делегации. Физическая сила применяется, главным образом, к заключенным, содержащимся в штрафном изоляторе. Делегация обсуждала эту проблему с ответственными должностными лицами колонии и представителями Департамента. Было признано существование специального отряда в подчинении Управления Госдепартамента в Киевской области. Представители Госдепартамента отметили, что на отряды специального назначения возложена функция осуществления контроля и проведения обысков жилой и рабочей зон учреждения, “сдерживание” нарушителей дисциплины и предупреждение действий, которые противоречат правилам внутреннего распорядка.

В конце визита члены делегации предложили украинской власти провести расследование методов, которые применяются спецотрядом во время проведения операций в пенитенциарных учреждениях, предоставить Комитету в течение трех месяцев результаты этого расследования и предпринятые по его итогам меры. На данный момент никакая информация еще не поступала. В соответствии со статьей 3 Конвенции, Комитет просит украинскую сторону выполнить требование членов делегации в кратчайший срок.[7]

26. Рекомендации Комитета не ограничиваются замечаниями о жестоком обращении персонала учреждения с осужденными. Подчеркивая сказанное и уделяя этому особое внимание, члены Комитета вместе с тем обеспокоены и случаями насилия и запугивания среди заключенных. Такие заявления поступали со стороны некоторых заключенных колонии № 85. Следует добавить, что в медицинских карточках отмечены случаи травм, соответствующие подобным заявлениям.

Делегации уделила внимание вопросам обращения с заключенными-гомосексуалистами. Эти заключенные подвергаются различной формы дискриминации – им не разрешают садиться за один стол с остальными, они обязаны пользоваться другой посудой, вынуждены прибирать помещения, спать на отведенных местах возле входа в помещение. Поступали заявления, что таких заключенных другие заключенные насильно принуждают к сексуальным связям. Возможно, администрация колонии знает об этой ситуации[8].

27. Администрация пенитенциарных учреждений обязана нести ответственность за заключенных и защищать их от тех из них, кто пытается нанести ущерб другим. В частности, важно, чтобы работники колонии уделяли внимание проявлениям волнений и сразу реагировали на них. Решающим фактором при этом являются позитивные взаимоотношения между персоналом и осужденными, поэтому надо, чтобы работники учреждения имели достаточную квалификацию в общении с людьми (об этом идет речь в пункте 162 первого доклада Комитета). Конечно же, в зависимости от конкретной ситуации может потребоваться принятие особых мер безопасности. Все равно такие меры будут ни чем иным, как всего лишь дополнением к упомянутым взаимоотношениям.

Комитет рекомендует украинским властям, исходя из его замечаний, внедрить стратегию борьбы против насилия и запугивания заключенных.

 

3.  Визит контроля в СИЗО № 313/203  Харькова

а.   условия содержания общего спецконтингента

28. Описание СИЗО № 313/203 Харькова представлено в пункте 118 первого доклада. Перенаселенность во время визита 1999 года была еще большей, чем в 1998 году. В учреждении содержался 4 071 заключенный (на 311 больше, чем год назад) при расчетной вместимости 2 800 мест из расчета 2,5 м2 на человека. Получается, что фактически на одного заключенного приходится около 1 м2. Такая ситуация является совершенно нетерпимой.

29. Однако, несмотря на эту серьезную проблему, бытовые условия некоторых блоков тюремных камер улучшились, в комплексе зданий проведен ремонт на сумму 330 336 гривен. В частности, налажена канализация, водоснабжение и вентиляционная система в здании № 1; облицованы плиткой коридоры в ряде зданий, оборудованы дополнительные душевые комнаты в здании № 6, расширена площадь для свиданий, обустроена кровля в двориках для прогулок, оборудована хлебопекарня и т.д.. Начаты работы по отделению туалетов и по обеспечению каждого заключенного отдельной кроватью.

Наиболее значительным достижением следует признать введение в эксплуатацию нового здания № 4 на 330 мест для женщин. По сравнению с остальными обитателями учреждения заключенные женщины имеют наибольшую площадь, но вместе с тем еще не достаточную (от 2 м2 до 3м2 на человека). В их камерах нормальный доступ дневного света, надлежащее искусственное освещение, они чистые и хорошо проветриваются. У каждой женщины есть отдельная кровать с постельным бельем, а туалеты отделены стеной и занавесом. Таким достижениям можно радоваться.

30. Значительным прогрессом в улучшении условий содержания заключенных является снятие с окон металлических жалюзи в зданиях № 1, 2 и 5. Кроме заметного улучшения дневного освещения в камерах, это положительно повлияло на качество их вентиляции. К сожалению, около 10% окон остались с жалюзи по соображениям безопасности (в камерах, окна которых выходят на улицу, или в камерах, позволяющих заключенным общаться друг с другом и т.д.). Комитет признает, что в специфических случаях такие меры безопасности могут быть оправданы. Вместе с тем, такие меры не должны лишать заключенных доступа дневного света и свежего воздуха. Речь идет об основных жизненных элементах, на которые может претендовать каждый заключенный. Кроме того, отсутствие этих жизненных основ создает условия, благоприятные для распространения болезней, в частности, туберкулеза.

31. Бытовые условия в зданиях № 1 и 2 остались такими же плохими, как и в 1998 году (пункт 123 первого доклада). Хотелось бы надеяться, что будет  отдан высокий приоритет ремонту этих зданий, в частности, жилой зоны. В связи с недостатком передач от родственников повсюду сохраняется дефицит основных предметов личной гигиены.

32. Не изменилось положение дел и с деятельностью вне тюремных камер, за исключением оснащения небольшого спортзала и комнаты с компьютером в здании для несовершеннолетних. Подавляющее большинство заключенных ничем не занимается, ограничиваясь прогулками на свежем воздухе.

Вопрос об организации программ деятельности вне тюремной камеры, принимая во внимание перенаселенность СИЗО, остается открытым. Следует, однако, повторить, что нельзя содержать заключенных почти все время в переполненных камерах и с бытовыми условиями, как правило, достаточно плохими.

33. Результат усилий, предпринимаемых в СИЗО Харькова для улучшения условий содержания заключенных, будет зависеть, в первую очередь, от существенного снижения перенаселенности. Этого невозможно достичь без срочного проведения ожидаемых реформ законодательства и, возможно, прежде всего, без решимости и желания власти изменить политику судебного преследования.

Национальные и местные органы власти должны продолжать усилия, ожидая перемены в этом направлении. Комитет рекомендует как можно скорее предпринять меры для того, чтобы:

-  бытовые условия содержания заключенных в зданиях № 1 и 2 привести к уровню условий в здании № 4;

-  каждый заключенный имел доступ к дневному свету и свежему воздуху;

-  каждый заключенный получал в достатке средства личной гигиены первой необходимости.

Комитет напоминает свою рекомендацию о том, что следует использовать внешнюю территорию и существующие инфраструктуры, чтобы обеспечить заключенным возможность заниматься спортом и активизировать свой досуг. Остается актуальной долгосрочная цель в решении проблемы занять активной деятельностью заключенных, изложенная в пункте 130 первого доклада Комитета.

 


 

б.  заключенные, осужденные к смертной казни

34. В июле 1999 года в СИЗО содержалось 23 человека, приговоренных к смертной казни[9]. Они, как и в 1998 году, были размещены на первом этаже здания. Некоторые изменения произошли в бытовых условиях содержания этой категории заключенных. Следует приветствовать, прежде всего, тот факт, что теперь в их камеры есть доступ дневного света. Камеры выложены плиткой, а постельное белье лучшего качества, чем в 1998 году.

Вместе с тем, туалеты в камерах не огорожены и в результате один осужденный вынужден справлять нужду всегда на глазах соседа. Работники СИЗО пояснили, что при ограждении туалетов уменьшатся размеры камеры. Но этот аргумент не убедил членов Комитета. Существуют методы, позволяющие обеспечить минимум удобств осужденному, не посягая при этом на размеры камеры. Комитет рекомендует воспользоваться ими.

Кроме того, рекомендация Комитета об обеспечении предметами личной гигиены, содержащаяся в пункте 33, относится в равной степени и к осужденным к смертной казни.

35. В настоящее время осужденные к смертной казни имеют право ежедневно на один час прогулки на свежем воздухе. Для этого есть 12 площадок для прогулок под открытым небом. Однако они не достаточно просторны, чтобы осужденные могли там выполнять физические упражнения.

36. Предыдущий приказ Председателя Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний от 25 июня 1999 года о содержании в СИЗО лиц, осужденных к смертной казни, несколько уточняет юридический статус этой категории осужденных. Он, в частности, определяет, что условия содержания должны отвечать уважению человеческого достоинства, а осужденные имеют право на чтение, исповедание религии и отправку жалоб. В этом вопросе есть и заметный прогресс – если им воспользуются осужденные к смертной казни (независимо от того, является ли приговор окончательным): длительность свиданий с близкими увеличена до двух часов в месяц, право на переписку больше не ограничивается, а письма, отправленные адвокату или прокурору, не подвергаются цензуре.

Комитет рекомендует контролировать неуклонное исполнение данного приказа. Следует, в частности, убедиться, что в СИЗО Харькова, как и в других учреждениях, все осужденные к смертной казни действительно имеют право ежемесячно на свидание с родственниками в течение двух часов и на переписку без ограничений. Кроме того, следует ознакомить с данным приказом всех осужденных к смертной казни, чтобы быть уверенным, что все из них в полной мере проинформированы о своих правах и обязанностях.

Учитывая вышесказанное, в заключение Комитет рекомендует предпринять меры, чтобы письма, адресованные в Европейский Суд по правам человека и Президенту Комитета, отправлялись по тем же правилам, что и письма адвокату или прокурору.

37. Этот приказ не урегулировал другие неприемлемые аспекты режима содержания осужденных к смертной казни. Поэтому эти осужденные проводят в камерах все еще по 23 часа в сутки. Человеческие общение остается ограниченным и нередко ограничивается контактами через окошко камеры. По утверждениям должностных лиц Госдепартамента, какие-либо изменения  в этой сфере зависят от нового законодательства, в связи с этим уже направлены предложения. Комитет приветствует эту инициативу, но предполагает, что это займет некоторое время. Если украинские власти уже сделали определенные улучшения, они должны представить ответ на рекомендации Комитета и срочно пересмотреть режим содержания осужденных к смертной казни в СИЗО  Харькова, также, как и в других пенитенциарных учреждениях Украины, с целью обеспечить их разного рода деятельностью и общением. Комитет рекомендует властям немедленно действовать в этом направлении,

 

4. Исправительная колония № 85 в Буче Киевской области

38. Колония № 85 была основана в 1943 году. В 1960 году она стала колонией строгого режима. Это учреждение Госдепартамента по вопросам исполнения наказаний предназначено для содержания взрослых рецидивистов со сроком заключения от года до 15 лет. Учреждение рассчитано на 1 950 мест из расчета небольшой площади на одного человека. На время визита там находилось 1 909 осужденных.

 

а. бытовые условия

39. Осужденные размещены в шести очень старых четырехэтажных зданиях. Подавляющая часть тюремного населения располагается в спальных помещениях, некоторые из которых вмещают около 50, а иные – более 100 человек, хотя в зданиях № 1 и 2 есть помещения поменьше, где находится от 5 до 20 кроватей. В целом жизненного пространства недостаточно, на каждого приходится около 2 м2. В отличие от СИЗО Харькова, осужденные в дневное время в камерах не находятся. В спальных помещениях достаточный доступ дневного света, они хорошо проветриваются. К сожалению, это единственный положительный момент почти во всех зданиях, за исключением здания № 1, где спальные помещения чистые, поддерживаются в сравнительно хорошем состоянии и хорошо оборудованы. Однако ситуация в целом является очень неблагополучной. Очевидна серьезная убогость жилых зон, часто не хватает электрических лампочек, электрическая система неисправна. Жилая зона грязная, осужденным не хватает необходимых средств гигиены. Оборудование камер состоит, как правило, из двухъярусных кроватей в плохом состоянии, постельное белье грязное и изношенное. К тому же в некоторых помещениях осужденных было больше, чем кроватей. Кое-где ведутся ремонтные работы, но, как заметили члены делегации, они ограничиваются покраской стен спальных помещений, отчасти благодаря материалам, предоставленным родственниками осужденных.

Санитарные помещения (туалет, умывальники) грязные, примитивные, в ужасном состоянии. Там тоже ведется ремонт.

40. Осужденным сложно поддерживать личную гигиену на надлежащем уровне. Кроме отсутствия основных предметов гигиены, в колонии не хватает душевых комнат. На примерно 2000 человек в колонии всего 8 душевых, из которых только три работают[10]. К тому же теплая вода отключается до октября.

41. Комитет рекомендует украинским властям усилить меры по ремонту зданий в колонии № 85, чтобы привести их к такому же уровню, как здание № 1, и постепенно улучшать условия содержания. Для этого надо:

-  предоставить каждому отдельную кровать, постельное белье и регулярно менять его;

-  предоставить каждому осужденному предметы личной гигиены и возможность принимать теплый душ раз в неделю, что потребует увеличение числа душевых;

-  предоставить осужденным достаточно моющих средств для поддержания чистоты в спальных помещениях.

 

б.  деятельность

42. Следует сразу отметить, что режим содержания осужденных гибкий. Они могут перемещаться между спальными помещениями и по прилегающей территории с шести до двадцати двух часов. Вместе с тем столь щедро предоставленное время вне камеры не может компенсировать отрицательные последствия отсутствия деятельности у двух третей осужденных.

Лишь шестьсот осужденных имеют работу, главным образом, в одной из производственных мастерских колонии. При этом число работающих колеблется в зависимости от наличия договоров, заключенных учреждением с предприятиями. В связи со сложной экономической ситуацией это становится делать все труднее. В первом докладе (пункт 113) Комитет уже подчеркивал, что предоставление осужденным работы составляет фундаментальный элемент процесса ресоциализации. Эта возможность не должна определяться исключительно возможностями рынка. Государству следует вести активную политику, которая стимулировала бы заказы на продукцию пенитенциарных учреждений.

В колонии есть зал для проведения культурных мероприятий и площадка для спортивных занятий. Но осужденные часто жаловались на то, что такие занятия проводятся нерегулярно.

И, наконец – осужденным не предлагаются образовательные программы.

В действительности, подавляющее большинство осужденных ничем не занимается. Чтобы скоротать время, им остается лишь читать, смотреть телевизор (если он работает) или гулять во дворе. Такое положение вещей осложняется тем, что у большинства осужденных длительный срок заключения.

43. Комитет рекомендует:

-  срочно обеспечить регулярный доступ осужденных к культурной и спортивной деятельности. Следует рассмотреть возможность увеличения спортивного оборудования;

-  постепенно увеличивать число рабочих мест, согласно замечаниям, содержащимся выше в пункте 42;

-  ввести образовательные программы для осужденных.

Направление развития программ деятельности, изложенное в пункте 130 первого доклада, особенно касается осужденных лиц. Следует стимулировать их потенциал и вести надлежащую подготовку к освобождению.

5.  Охрана здоровья

44. По состоянию на июль 1999 года, ответственность за охрану здоровья возложена на управление здравоохранения МВД. Именно в это время интенсивно обсуждается вопрос о передаче этих обязанностей в ведение Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний[11]. По этому вопросу Комитет снова обращает внимание на рекомендации пунктов 141 и 142 первого доклада.

45. Медико-санитарная часть Харьковского СИЗО никак не усилена. Отрицательное влияние нехватки медперсонала на уровень медицинского обслуживания стало еще драматичнее, чем в 1998 году, учитывая рост численности спецконтингента.

Вместе с тем, в ответ на некоторые рекомендации Комитета предпринят ряд мер. Особенно это касается улучшения условий содержания больных туберкулезом, они во время визита в 1998 года были ужасны. Такие больные размещены в здании № 6, где условия значительно лучшие – дневное освещение, вентиляция и чистое постельное белье. Сделано больше: в здании № 5 соматические больные получают надлежащий уход. Для женщин оборудовано медицинское отделение в здании № 4, приличные условия которого уже описаны ранее. Следует отметить, что начато выполнение рекомендации Комитета по обеспечению медикаментами.

Подобные усилия следует только поощрять. Комитет снова рекомендует увеличить численность медицинского персонала СИЗО. Прежде всего, следует увеличить число фельдшеров и санитаров. Желательно постоянно улучшать медицинское обслуживание и санитарные условия.

46. Медицинское обслуживание колонии № 85 обеспечивают три врача (два терапевта и один психиатр), пять фельдшеров и дантист, который работает не полный рабочий день. Такая команда медработников, очевидно, недостаточна для обеспечения надлежащего медицинского ухода за около 2 000 осужденными. Помещения медсанчасти чистые, хотя и со старым оборудованием.

47. На территории колонии находится межобластная больница на 120 мест, одна половина ее отдана хирургическому отделению, а вторая – отделению внутренних болезней. Личный состав медицинской части приемлем: 12 врачей, 5 фельдшеров и 27 санитаров. Комнаты и оборудование больницы слишком просты и не отвечают роли, которую должны выполнять. Особенно это касается операционной – она плохо проветривается и ее санитарно-гигиеническое состояние весьма сомнительно. Несмотря на проводимые хирургические операции, в больнице нет ни одной послеоперационной палаты.

48. Комитет рекомендует увеличить численность личного состава медицинской службы Бучанской колонии № 85, прежде всего, фельдшеров; необходимо также, чтобы дантист работал полный рабочий день. Комитет рекомендует проконтролировать, чтобы операционная палата межобластной больницы отвечала санитарно-гигиеническим требованиям, следует также оборудовать послеоперационную палату.

49. Комитет пытается вновь обратить внимание на три вопроса, общие для двух посещенных учреждений. Эти вопросы уже поднимались в предыдущем докладе. Первый – обеспечение медикаментами, положение с которыми стало хуже, чем в 1998 году. Так, в СИЗО г. Харькова, равно как в Бучанской колонии № 85 (включая межобластную больницу), запасы медикаментов очень ограниченные, а срок годности кое-каких медикаментов в колонии просрочен. Прекращены поставки ряда медикаментов, среди которых противотуберкулезные.

