http://ukrprison.org.ua/index.php?id=1275291263


Россия: стоп тюремной реформе

Правозащитная позиция по реформе российской пенитенциарной системы
Меморандум

1. Новое руководство Федеральной службы исполнения наказания России (ФСИН) пытается делать определённые шаги к улучшению совершенно скандальной ситуации, сложившейся к 2009 году в пенитенциарной системе, идёт на диалог с гражданским обществом.
Однако обстановка в учреждениях ФСИН очень сложная, часто трагическая. В России начинается новая, самая важная за последние десятилетия попытка реформы пенитенциарной системы. Как и все предыдущие, ее концепция предварительно не обсуждалась публично, к ее подготовке не было привлечено гражданское общество, не проводилась независимая экспертиза.
Причиной реформы стал явный и всесторонний кризис существующего уголовного-исполнительного ведомства и всего комплекса, связанного с исполнением правосудия и ресоциализации осужденных. Одним из симптомов этого кризиса стало нарастание коллективных протестных акций заключенных. Значительная часть этих акций проходило в исключительно ненасильственной форме – заключенные, иногда вплоть до нескольких сот человек одновременно, наносили себе раны.
Начиная новую пенитенциарную реформу, руководство министерства юстиции, и федеральной службы исполнения наказаний публично охарактеризовали сложившуюся систему исполнения наказаний наследником сталинской лагерной системы, признали тот факт, что именно близкие к администрации заключенные («активисты») являются базовой причиной господства жестокости и произвола.

2. Правозащитники, готовя в предыдущие годы, обзорные доклады о положение в местах лишения свободы, отмечали, что несмотря на благоустройство и строительство мест заключения, условия содержания во многих находятся на грани пыточных. В числе мест лишения свободы или отдельных участков в рамках конкретных учреждений были выделены особые пыточные зоны (или «пресс-зоны»), число которых, судя по данным мониторинга обращений и жалоб заключенных и родственников, в настоящий момент составляет порядка 50. Главная задача этих «пресс-зон» - принуждение заключенных к даче нужных показаний, к самооговору и оговору других, к психологической ломке.
Основной причиной наиболее грубых нарушений прав человека в местах заключения стал так называемый «актив» - члены формально распущенных с начала 2010 года «секций дисциплины и порядка», деятельность которых носила откровенно антиконституционный характер, и более всего напоминала функции «капо» в нацистских лагерях.
Должностные лица администрации, теоретически призванные содействовать ресоциализации осужденных, понимают свои обязанности как необходимость стравливать группировки заключенных и создавать сети осведомителей. Ликвидированные «секции дисциплины и порядка» были превращены в иные «добровольные» объединения, например, «пожарных» - практически с теми же возможностями для господства актива над другими заключенными.
Кроме того, очень важно отметить, что подчинение медицинских учреждений в местах заключения пенитенциарному ведомству создает условия для сокрытия болезней заключенных и безнаказанность при халатном отношении к лечению.

3. Кроме бесправия заключенных, важно отметить социальную незащищенность сотрудников администрации, прежде всего, низшего звена, что соответствующим образом сказывается на кадровой политике, служит для многих из них предлогом для жестокости и равнодушия к страданиям, в огромной степени содействует тотальной коррупции, включая участие в наркоторговле в местах заключения.

4. Фундаментальная причина культивирования бесправия, институализированной жестокости и полной закрытости «пыточных зон» - это война государства с так называемой криминальной субкультурой. Эта война носит все признаки идеологических войн тоталитарных режимов, в том числе, широкое и систематическое применения пыток, включая избиения, длительное заключение в карцерах, гомосексуальное изнасилование, - с целью вынудить заключенных совершать поступки несовместимые с их представлением о человеческом достоинстве и с социальным статусом, например, надеть красную повязку «активиста», вне очереди и наряда вымыть уборную, вымыть унитаз зубной щеткой, вымыть пол в штабе…
Однако идеологическая война никак не может быть задачей пенитенциарной системы в демократическом обществе.
Необходимо отметить, что нынешний вариант тюремной реформы – воспринимается именно как новый этап этой войны.

5. Формально новая реформа предусматривает разделение осужденных, имеющих первую судимость от рецидивистов.

На деле эти меры уже привели к широкомасштабному перемещению заключенных в другие колонии. Результатом стали грубые нарушениям прав осужденных:
- вопреки все более часто нарушаемому, но все-таки, как правило, соблюдаемому принципу отбытия наказания в достаточной близи от места жительства, осужденные попадают в отдаленные регионы, что среди прочего, сильно осложняет приезд к ним родных на свидание, помещает в непривычные климатические условия;
- поскольку в традицию администрации многих мест заключения входит «ритуальное» избиение вновь прибывшего этапа осужденных – для острастки и психологического слома, то одномоментные перемещения десятков тысяч заключенных сопровождались буквально потоком сообщений о расправах и издевательствах.
6. Основным результатом начавшейся реформы должен стать ликвидация колоний общего и строгого режима и перевод рецидивистов, по мнению тюремщиков, приверженных криминальной субкультуре, в тюрьмы, условия в которых куда хуже содержания в лагере. При этом будет полностью игнорироваться личность осужденного, его моральные качества.

7. Несмотря на декларирование властями поддержки общественного контроля, постоянно предпринимаются попытки его выхолостить. Так, совсем недавно в закон, определяющий права визитеров, была предложена поправка, которая требует исключить возможность конфиденциального общения заключенных с визитерами, что, по сути, сделала бы общественный контроль фикцией.

8. Для постепенного разрешения проблем в пенитенциарной системе и создания системных условий, обеспечивающих соблюдения прав и законных интересов заключенных, мы, прежде всего, предлагаем, чтобы начавшаяся реформа пенитенциарной системы, сопровождающаяся грубейшими нарушениями прав человека, была приостановлена.
Должны быть гарантированы:
• обязательное пребывание осужденных не далее определенного расстояния от дома, с обеспечением за счет государства частичной компенсации поездок на свидание для близких родственников, имеющих низкие доходы;
• конфиденциальность общения заключенных с визитерами и практическое реализации права депутатов всех уровней на визитирование с полномочиями общественных наблюдателей;
• регулярная связь заключенных с домом, в том числе, путем широкой телефонизации мест заключения;
• социальная защита заключенных и создание условий для ресоциализации и моральной изоляции преступных авторитетов путем формирования бригад для возмездной трудовой деятельности, с обязательным заключением коллективного договоров с осужденными. Обеспечение мастерских в колониях оборудованием, в т.ч. на основе лизинга;
• социальная защита сотрудников администрации путем заключения коллективных договоров, распространения на них льгот и гарантий сотрудников силовых структур, в том числе при обеспечении жильем.

9. В рамках последовательной реформы пенитенциарной системы, имеющей целью гуманизацию и ресоциализацию, мы необходимо будет предпринять следующие принципиальные меры:
- существенно снизить порога тяжести заболеваний и расширения их перечня, по которым заключенные освобождаются из-под стражи, а также распространение этих критериев на всех подследственных и подсудимых;
- обязательное страхование жизни и здоровья заключенного, по стандартам страхования военнослужащих, вступающее в силу в момент принятия решения о лишении его свободы на весь период заключения;
- перевод медицинского персонала пенитенциарных учреждений в Минздравсоцразвития, при распространении на них социальных льгот работников силовых структур;
- ФСИН России, его региональным управлениям и администрации конкретных мест заключения должно быть вменено в обязанность проведение работы по образовательной и профессиональной подготовке заключенных, в т.ч. с прицелом на дальнейшее трудоустройство и продолжение образования. Администрация должна будет собирать предложения по вакансиям и доводить их до сведения осужденных.

10. Основой реформы ФСИН должна стать коренная кадровая реформа, с учетом опыта начавшейся сейчас реформы милиции – переаттестации, проверкой психологической пригодности, знания основ права. В экспертизе должны обязательно участвовать независимые специалисты. По результатам экспертиз должны быть уволены все те сотрудники, которые потенциально склонны к насилию и унижениям.

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы,
председатель правления фонда «За права заключенных»

Лев Пономарев, исполнительный директор ООД «За права человека»,
заместитель председателя правления фонда «За права заключенных»

Валерий Борщев, член Московской Хельсинкской группы
25 мая 2010 г.

коментарі

31.05.2010 | Аскольд
Интересно, сколько вышеуказанным лицам заплатили из общака за этот "меморандум"?


щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном