http://ukrprison.org.ua/index.php?id=1223923728


Порядок оценки правопослушного поведения осужденного

Ирина Яковец
Одним из ключевых моментов в процессе исполнения-отбывания наказания является механизм (процедура) оценки поведения осужденного, поскольку именно от этого во многом зависит его дальнейшая «судьба» и перспективы. Вместе с тем, вопрос о том, насколько существующие критерии подобной оценки соответствуют современным реалиям и насколько полно они отображают реальное положение с исправлением осужденного и его готовности к «ресоциализации» - до сих пор практически не поднимался.
Именно поэтому мы и считаем важным более детально рассмотреть указанный механизм, изложив при этом свои комментарии относительно существующих критериев.
Целью данной статьи является попытка обратить внимание на данную проблему и получить различные мнения специалистов о путях ее разрешения.
Итак, -
Существующие критерии оценки поведения
Являются практически идентичными для всех стран бывшего СССР.
На примере Украины.
Критерии оценки поведения осужденных, в основном, применяются при решении вопроса (такие критерии имеют определенное значение и при решении вопроса освобождения по болезни, амнистии, помиловании, установлении административного надзора и т.п.):
- изменения условий содержания путем перевода в учреждение исполнения наказаний иного вида (ст. 100, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Украины – далее УИК Украины);
- замены неотбытой части срока наказания более мягким наказанием (ст. 82 Уголовного кодекса Украины – далее УК Украины);
- условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 81 УК Украины).
Статья 100 УИК Украины предусматривает возможность перевода в иные учреждения осужденных, которые становятся на путь исправления.
В соответствии со ст. 81 УК Украины, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено, если осужденный добросовестным поведением и отношением к труду доказал свое исправление. То есть, единственным и достаточным основанием условно-досрочного освобождения (кроме отбывания определенной в законе части срока наказания) является достижения одной из целей наказания – исправления осужденного, что подтверждается его добросовестным поведением и отношением к труду в процессе отбывания наказания.
В статье 82 УК Украины предусматривается, что замена неотбытой части наказания более мягким может быть применена, если осужденный стал на путь исправления.
Действующее законодательство не раскрывает такие понятия, как «становится на путь исправления», «стал на путь исправления», «доказал исправление», «добросовестное поведение», «честное отношение к труду».
Как и любой другой, такой критерий, как степень исправления осужденного, состоит из определенных компонентов и характерных признаков.
Некоторые аспекты оценки их оценки указаны в Методических рекомендациях Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний (далее – Департамента) по организации работы, связанной с обеспечением прогрессивной системы отбывания наказания в уголовно-исполнительных учреждениях. Иные – выработаны наукой уголовно-исполнительного права.
Однако следует отметить, что ни закон, ни рекомендации не разъясняют, как именно оценивать поведение осужденного соответственно существующему критерию, они дают только общее представление о тех моментах, которые подлежат учету.
Так, под добросовестным поведением в научной литературе обычно понимается сознательное и бесспорное соблюдения осужденным режима отбывания наказания и обязанностей, установленных действующими нормативно-правовыми актами по этим вопросам, выполнение законных требований администрации.
Как определяет Департамент, добросовестное поведение предусматривает не только наличие у осужденного поощрений, но и то, что осужденный подает положительный пример поведения для других осужденных. Нельзя считать добросовестным поведением лишь формальный факт отсутствия у осужденного не снятых или погашенных в установленном порядке мер взыскания, поскольку соблюдение требований режима отбывания наказания является обязанностью осужденного.
Наука уголовно-исполнительного права понимает добросовестное отношение к труду как честное и полное выполнение осужденным своих трудовых обязанностей, улучшение количественных и качественных показателей выполняемой работы, повышение рабочей квалификации, бережливое отношение к оснащению и инструментам, строгое соблюдение правил техники безопасности и т.п.
Департамент рекомендует учитывать, что добросовестное отношение к работе предусматривает стремления осужденного к перевыполнению установленных норм выработки или образцового выполнения работ, а также возмещения убытков, причиненных преступлением и предоставление материальной помощи семьи, выплаты алиментов. При оценке отношения к труду следует учитывать также выполнение осужденным работ по благоустройству места отбывания наказания без оплаты.
Исходя из подобного понимания основных понятий, Департамент разъясняет: критерий «становится на путь исправления» означает, что наряду с положительной оценкой поведения осужденного (нормальный ход отбывания наказания, отсутствие не снятых или непогашенных в установленном порядке взысканий, добросовестное отношение к работе и обучению, участие в дифференцированных программах воспитательного влияния), у администрации колонии не существует полной уверенности в его исправлении, поэтому возможной является только его перевод в структурный участок колонии с меньшим объемом ограничений.
Фактические основания, обосновывающие юридический критерий «становится на путь исправления», согласно Методическим рекомендациям, составляют: наличие обоснованных материалов с выводом администрации исправительной колонии, наблюдательной комиссии, других государственных органов и общественных организаций, свидетельствующие о: а) признание осужденным своей вины в совершенном преступлении и раскаяние в этом; недопущение на протяжении года нарушений установленного порядка отбывания наказания или досрочное снятие ранее наложенного взыскания, после чего прошло не менее шести месяцев; отказ от негативных связей с криминальным окружением и влияния преступной морали; б) добросовестный и честный труд, выполнение норм выработки и стремление к получению или повышению профессионального и образовательного уровня; в) принятия письменного обязательства о законопослушном поведении.
Определенная оценка поведения осужденного производится и при наложении на него мер взыскания.
При принятии решения о применении ст. 100 УИК Украины (перевод в участок социальной реабилитации либо колонию минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания) Методическими рекомендациями рекомендуется уделять особое внимание следующим факторам: 1) степень опасности осужденного, его намерения на дальнейшее отбытие наказания, возможность самостоятельно придерживаться требований режима в условиях отсутствия изоляции и ограниченного надзора; 2) наличие данных, свидетельствующих о возможности или намерениях совершения побега (находился в розыске во время следствия, дезертировал из Вооруженных Сил и т.п.); 3) степень алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости; 4) отношения к труду, наличие рабочей специальности, квалификация; 5) состояние здоровья и трудоспособность осужденного; 6) социальное окружение осужденного, семейное положение и родственные связи; 7) отдаленность участка социальной реабилитации от места жительства осужденного и вероятность влияния этого фактора на его поведение.
Какие-либо особенности оценки поведения отдельных категорий осужденных касаются только несовершеннолетних. К ним применяется условно-досрочное освобождение либо замена неотбытой части наказания более мягким по совместному представлению администрации и службы по делам детей, а при оценке поведения учитывается также отношение к учебе. Иных существенных особенностей не предусмотрено.
Порядок рассмотрения
Как указывает Департамент, при решении вопросов применения к осужденных норм, предусмотренных ст. 81, 82 УК Украины, вывод администрации учреждения о той либо иной степени исправления осужденного должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении и отношению к труду за весь период пребывания в учреждении исполнения наказаний, а не за время, непосредственно предшествующее рассмотрению этих вопросов.
После наступления у осужденного формального права на применение норм, предусмотренных ст. 81, 82 УК Украины (отбытия части срока наказания и доведение определенной степени исправления), готовятся следующие материалы: а) ходатайство-характеристика, подписанная начальником отделения социально-психологической службы и согласованная с заместителем начальника колонии по социально-воспитательной и психологической работе; б) индивидуальная программа социально-воспитательной работы; в) справка о поощрениях и взысканиях; г) психологическая характеристика; д) опросной лист с предложениями первого заместителя начальника колонии, заместителя начальника колонии по социально-воспитательной и психологической работе, заместителя начальника колонии по трудоиспользованию, заместителя начальника колонии по коммунально-бытовому и интендантскому обеспечению, начальника отдела надзора и безопасности, начальника оперативного отдела, начальника медицинской части и начальника отдела по контролю за исполнением судебных решений; е) медицинская справка о состоянии здоровья, наличии неоконченного курса лечения венерического заболевания, активной формы туберкулеза, психического расстройства или результаты этого лечения, наличие или отсутствие алкогольной, наркотической и токсикологической зависимости. В случае рассмотрения возможности замены неотбытой части срока наказания в виде лишения свободы ограничением свободы в справке обязательно делается вывод о способности осужденного находиться в исправительном центре и к трудоустройству; ж) заявление осужденного с просьбой о применение к нему поощрительных норм, предусмотренных ст. 81, 82 УК Украины, и письменное обязательство о законопослушном поведении; з) иные документы, имеющие значение для объективного решения вопроса.
При принятии решения по указанным вопросам Департаментом рекомендуется уделять особое внимание следующим факторам: 1) степень опасности осужденного, его намерения на дальнейшее отбытие наказания, возможность самостоятельно соблюдать требований режима в условиях отсутствия изоляции и ограниченного надзора; 2) наличия данных, свидетельствующих о возможности или намерениях совершения побега (находился в розыске во время следствия, дезертировал из Вооруженных Сил и т.п.); 3) степень алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости; 4) отношения к труду, наличие рабочей специальности, квалификация; 5) состояние здоровья и трудоспособность осужденного; 6) социальное окружение осужденного, семейное положение и родственные связи.
При наличии оснований для применения условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания боле мягким, администрация учреждения исполнения наказаний совместно с наблюдательной комиссией или службой по делам детей обязаны в месячный срок рассмотреть вопрос в отношении возможности представления осужденного к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания или к замене неотбытой части наказания более мягким и направить представление в суд. Представление рассматривается и разрешается судьей районного (городского) суда по месту отбывания наказания осужденным. Суд рассматривает такое представление в десятидневный срок с момента поступления его в суд без истребования судебного дела, с участием прокурора, представителя органа (учреждения) исполнения наказания, и, как правило, осужденного. При рассмотрении судом совместного представления органа (учреждения) исполнения наказаний и службы по делам несовершеннолетних, суд уведомляет их о времени и месте рассмотрения этого представления. Лицо может быть досрочно освобождено полностью либо частично и от отбывания дополнительного наказания.
В случае отказа судом в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким, повторное представление по этим вопросам в отношении лиц, осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления к лишению свободы на срок не менее пяти лет, может быть внесено не ранее, чем через один год со дня вынесения постановления об отказе, а в отношении осужденных за другие преступления и несовершеннолетних осужденных - не ранее, чем через шесть месяцев.
Постановление суда может быть обжаловано, в связи с чем его исполнения осуществляется только после окончания семидневного срока, установленного в ст. 407 УПК Украины
Хотя это и не предусмотрено УПК Украины, якобы с целью качественного рассмотрения судами вопросов в соответствии со ст. 82 УК Украины о замене лишения свободы на исправительные работы, Апелляционной комиссией Департамента установлено, что соответствующие материалы могут подаваться в суд только лишь при наличии справки из организации, предприятия или учреждения, где лицо предполагается трудоустроить и о предоставление осужденному жилой площади на период исполнения данного вида наказания (решения № 1 и № 4 – 2004 г.). При этом требуется, чтобы в справке о возможности трудоустройства обязательно указывалась должность и примерная заработная плата. Вопрос трудоустройства осужденных при применении ст. 82 УК Украины согласовывается с уголовно-исполнительной инспекцией территориальных управлений Департамента по указанию Департамента от 05.01.2005 г. № 5/3-2 (таким образом, представленные осужденными и их родственниками справки о трудоустройстве предварительно проверяются).
Необходимо отметить, что Департамент рекомендует применять условно-досрочное освобождение только лишь тех осужденных, которым до окончания срока наказания осталось менее трех лет лишения свободы.
Департамент рекомендует изучение кандидатов для перевода в участок социальной реабилитации, оценку степени исправления, подготовку материалов о возможности перевода в участок этого вида и рассмотрение их на заседании соответствующей комиссии колонии осуществлять в порядке, определенном для замены неотбытой части наказания более мягким наказанием и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
После наступления у осужденного формального права на перевод в участок социальной реабилитации (отбытие части срока наказания и доведения определенной степени исправления), готовятся следующие материалы: а) ходатайство-характеристика, подписанная начальником отделения социально-психологической службы и согласованная с заместителем начальника колонии по социально-воспитательной и психологической работе; б) индивидуальная программа социально-воспитательной работы; в) справка о поощрениях и взысканиях; г) психологическая характеристика; д) опросной лист с предложениями первого заместителя начальника колонии, заместителя начальника колонии по социально-воспитательной и психологической работе, заместителя начальника колонии по трудоиспользованию, заместителя начальника колонии по коммунально-бытовому и интендантскому обеспечению, начальника отдела надзора и безопасности, начальника оперативного отдела, начальника медицинской части и начальника отдела по контролю за исполнением судебных решений; е) медицинская справка о состоянии здоровья, наличие неоконченного курса лечения венерического заболевания, активной формы туберкулеза, психического расстройства или о результатах такого лечения, наличии или отсутствии алкогольной, наркотической и токсикологической зависимости. В справке обязательно делается вывод о способности осужденного находиться в участке социальной реабилитации; ж) заявление осужденного с просьбой о переводе его для отбывания наказания в участок социальной реабилитации и письменное обязательство о законопослушном поведении; з) другие документы, имеющие значение для объективного решения вопроса.
Порядок изменения условий содержания осужденных в пределах одной исправительной колонии установлен Правилами внутреннего распорядка учреждений исполнение наказаний и решением Апелляционной комиссии Департамента № 2 от 22.01.2004 г.
Изменение условий содержания в пределах одной колонии осуществляется по ходатайству начальника отделения социально-психологической службы постановлением начальника колонии, согласованным с наблюдательной комиссией.
Изменение условий содержания осужденных путем их перевода в исправительные колонии иного уровня безопасности осуществляется Апелляционной комиссией Департамента по вопросам распределения, направления и перевода для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, по совместному представлению администрации исправительной колонии и наблюдательной комиссии, согласованному, после рассмотрения на заседании Региональной комиссии Департамента по вопросам распределения, направления и перевода для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, с начальником территориального органа управления Департамента.
Таким образом, процедура изменения условий содержания осужденного путем перевода его в исправительную колонию иного уровня безопасности (в отличие от процедуры изменения условий содержания в пределах одного учреждения) представляет собой более сложный, трехступенчатый процесс. Сначала данный вопрос рассматривается на заседании комиссии учреждения, в состав которой входят: начальник колонии, его заместители, начальники оперативного отдела, отдела надзора и безопасности, медицинского отдела, отдела по контролю за исполнением судебных решений и т.п.
В случае принятия комиссией учреждения исполнение наказаний положительного решения относительно изменения условий содержания осужденных путем перевода их в исправительные колонии иного уровня безопасности, в недельный срок в Региональную комиссию направляются следующие материалы: а) представление начальника учреждения, согласованное со наблюдательной комиссией; б) справка по личному делу осужденного, с обязательным указанием социально-полезных связей; в) характеристика на осужденного; г) справка о поощрениях и взысканиях; д) медицинская справка; е) заявление осужденного, становящегося на путь исправления; же) справка по учетному делу в случае, если осужденное находится на профилактическом учете как склонный к правонарушениям. Также к материалам приобщается справка о том, находился ли осужденный до ареста в розыске.
Заседания Региональной комиссии по указанным вопросам проводятся по мере поступления материалов, но не реже двух раз в месяц. После принятия Региональной комиссией положительного решения, на осужденных в течение 3 рабочих дней направляются запросы о выдаче персональных нарядов в Департамент на перевод осужденных
Процедура перевода осужденных, злостно нарушающих режим отбывания наказания, из учреждения одного вида в другого состоит из трех этапов: 1) рассмотрение материалов на комиссии учреждения; 2) рассмотрение материалов на заседании Региональной комиссии по вопросам распределения, направления и перевода лиц, осужденных к лишению свободы, территориального управления Департамента.
В случае принятия Региональной комиссию предварительного положительного решения в отношении перевода осужденных, злостно нарушающих режим отбывания наказания, из колоний среднего уровня безопасности в помещение камерного типа колонии максимального уровня безопасности на срок до 3 лет, выписка из протокола заседания Региональной комиссии и ксерокопии материалов, поступивших на рассмотрение Региональной комиссии из учреждению ( а) мотивированное представление начальника колонии, согласованное с начальником территориального органа управления Департамента и наблюдательной комиссией; б) характеристика на осужденного; в) справка о поощрениях и взысканиях осужденного; г) справка по личному делу, где в обязательном порядке указывается движение осужденного, короткая фабула преступления, родственные связи и соучастники преступления; д) справка о состоянии здоровья осужденного. При необходимости могут прилагаться и другие материалы (оперативной и социально-психологической служб колонии и т.п.), направляются управлению охраны, надзора и безопасности Департамента.
Окончательное решение о переводе указанной категории осужденных и определении срока отбывания ими наказания в помещениях камерного типа колонии максимального уровня безопасности, принимается исключительно на заседании Апелляционной комиссии Департамента.
В ст. 134 УИК Украины определяется порядок применения к осужденным мер взыскания. При применении взысканий руководствуются тремя основными принципами: а) учет обстоятельств совершения правонарушения, личности осужденного и его предыдущего поведения; б) соответствие взыскания тяжести и характеру нарушения; в) за одно нарушение запрещено накладывать несколько взысканий. Учет этих принципов позволяет сделать взыскание справедливым и эффективным в достижении поставленных перед ним задач.
