http://ukrprison.org.ua/index.php?id=1296034831


Отказ в УДО за неучастие в самодеятельной организации – незаконен

Эрнест Мезак
В 2006 году власти России лишили лиц, осужденных к лишению свободы, права быть членами и участниками любых общественных объединений. Если исключить сферу религиозной жизни, то теперь у осужденных заключенных в России есть только одна возможность реализовать свою свободу на объединение с другими – это участие в деятельности так называемых самодеятельных организаций осужденных.
Между тем, эти самодеятельные организации до сих пор остаются скорее пережитком ГУЛАГа, в котором широко практиковалось натравливание привилегированных групп заключенных на основную массу узников сталинских концлагерей, а не институтом самоуправления осужденных, призванным содействовать социализации преступников. Беда в том, что все самодеятельные организации осужденных в России находятся под полным контролем администраций соответствующих исправительных колоний. А так как эти администрации достаточно часто возглавляют малообразованные, озлобленные или коррумпированные чиновники, то и работа самодеятельных организаций осужденных при таком руководстве в лучшем случае является имитацией какой-то полезной деятельности для отчета перед вышестоящим руководством, а в худшем - служит целям запугивания и унижения основной массы заключенных.
Именно поэтому, личные убеждения многих российских заключенных не позволяют им состоять в самодеятельных организациях осужденных. Не желая мириться с такой гражданской позицией, власть мстит этим людям, последовательно отклоняя их прошения об условно-досрочном освобождении или ином смягчении назначенного судом наказания. Таким образом, для многих и многих тысяч российских заключенных свобода объединения с другими превращается в обязанность объединения с другими под руководством пенитенциарных чиновников. При этом власти не хотят задуматься хотя бы о том, носит ли деятельность конкретных самодеятельных организаций, к членству в которых принуждается тот или иной осужденный, сколько-нибудь полезный характер.
Заявители по настоящему делу стали жертвами описанной выше практики.
19 октября 2010 года Княжпогостский районный суд своим постановлением оставил без удовлетворения ходатайство господина Н. о его условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы со ссылкой, в частности, на то, что он не участвует в деятельности самодеятельных организаций осужденных.
30 сентября 2010 года Сыктывкарский городской суд своим постановлением оставил без удовлетворения ходатайство господина Т. о замене неотбытой им части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания со ссылкой, в частности, на то, что он не участвует в деятельности самодеятельных организаций осужденных. Ранее, похожим постановлением того же суда от 10 июня 2010 года было отклонено ходатайство г-на Т. о его условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы.
10 июня 2010 года Сыктывкарский городской суд свои постановлением оставил без удовлетворения ходатайство господина Б. о замене неотбытой им части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания со ссылкой, в частности, на то, что он не участвует в деятельности самодеятельных организаций осужденных.
7 апреля 2010 года Ухтинский городской суд своим постановлением оставил без удовлетворения ходатайство господина В. о его условно-досрочном освобождении из мест лишения свободы со ссылкой, в частности, на то, что он не участвует в деятельности самодеятельных организаций осужденных.
Все указанные постановления местных судов были обжалованы заявителями
и оставлены в силе Верховным судом Республики Коми.
Заявители полагают, что отказ властей удовлетворить их ходатайства со ссылкой на то, что они не участвуют в деятельности самодеятельных организаций осужденных (без дательного анализ того, предоставляли ли эти самодеятельные организации заявителям условия для самовыражения, которые суды могли бы расценить как обстоятельства, свидетельствующие о той или иной степени их исправления) сам по себе и как часть более широкой политики, направленной на принуждение заключенных к членству в самодеятельных организациях осужденных, является нарушением свободы объединения с другими, как её гарантирует статья 11 Европейской конвенции о правах человека. Жалоба в связи с изложенными фактами будет направлена в Страсбург в срок, установленный Судом.

щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном