Рекомендация R (87) 20 Комитета Министров государствам-членам по проблеме общественной реакции на преступления среди несовершеннолетних
принята Комитетом Министров 17 сентября 1987 г.
на 410 заседании Представителей - Заместителей министров
Комитет министров, в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы;
Учитывая то, что молодежь – это поколение, которое развивается и, следовательно, все меры, предпринимаемые в ее отношении, должны носить воспитательный характер;
Принимая во внимание тот факт, что общественная реакция на проблему преступности среди несовершеннолетних должна учитывать индивидуальные особенности и потребности несовершеннолетних, необходимость особого участия по отношению к ним, а также, где это целесообразно, индивидуального обращения, которое, в частности, должно основываться на принципах, закрепленных в Декларации ООН о правах ребенка;
Будучи убежденным в том, что система наказаний несовершеннолетних должна по-прежнему определяться такими ее целями, как воспитание и социальная интеграция, а также должна, по мере возможности, упразднять тюремное заключение несовершеннолетних;
Считая, что меры наказания по отношению к несовершеннолетним должны применяться предпочтительно в их естественной среде и включать общественность, в частности местную;
Будучи уверенным в том, что несовершеннолетним должны предоставляться такие же процессуальные гарантии, как и взрослым;
Принимая во внимание ранее проделанную Советом Европы работу по проблеме преступности среди несовершеннолетних, а именно Резолюцию (78) 62 по вопросам преступности среди несовершеннолетних и социальных сдвигов в обществе, а также выводы 14-ой Конференции по исследованиям в области криминологии на тему «Предотвращение преступности среди несовершеннолетних: роль социальных учреждений в изменяющемся обществе»;
Учитывая Минимум стандартных правил ООН о применении правосудия по отношению к несовершеннолетним (Пекинские правила);
РЕКОМЕНДУЕТ правительствам государств – членов пересмотреть, в случае необходимости, свое законодательство и практику по его применению с целью:
I. Предотвращение
1. приведения в жизнь или продолжения выполнения взятых обязательств по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и их неумения адаптироваться к окружающей обстановке, в частности:
а. путем реализации единой политики, которая бы стимулировала социальную интеграцию молодежи;
б. путем оказания дополнительного содействия и введения в школах, молодежных или спортивных организациях, в качестве эксперимента, специализированных программ для лучшей интеграции молодежи, испытывающей серьезные проблемы в этой сфере;
в. а также принимая определенные меры технического и ситуативного характера для уменьшения количества имеющихся у молодежи возможностей совершить преступление;
II. Изменение мер – заступничество
2. содействия развитию и применению процедуры изменения меры и заступничества на уровне прокурора (прекращение судопроизводства) или на уровне полиции, в странах, где полиция выполняет функции прокурора, для того чтобы не допустить попадания несовершеннолетних в систему уголовного судопроизводства и не дать им пострадать от вытекающих из этого последствий; включения в функции Советов или учреждений по защите детей содействие в применении данных процедур;
3. принятия всех необходимых мер по обеспечению того, что при применении таких процедур:
- получено согласие несовершеннолетнего на мероприятия, которые являются условием изменения меры наказания, а также, при необходимости согласие на сотрудничество его семьи;
- достаточно внимания уделено правам и интересам, как несовершеннолетнего, так и жертвы;
III. Судебное преследование несовершеннолетних
4. гарантирования того, что судебные разбирательства с участием несовершеннолетних проходят в ускоренном порядке, избегая чрезмерных проволочек, с тем, чтобы обеспечить эффективный образовательный процесс;
5. избежания случаев, когда несовершеннолетние предаются суду для взрослых при наличии судов для несовершеннолетних;
6. избежания, насколько это возможно, случаев содержания несовершеннолетних под стражей и, в любом случае, для поощрения контроля за условиями такого содержания со стороны прокурорских властей;
7. избежания возвращения несовершеннолетних под стражу, кроме отдельных случаев совершения старшими подростками серьезных преступлений; в этих случаях, ограничения продолжительности пребывания под стражей и содержания несовершеннолетних отдельно от взрослых; принятия всех необходимых мер для обеспечения того, чтобы решения такого рода, в принципе, принимались после проведения консультаций с учреждениями по социальному обеспечению относительно альтернативных предложений;
8. укрепления позиции несовершеннолетних в ходе разбирательства, включая следствие, путем официального признания среди всего прочего:
- презумпции невиновности;
- права на помощь адвоката, который может быть, в случае необходимости, официально назначен и оплачен государством;
- права на присутствие родителей или другого законного представителя, который должен быть проинформирован обо всем со времени начала разбирательства;
- права несовершеннолетних вызывать и допрашивать свидетелей, делать им очную ставку;
- возможности несовершеннолетних просить о запросе мнения второго эксперта или применении какого-либо другого эквивалентного способа проведения следствия;
- права несовершеннолетних свидетельствовать и, в случае необходимости, высказать свое мнение по поводу предусмотренной для них меры наказания;
- права на апелляцию;
- права ходатайствовать о пересмотре присужденной меры наказания;
- права несовершеннолетних на признание их права на частную жизнь;
9. содействия принятию планов мероприятий, согласно которым все задействованные на разных этапах судебного разбирательства лица (полиция, адвокат, прокуроры, судьи, социальные работники) будут специально обучены законодательству, регулирующему вопросы несовершеннолетних и преступности среди несовершеннолетних;
10. гарантирования того, что вся информация в полицейских отчетах и документах по производству дел несовершеннолетних будут являться конфиденциальными и сообщаться только судебным или равносильным им властям и, что данные записи не будут использованы против заинтересованных лиц при достижении ими совершеннолетия, кроме как при наличии веских оснований, предусмотренных национальным законодательством;
IV. Вмешательство.
11. гарантирования того, что вмешательства в отношении несовершеннолетних преступников будут применяться предпочтительнее в естественной среде несовершеннолетних, уважая их право на образование, их индивидуальность, а также стимулируя их индивидуальное развитие;
12. обеспечения, что такие вмешательства будут ограничены во времени и, что только судебные или равносильные им административные власти могут устанавливать их необходимость, а также прекращать ранее, чем это изначально предусмотрено;
13. в случаях, когда необходимо содержание в исправительном учреждении:
- разнообразия форм исправительных учреждений для обеспечения наличия наиболее подходящего для несовершеннолетнего по возрасту, трудностям и окружению (приемные семьи, семьи);
- учреждения небольших учебных заведений, интегрированных в их социальную, экономическую и культурную среду;
- обеспечения того, что личная свобода несовершеннолетних будет ограничиваться как можно меньше и метод такого ограничения будет выбираться под контролем судебных органов;
- поощрения общения несовершеннолетних с семьей настолько, насколько это возможно во всех формах исправительных учреждений;
- избежания тюремного заключения несовершеннолетних в местах слишком отдаленных или недоступных;
- поддержания контакта между местом заключения и семьей несовершеннолетнего;
14. с целью постепенного ухода от такой меры наказания, как заключение под стражу, и увеличения альтернативных мер наказания, предпочтения таких мер, которые предоставляют несовершеннолетним больше возможностей для социальной интеграции посредством образования, профессионально-технического обучения, во время досуга или другой деятельности;
15. предпочтения среди альтернативных мер наказания таких, которые:
- включают условное наказание под наблюдением и при содействии;
- направлены на то, чтобы совладать с сопротивляемостью в преступном поведении несовершеннолетнего, улучшая его способности приспособиться к окружающей обстановке посредством интенсивных воспитательных работ (включая «интенсивное посредничество»);
- влекут за собой возмещение убытков, нанесенных в результате преступной деятельности несовершеннолетнего;
- влекут за собой общественные работы, соответствующие возрасту и воспитательным потребностям несовершеннолетнего;
16. в случаях, когда по национальному законодательству невозможно избежать приговора о содержании под стражей:
- установления шкалы приговоров, соответствующих определенным обстоятельствам несовершеннолетних, и введения более благоприятных условий исполнения приговора, чем те, которые закон устанавливает для взрослых, в частности, что касается раннего освобождения или отпусков, а так же применения или замены условного наказания;
- требования от судов обосновывать вынесенные приговоры о тюремном заключении;
- отделения несовершеннолетних от взрослых, или, в исключительных случаях, когда необходимо совместное содержание, защиты несовершеннолетних от вредного влияния взрослых;
- обеспечения получения образования и профессионально-технического образования юным заключенным, предпочтительнее связанного с социальной средой, или применения каких-либо других мер, которые бы помогли несовершеннолетнему снова стать полноценным членом общества;
- предоставления поддержки после освобождения и возможной помощи для социальной реабилитации несовершеннолетних;
17. в случае необходимости, пересмотра своих законов, регулирующих проблемы преступности среди малолетних с тем, чтобы соответствующие суды, с учетом личных особенностей несовершеннолетних, имели возможность выносить приговоры, которые бы носили воспитательный характер по своей природе и стимулировали социальную интеграцию;
V. Исследования.
18. поощрения и содействия сравнительному анализу по проблеме преступности среди несовершеннолетних для предоставления базы для дальнейших действия в этой области с акцентом на изучение:
- превентивных мер;
- отношений между полицией и молодежью;
- влияния новых тенденций преступности на функционирование правовых систем в отношении несовершеннолетних;
- специального обучения для всех, задействованных в этой области;
- сравнительных особенностей преступности среди несовершеннолетних и преступности среди молодежи, а также мероприятий по перевоспитанию и социальной интеграции конкретно для каждой из возрастных групп;
- альтернатив к лишению свободы;
- участие общественности в исправлении молодых преступников;
- отношение между демографическими факторами и рынком труда с одной стороны и преступностью среди несовершеннолетних с другой;
- роли средств массовой информации в совершении и реакции на преступления;
- таких институтов, как омбудсмен для молодежи или советов по разбирательству жалоб для защиты прав молодежи;
- мероприятий и методик по примирению молодых преступников и их жертв.