Комитет уже в первом докладе подчеркивал, что такая ситуация неприемлема. Особенно это касается лечения таких болезней, как туберкулез, для которых характерно повышенное сопротивление антибиотикам. Подобное положение нетерпимо. Государство обязано, несмотря на экономическое положение, гарантировать лицам, которых оно удерживает в местах лишения свободы, доступ к медикаментам, исходя из состояния их здоровья.

50. Второй вопрос касается именно туберкулеза. Комитет уже подчеркивал в первом докладе, что ответственные лица пенитенциарных учреждений должны обеспечивать надлежащее лечение этой болезни, которая может быть смертельной, а также гарантировать надлежащие методы диагностики и защиты. В посещенных учреждениях до этого далеко. В больнице нет средств для диагностики туберкулеза, о которых говорится в пункте l53 первого доклада, отсутствуют материалы для проведения анализов (например, нет пленки для рентгенографии). Было признано отсутствие средств для лечения туберкулеза, включая его активную форму; нет, прежде всего, возможности предупреждать болезнь. Вместе с тем, ответственные лица Департамента по вопросам исполнения наказаний уверили членов делегации в твердом желании бороться с этой болезнью.

51. Комитет повторяет рекомендации по данным вопросам, в частности:

-  немедленно обеспечить достаточное снабжение медикаментами СИЗО Харькова, Бучанскую колонию №85 Киевской области и межобластную больницу, так же, как все другие пенитенциарные учреждения Украины. Высший приоритет следует предоставить снабжению медикаментами для лечения туберкулеза.

-  немедленно внедрить эффективную стратегию контроля и борьбы с туберкулезом, надлежащим образом руководствуясь в этой сфере рекомендациями ВОЗ и международного Комитета Красного Креста.

52. Третий вопрос касается питания заключенных. В Харьковском СИЗО ситуация несколько улучшилась благодаря инициативам руководства СИЗО. Однако все еще невозможно соблюдать различные нормы калорийности, предусмотренные правилами. В колонии № 85 ситуация с питанием явно менее оптимистичная. Администрация учреждения утверждает, что бюджетные средства очень ограничены: менее 30 гривен в месяц на каждого заключенного на питание, да еще 35 гривен, заказываемые на оплату каждого работающего заключенного. Питание заключенных во многом зависит от посылок родственников (хотя многие их вовсе не получают), к тому же передают некоторые запрещенные продукты. Врачи делегации констатировали, что меню на день визита (согласно записи, составляло 3.756 калорий) не соответствовало тому, что реально давали заключенным. Было обнаружено, что мясо, которое собирались готовить, непригодно для употребления, как по внешнему виду, так и на запах.

Комитет еще раз подчеркивает, что государство должно при любых обстоятельствах обеспечивать людей, которые содержатся в местах лишения свободы, основными жизненно необходимыми продуктами. Очевидно, что это касается и пищи, которая должна предоставляться в надлежащем качестве и количестве. Комитет рекомендует украинской власти немедленно предпринять необходимые меры, чтобы пенитенциарные учреждения Украины  строго придерживались различных норм рациона. Очень важно заботиться о том, чтобы для приготовления пищи не использовались непригодные для употребления продукты питания. Кроме того, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, не следует в качестве дисциплинарного взыскания запрещать посылки, а также следует пересмотреть перечень продуктов, запрещенных в колонии № 85.

 

6.  Дисциплина и изоляция

53. Условия содержания в карцерах Харьковского СИЗО признаны неприемлемыми еще во время визита в 1998 году. Не последовало реакции практически ни на одну рекомендацию, сделанную Комитетом в пункте 164 первого доклада. Единственным позитивным моментом является обеспечение доступа дневного света в пяти из десяти камерах. Кроме того, в новых камерах для женщин остались главные недостатки: нет доступа дневного света, искусственное освещение и вентиляция слабенькие. Поэтому Комитет снова возвращается к рекомендациям, сделанным в пункте 164 первого доклада.

В колонии № 85 размеры камер штрафного изолятора от 10 до l4 м2. Учитывая это, уровень заполнения камер – до шести человек – является слишком завышенным. Доступ дневного света очень посредственный; это касается и искусственного освещения. Неприемлемо и оборудование камер – туалеты не отгорожены, не всегда подается вода, система оповещения не использовалась. Наблюдались и позитивные моменты: осужденные получают на ночь матрас, подушку и одеяло, имеют ежедневную прогулку на свежем воздухе в течение часа. К сожалению, они не имеют доступа к чтению. Комитет рекомендует украинской власти устранить указанные недостатки и предоставить осужденным, помещенным в штрафной изолятор, возможность читать.

54. В колонии есть помещения камерного типа (ПКТ), срок изоляции в них достигает шести месяцев. Камеры по размерам и уровню возможной заполненности аналогичны вышеописанным камерам штрафного изолятора. Содержащиеся в ПКТ осужденные имеют право на прогулку два часа в день и на чтение в камере. Не разрешается никакая иная форма активной деятельности. Это недопустимо при столь длительной изоляции. Здесь целесообразно использовать те же рекомендации, что и по поводу бытовых условий содержания в штрафном изоляторе. Кроме того, Комитет рекомендует пересмотреть режим изоляции осужденных в ПКТ, чтобы предоставить им возможность заниматься различными формами активной деятельности.

Комитет желает получить подробную информацию о юридических основаниях изоляции осужденного в помещении камерного типа или штрафном изоляторе и о существующих процедурных гарантиях: информируется ли осужденный, к которому применена изоляция, о мотивах такого наказания, имеет ли он возможность высказывать свою точку зрения или оспаривать это решение?

55. Комитет с озабоченностью узнал, что в колонии № 85 осужденных, содержащихся в изоляции, стригут наголо. Приведенное основание такой меры – требования гигиены – является абсолютно неубедительным. Очевидно, что такая практика является унизительной. Комитет рекомендует прекратить ее.


 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Краткое изложение рекомендаций, комментариев и информационных запросов Комитета

 

А. Учреждения милиции

 

1. Предварительные замечания

информационный запрос

-  данные о последствиях жалобы на неправомерные действия со стороны работников милиции, которая была направлена задержанным NN[12] в районную и областную прокуратуры Харьковской области и передана в Генеральную прокуратуру Украины (пункт 7);

 

2. Условия содержания под стражей

а.   районные управления внутренних дел

рекомендации

-   гарантировать немедленно, чтобы:

▪ находящиеся под стражей лица постоянно имели доступ к питьевой воде;

▪ пища предоставлялась задержанному уже через несколько часов. Немедленно предпринять меры, чтобы работники районных отделений милиции предоставляли в положенное время пищу задержанным, у которых недостаточно средств.

▪ содержащиеся под стражей лица имели доступ к туалету в любое время (пункт 14);

- выполнить рекомендации, уже сформулированные в пункте 68 первого доклада Комитета, об освещении и вентиляции камер, также как и рекомендации пункта 69 о предоставлении прогулок на свежем воздухе по крайней мере один час в день лицам, задержанным на срок дольше, чем 24 часа  (пункт 14).

 

б.   изолятор временного содержания (ИВС) г. Киева

рекомендации

-   немедленно предпринять такие меры:

▪  гарантировать содержащимся под стражей лицам ежедневные прогулки на свежем воздухе в течение одного часа в сутки;

▪  предоставлять задержанным лицам средства гигиены первой необходимости и обеспечивать их водой для личной гигиены в достатке;

▪  обеспечить любому задержанному лицу теплый душ один раз в неделю;

▪  обеспечивать всех задержанных лиц матрасом и чистым одеялом;

▪  предоставлять заключенным минимальную возможность читать или заниматься другими формами активной деятельности (пункт 21).

-   в срок не позднее первого полугодия 2000 года:

▪  технически переоборудовать окна камер, чтобы обеспечить доступ дневного света и улучшить вентиляцию камер;

▪  улучшить уровень искусственного освещения камер;

▪  пересмотреть условия для прогулок на свежем воздухе, чтобы заключенные могли выполнять физические упражнения (пункт 21);

-   выполнить другие рекомендации Комитета пункта 86 предыдущего доклада о контактах заключенных с внешним миром и о постоянном присутствии врача в ИВС;

-  разрешить заключенным получать посылки от родственников с момента задержания (а не только начиная с десятого дня) и не лишать этого права в качестве дисциплинарного взыскания (пункт 21)

 

в. визит контроля в места временного содержания Управления  транспортной милиции г. Киева

рекомендации

-   предоставлять любому лицу, вынужденному провести ночь в заключении в камере временного содержания линейного Управления внутренних дел на Центральном железнодорожном вокзале, матрас и одеяло, и предоставлять каждому заключенному пищу в положенное время (пункт 22);

-   улучшить искусственное освещение в застекленном помещении линейного Управления транспортной милиции (пункт 22);

-   рекомендации пункта 21 о физических упражнениях на свежем воздухе, предоставлении средств личной гигиены, доступе дневного света и улучшении искусственного освещения камер отнести и к приемнику-распределителю для бродяг на Центральном железнодорожном вокзале  Киева (пункт 23).

 

информационные запросы

-   подтвердить, что камеры размером менее 4 м2 и две клетки менее 3 м2 используются только для содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на срок не дольше нескольких часов (пункт 22).

 

Б. Учреждения Государственного департамента

по вопросам исполнения наказаний

 

1. Предварительные замечания

рекомендации

-   предоставить высший приоритет выполнению широкого диапазона мер, направленных на борьбу с переполненностью пенитенциарных учреждений, воспользовавшись недавней рекомендацией Комитета Министров Совета Европы № R (99) 22 о переполненности тюрем (пункт 24).

 

2. Жестокое обращение

рекомендации

-   внедрить стратегию борьбы против насилия и запугивания заключенных, исходя из замечаний, содержащихся в пункте 27 (пункт 27).

 

информационные запросы

-  в кратчайший срок представить информацию о результатах расследования, предложенного Комитетом, о методах, применяемых отрядом специального назначения во время проведения операций в пенитенциарных учреждениях, а также проинформировать о принятых мерах (пункт 25)[13]

 

3. Визит контроля в СИЗО № 313/203 Харькова

а. условия содержания общего спецконтингента

рекомендации

-   осуществить неотложные меры для того, чтобы:

▪  бытовые условия содержания заключенных в зданиях № 1 и 2 привести к уровню условий в здании № 4;

▪  каждый заключенный имел доступ к дневному свету и свежему воздуху;

▪  каждый заключенный получал в достатке средства личной гигиены первой необходимости (пункт 33);

-   использовать внешнюю территорию и существующую инфраструктуру и обеспечить заключенным возможности заниматься спортом и активно проводить свободное время (пункт 33)

 

комментарии

-   остается актуальной долгосрочная цель организации деятельности заключенных, изложенная в пункте 130 первого доклада Комитета (пункт 33).

 

б.  заключенные, осужденные к смертной казни

рекомендации

-  изыскать средства для отделения туалетов в камерах, что позволит обеспечить минимальные удобства осужденным (пункт 34);

-   рекомендация Комитета в пункте 33 о предоставлении основных предметов личной гигиены в равной мере относится и к осужденным к смертной казни (пункт 34);

-   контролировать неуклонное выполнение приказа Председателя Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний от 25 июня 1999 года о содержании в СИЗО лиц, осужденных к смертной казни. В связи с этим следует убедиться, что в СИЗО Харькова, как и в других учреждениях, все осужденные к смертной казни действительно имеют право на ежемесячное свидание с родственниками длительностью два часа и на переписку без ограничений. Кроме того, следует всех осужденных к смертной казни ознакомить с этим приказом, чтоб убедиться, что все они  полностью проинформированы о своих правах и обязанностях (пункт 36);

-   предпринять меры, чтобы письма, адресованные в Европейский Суд по правам человека и Президенту Комитета, отправлялись по тем же правилам, что и письма адвокату и прокурору (пункт 36);

-  срочно пересмотреть режим содержания осужденных к смертной казни в СИЗО Харькова также, как и в других пенитенциарных учреждениях Украины, с целью обеспечить их деятельностью различного рода и надлежащим общением (пункт 37).


 

4. Исправительная колония № 85 в Буче Киевской области

а.  бытовые условия

рекомендации

-  усилить меры по ремонту зданий в колонии № 85, чтобы привести их к такому же уровню, как в здании № 1, и постепенно улучшать условия содержания (пункт 41);

для этого срочно необходимо:

▪  обеспечить каждого заключенного отдельной постелью, постельным бельем и регулярно менять его;

▪  предоставить каждому осужденному предметы личной гигиены и возможность принимать теплый душ раз в неделю. Это предусматривает также увеличение числа душевых;

▪  предоставить в распоряжение осужденных достаточно моющих средств для поддержания чистоты в спальных помещениях (пункт 41).

 

б.  деятельность

рекомендации

-  немедленно обеспечить регулярный доступ осужденных к культурной и спортивной деятельности (пункт 43);

-   увеличивать постепенно число рабочих мест согласно замечаниям, сформулированным в пункте 42 (пункт 43);

-   ввести образовательные программы для осужденных (пункт 43)

 

комментарии

-   изучить возможность увеличения спортивного оборудования (пункт 43);

-  направление развития программ деятельности, изложенное в пункте 130 первого доклада, особенно касается осужденных лиц. Следует стимулировать их потенциал и вести надлежащую подготовку к освобождению (пункт 43);

 

5. Охрана здоровья 

рекомендации

-   увеличить численность медицинского персонала СИЗО № 203  Харькова. Преимущество следует отдать увеличению числа фельдшеров и санитаров. Желательно постоянно улучшать медицинское обслуживание и санитарные условия (пункт 45);

-   увеличить численность медицинской службы колонии № 85 в Буче, прежде всего, фельдшеров; необходимо также, чтобы стоматолог работал полный рабочий день (пункт 48);

-   проконтролировать, чтобы операционная палата межобластной больницы отвечала санитарно-гигиеническим нормам; учитывая наличие операцион-ной в больнице надо оборудовать послеоперационную палату (пункт 48);

-   немедленно обеспечить достаточное снабжение медикаментами СИЗО  Харькова, колонию № 85 в Буче Киевской области и межобластную больницу, равно как и все другие пенитенциарные учреждения Украины. Высший приоритет следует отдать снабжению медикаментами для лечения туберкулеза (пункт 51);

-   немедленно внедрить эффективную стратегию контроля и борьбы с туберкулезом, надлежащим образом руководствуясь в этой сфере рекомендациями ВОЗ и международного Комитета Красного Креста (пункт 51);

-   немедленно предпринять меры, чтобы пенитенциарные учреждения Украины строго придерживались различных норм рациона (пункт 52);

-   заботиться о том, чтобы для приготовления пищи не использовались непригодные для употребления продукты питания (пункт 52);

 

комментарии

-  в вопросе об ответственности за охрану здоровья в пенитенциарных учреждениях следует снова обратить внимание на рекомендации пунктов 141 и 142 первого доклада Комитета (пункт 44);

-   учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, не следует запрещать в качестве дисциплинарного наказания получение посылок; в колонии № 85 следует пересмотреть перечень продуктов, запрещенных к пересылке (пункт 52).

 

6. Дисциплина и изоляция

рекомендации

-   следует обратить внимание на ряд рекомендаций, сделанных в пункте 164 первого доклада Комитета по поводу условий содержания в карцерах Харьковского СИЗО (пункт 53);

-   устранить недостатки, изложенные в пункте 53 данного доклада, в отношении бытовых условий в камерах штрафного изолятора в колонии № 85 в Буче (пункты 53 и 54);

-   предоставить осужденным колонии № 85, помещенным в штрафной изолятор, возможность читать (пункт 53);

-   пересмотреть в колонии № 85 режим изоляции осужденных в ПКТ и предоставить им возможность заниматься различными формами активной деятельности (пункт 54);

-  прекратить в колонии № 85 практику стричь наголо осужденных, помещаемых в штрафной изолятор (пункт 55).

 

информационный запрос

-  предоставить подробную информацию о юридических основаниях для изоляции осужденного в помещении камерного типа или штрафном изоляторе и о существующих процедурных гарантиях: информируется ли осужденный, к которому применена изоляция, о мотивах такого наказания, имеет ли он возможность высказывать свою точку зрения или оспаривать это решение (пункт 54).



[1] Учреждения, которые посещались во время первого визита Комитетом в 1998 году.

[2] Учреждения, которые посещались во время первого визита Комитетом в 1998 году.

[3] То же.

[4]То же

[5]То же.

[6] Согласно пункту 3 статьи 11 Конвенции, имя задержанного лица было исключено.

 

[7] В ответ на принятие доклада, украинская сторона сообщила письмом от 23 ноября 1999 года о последствиях расследования, проведенного 30 августа 1999 года, деятельности отряда специального назначения, созданного в 1991 году Министерством внутренних дел. В частности, отмечается, что на действия  бойцов отряда не поступило ни одной жалобы. Учитывая замечания делегации Комитета, была предоставлена инструкция от 29 июля 1999 года об усилении контроля деятельности членов отрядов во время проведения операций. В частности, их действия должны быть согласованы с представителями прокуратуры, а бойцам отрядов запрещено использовать маски для лица.

[8] В вышеупомянутом письме от 23 ноября 1999 года представители украинской власти говорят о применении к этой категории заключенных упреждающих мер.

[9] В вопросе о смертной казни, начиная с первого визита Комитета, никаких изменений не произошло. Украина продолжает обсуждать мораторий и на сегодня так и не ратифицировала Протокол № 6 Европейской Конвенции по правам человека. В СИЗО сейчас содержатся, согласно данным Госдепартамента, 410 лиц, осужденных на смертную казнь.

[10] Представители украинской власти сообщили письмом от 23 ноября 1999 года, что все существующие душевые отремонтированы.

[11] По данным, сообщенным украинской властью после принятия доклада, специальная структура создана при Госдепартаменте по вопросам исполнения наказаний.

[12] Согласно статье 11, пункту 3 Конвенции, имя задержанного лица исключено.

[13] представители украинской власти ответили на этот запрос письмом от 23 ноября 1999 года.