Взыскание может быть наложено лишь на лицо, совершившее проступок, и не позднее десяти суток со дня выявления проступка, а если в связи с проступком проводилась проверка, то со дня ее окончания, но не позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Наложенное взыскание обращается к исполнению немедленно, а в исключительных случаях - в срок не позднее одного месяца со дня его наложения. Если в течении месяца со дня наложения взыскания оно не было обращено к исполнению, то это взыскание не исполняется.
Взыскания в виде предупреждения или выговора, назначения на внеочередное дежурство по уборке помещений и территории колонии накладывается устно или письменно, другие взыскания - только письменно.
Взыскание в виде дисциплинарного штрафа накладывается только за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания. При этом сумма штрафа перечисляется в доход государства.
УИК Украины устанавливает достаточно строгие условия содержания для осужденных, помещенных в дисциплинарный изолятор или в карцер, помещения камерного типа (одиночную камеру).
К осужденным, помещенным в дисциплинарный изолятор или карцер, переведенным в помещение камерного типа (одиночную камеру), могут применяться все меры взыскания, за исключением повторного помещения в дисциплинарный изолятор или карцер, повторного перевода в помещение камерного типа (одиночную камеру). Во время содержания в дисциплинарном изоляторе, карцере или помещении камерного типа (одиночной камере) осужденным запрещаются свидания, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок (передач) и бандеролей, пользование настольными играми.
В дисциплинарном изоляторе, карцере или помещении камерного типа (одиночной камере) осужденные обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными вещами. Постельные вещи выдаются только на время сна, верхняя одежда - на время выхода из помещения. Содержания осужденных в карцере одиночное. Осужденным, содержащимся в ДИЗО, карцере или ПКТ (ОК), предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью один час. Для лиц, больных туберкулезом, продолжительность ежедневной прогулки - 2 часа. Посылки (передачи) и бандероли вручаются осужденному после окончания срока его пребывания в дисциплинарном изоляторе, карцере или помещении камерного типа (одиночной камере). Осужденные, содержащиеся в дисциплинарном изоляторе с выводом на работу, в помещении камерного типа (одиночной камере), работают отдельно от других осужденных.
Досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора, карцера или помещения камерного типа (одиночной камеры) в порядке поощрения не допускается и является возможным лишь в случае возникновения обстоятельств, препятствующих дальнейшему содержанию осужденного в них.
Порядок применения к осужденным мер взыскания в виде помещения осужденных, содержатся в исправительных колониях, в дисциплинарный изолятор или в карцер либо перевод осужденного в помещение камерного типа (одиночную камеру), является крайней мерой дисциплинарного реагирования, определяется в соответствующих Методических рекомендациях Департамента.
Согласно этому нормативному акту, по каждому факту нарушения осужденным требований и условий отбывания наказания организуется проверка, которая должна охватывать и отображать обстоятельства совершения нарушения, тяжесть и характер проступка, поведение осужденного до проступка, количество и характер ранее наложенных взысканий, объяснения осужденного по существу проступка и т.п.
Документами, удостоверяющими факт нарушения условий отбывания наказания, являются: акт, составленный сотрудниками колонии; рапорт или докладная записка сотрудника колонии; объяснения других лиц, явившихся свидетелями нарушения; иные материалы, подтверждающие нарушение условий отбывания наказания (акт обыска, порча и т.п.). Документ, подтверждающий нарушение условий отбывания наказания, должен содержать сведения о лице, совершившем нарушение (фамилия, имя и отчество, год рождения осужденного, сведения о судимости, номере отделения социально-психологической службы, в котором содержится лицо, время, место совершения правонарушения и его подробное описание). Документ должен быть подписан сотрудником учреждения разборчивой подписью. От осужденного, совершившего нарушение, отбирается письменное объяснение, а в случае отказа давать его – составляется соответствующий акт за подписью не менее трех сотрудников, в том числе – лица, выявившего нарушение.
Вышеуказанные документы передаются лицом, их составившим, дежурному помощнику начальника учреждения, который регистрирует их в тот же день в журнале учета рапортов о нарушении установленного порядка отбывания наказания, а также жалоб, заявлений и прочих сообщений о правонарушениях, а при наличии освнований – также в книге учета информации о преступлениях и происшествиях. Дежурный помощник начальника учреждения передает зарегистрированный материал для рассмотрения начальнику учреждения, который поручает начальнику отделения социально-психологической службы либо другому должностному лицу провести дальнейший сбор всех необходимых материалов, подтверждающих нарушение установленного порядка отбывания наказания. Начальник отделения социально-психологической службы после получения материалов о нарушение изучает их, при необходимости дорабатывает, а также проводит собеседование с осужденным
Для принятия решения о применении к осужденному взыскания, начальник отделения социально-психологической службы обеспечивает дополнительный сбор следующих документов: а) рапорт сотрудника, выявившего нарушение; б) письменное объяснение осужденного или акт об отказе в даче объяснений; в) объяснения свидетелей (очевидцев) нарушения; г) рапорт начальника отделения социально-психологической службы с предложениями в отношении меры реагирования за нарушение; д) проверочные справки (акты обыска, порча и т.п.); е) акт медицинского досмотра при алкогольном опьянении или одурманенном состоянии (должен быть подписан только врачом, на которого эта обязанность возложена начальником учреждения); же) акт медицинского осмотра в отношении степени тяжести телесных повреждений; з) медицинская справка о состоянии здоровья осужденного и возможности содержания в условиях дисциплинарного помещения; и) при переводе в помещение камерного типа – характеристика и индивидуальная программа социально-психологической работы с осужденным.
Основанием для приема и содержания осужденных в ДИЗО, карцерах и ПКТ (ОК) является мотивированное постановление начальника учреждения или лица, исполняющего его обязанности, с определением срока содержания после проверки объяснений осужденных по существу допущенных правонарушений и получения медицинского заключения о возможности содержания их в этих помещениях по состоянию здоровья. Постановление объявляется осужденному под роспись.
Осужденный может обжаловать наложенное на него взыскания, однако подача жалобы не останавливает выполнения взыскания. Для этого администрация колонии при наложении взыскания предоставляет осужденному возможность в установленном порядке (письмом, по телефону и т.п.) уведомить об этом близких родственников, адвоката или иных специалистов в области права, по закону имеющих право на предоставление правовой помощи лично либо по поручению юридического лица.
Должностное лицо, наложившее взыскание, при наличии для того оснований может его отменить или заменить другим, более мягким взысканием. Высшее должностное лицо может отменить взыскание лишь в случае, когда должностное лицо, наложившее взыскание, превысило свои полномочия или взыскание было наложено им при отсутствии нарушения со стороны осужденного.
Комментарий к существующим критериям
Следует еще раз отметить, что в настоящее время не существует четких указаний, как именно оценивать указанные критерии. Поэтому на практике отмечается отсутствие единообразия в данной деятельности. Обычно оценивание сводится к простой констатации факта. Более детально по критериям.
1) признание осужденным своей вины в совершенном преступлении и раскаяние в этом – обычно указывается по данным приговора. Если на момент осуждения человек не раскаялся – это считается негативным фактором. При этом никак не учитывается, что с нашим состоянием системы правосудия не все приговора вынесены на основании закона. И не исключены факты, когда лицо осуждается за преступление, которое не было им совершено. И разве можно в подобных случаях считать признание вины положительным моментом? Представляется, что нет. Кроме того, большинство осужденных раскаиваются с целью получить дополнительное обстоятельство, смягчающее их ответственность, а искренность подобных раскаяний никак не проверяется.
2) недопущение на протяжении года нарушений установленного порядка отбывания наказания или досрочное снятие ранее наложенного взыскания, после чего прошло не менее шести месяцев. На мой взгляд достаточно формальный критерий. Далеко не всегда отсутствие взысканий свидетельствует о положительном изменении поведения человека. Это может быть простое приспособленчество либо проявление «слабого» характера (осужденный абсолютно никак себя не проявил).
3) отказ от негативных связей с криминальным окружением и влияния преступной морали. Абсолютно ни о чем не говорящий критерий. И как можно, находясь в колонии, подтвердить такой отказ? Обычно пишется заявление, которое, по сути, ничего не требует от осужденного и составляется исключительно формально.
4) принятия письменного обязательства о законопослушном поведении. Смотри комментарий к предыдущему критерию.
5) добросовестный и честный труд, выполнение норм выработки и стремление к получению или повышению профессионального и образовательного уровня, наличие рабочей специальности, квалификация. Может иметь вес в случае, когда в колонии созданы условия для повышения либо получения специальности или квалификации. Если условий нет – что можно учитывать? То, что было до осуждения? Касательно норм выработки – тоже весьма спорный момент.
6) степень опасности осужденного – обычно оценивается исключительно по тяжести совершенного преступления и поэтому, на мой взгляд, данный критерий исключительно формальный. Не всегда лица, осужденные за тяжкие либо особо тяжкие преступления, являются более опасными, чем лица, совершившие преступления, например, средней тяжести. Степень общественной опасности – это комплексный критерий, который должен устанавливаться на основании совокупности данных о личности, совершенном деянии (даже включая его мотивы), поведения и иных факторов. Но на практике этого не делается. Поэтому степень общественной опасности сейчас – формальность.
7) его намерения на дальнейшее отбытие наказания, возможность самостоятельно придерживаться требований режима в условиях отсутствия изоляции и ограниченного надзора. Выясняется в ходе беседы непосредственно перед решением вопроса и, естественно, все осужденный, которых планируют положительно представлять на комиссию, имеют исключительно положительные планы на будущее.
8) наличие данных, свидетельствующих о возможности или намерениях совершения побега (находился в розыске во время следствия, дезертировал из Вооруженных Сил и т.п.). Формально может свидетельствовать о возможности совершения побега в будущем. Спорный критерий, который, однако, имеет значительный вес при решении вопроса и переводе в колонию меньшего уровня безопасности либо участок социальной реабилитации. Спорность заключается в том, что, опять же таки, данный критерий оценивается формально. Так, не принимаются во внимание основания пребывания в розыске. А розыск объявляется не только тогда, когда осужденный скрывается от следствия. Он также может быть объявлен, если не известен адрес, либо дело «надо приостановить» и т.п. Однако для администрации важным является наличие либо отсутствие отметки о розыске.
9) степень алкогольной, наркотической или токсикологической зависимости. Не ясный критерий. Исходя из его трактовки можно сделать вывод, что осужденный, который имеет небольшую, например, алкогольную зависимость, при освобождении сможет вернуться к нормальной жизни. Представляется, что тут необходимо учитывать, как осужденный боролся с этой зависимость, прошел ли добровольное лечение и т.п. Медики должны давать заключение о том, есть зависимость либо ее нет.
10) состояние здоровья и трудоспособность осужденного – самый спорный, на мой взгляд, критерий. Неясно, плохое состояние здоровья – это дополнительное основание для применения, к примеру УДО либо же, наоборот, таких лиц не стоит «отпускать на свободу»? Обычно, к материалам прилагается медсправка с констатацией состояния здоровья. О каком-то особенном учете состояния здоровья речи нет.
11) социальное окружение осужденного, семейное положение и родственные связи. Безусловно, эти обстоятельства должны учитываться, поскольку наличие, к примеру, семьи, облегчит социализацию. Но лишь в том случае, если семья не разорвала отношения. То есть, надо оценивать комплексно, а у нас на практике, как правило, только констатируют факт. Отсутствие, к примеру, родственников не может считаться абсолютным негативом, служить основанием для отказа в освобождении, а должно являться посылкой к применению дополнительных мер помощи.
12) отдаленность участка социальной реабилитации от места жительства осужденного и вероятность влияния этого фактора на его поведение. Этот критерий в настоящее время в большинстве областей не учитывается.
Таким образом, существующая практика оценки правопослушного поведения требует приведения в соответствие с реалиями сегодняшней жизни. При этом необходимо обратить внимание, что оценка правопослушного поведения администрацией колонии и представителями общественных организаций преследует различные цели: у общественности главная цель - контроль за соблюдением прав осужденных, у высших органов ГУИС - законность деятельности, хотя формальное соблюдение положений приказов еще не гарантирует соблюдения прав. Поэтому эта оценка должна базироваться на разных критериях.

коментарі

14.04.2009 | lesia
Здравствуйте, не подскажите где можна найти эти самые Методические рекомендациях Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний по организации работы, связанной с обеспечением прогрессивной системы отбывания наказания в уголовно-исполнительных учреждениях. Давно интересуюсь вопросом определения степени исправления и хотелось бы почитать мнение Департамента по этому поводу. Некоторые их документы меня просто убивают наповал тем бредом о котором они пишут типа "запретить принимать от осужденных заявления, в которых осужденные отказываются от перевода в учрежнения более мягкого режима". Очень-очень хочу почитать рекомендации! Подскажите пожалуйста где их найти!!!! Буду очень Вам признательна!


щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном