http://ukrprison.org.ua/index.php?id=1302236193


Общественный контроль в России и Украине

Катя Кот
Международный «круглый стол» ««Общественный контроль в местах принудительного содержания: обмен опытом» состоялся в Святогорске (Донецкая область) 20-21 марта В нем приняли участие от России – Валентин Гефтер, директор Института прав человека, Москва, Андрей Бабушкин, член общественной наблюдательной комиссия (далее – ОНК) г. Москва, Ирина Пайкачева, член ОНК Мурманской области, Лариса Фефилова, член ОНК Удмуртии, Любовь Элье – член ОНК Калужской области. От Украины участвовали два бывших помощника Министра МВД по правам человека - Алла Лепеха, Чернигов, и Наталья Козаренко, Херсон, члены мобильных групп и наблюдательных комиссий разных регионов, в том числе Александр Букалов, «Донецкий Мемориал», Андрей Диденко, Харьковская правозащитная группа, Ирина Ухварина, Херсон, Айгуль Муканова и Ирина Яковец, Харьков. а также представители Государственной пенитенциарной службы Украины и Министерства юстиции Украины.
Участники встречи отметили позитивные и негативные стороны схем общественного контроля, существующих в России и Украине, поделились опытом практического осуществления визитов в места принудительного содержания.
На встрече был принят Меморандум об общественном контроле соблюдения прав человека в местах принудительного содержания, который содержит основные итоги круглого стола, его выводы и рекомендации (прилагается).
Материалы, представленные на встрече, будут выпущены отдельным изданием
Проведение круглого стола организовано правозащитной организацией «Донецкий Мемориал» в рамках выполнения проекта «Повышение уровня защиты прав заключенных: пути и методы»,.поддерживаемого Посольством Королевства Нидерланды


МЕМОРАНДУМ
об общественном контроле соблюдения прав человека в местах принудительного содержания
Святогорск, 20-21 марта 2011 г.

В Святогорске (Донецкая обл., Украина) 20-21 марта 2011 года состоялся «круглый стол» на тему «Общественный контроль в местах принудительного содержания: обмен опытом». Его участники – представители общественных правозащитных организаций Украины и России, украинских научных учреждений и органов власти, занимающиеся организацией и осуществлением общественного контроля мест принудительного содержания граждан в своих странах – обсудили состояние проблемы, достижения и трудности, сопутствующие этой деятельности, перспективы и приоритеты развития общественного контроля. Было отмечено, что и в России, и в Украине общественные организации в деятельности по осуществлению общественного контроля сталкиваются со схожими проблемами. Участники встречи пришли к выводу, что:
1. В работу по осуществлению общественного контроля в России вовлечено значительное число общественных объединений, включая авторитетные правозащитные организации страны. В Украине число общественных организаций, участвующих на данный момент или ранее участвовавших в осуществлении общественного контроля, в том числе в составе наблюдательных комиссий или мобильных групп, сравнительно невелико.
2. В России и в Украине работа по осуществлению общественного контроля выполняется на общественных началах, что серьёзно ограничивает деятельность по защите прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, снижает эффективность контроля соблюдения прав человека со стороны общества.
3. В России места принудительного содержания посещаются без предварительного предупреждения и разрешения на уведомительной основе. В Украине мобильные группы в системе МВД могли ранее посещать районные отделы милиции без предупреждения; создание структур, осуществляющих общественный контроль в учреждениях системы исполнения наказаний подобно мобильным группам, только обсуждается Государственной пенитенциарной службой.
4. В России механизмы и процедуры общественного контроля мест принудительного содержания, а также процедуры формирования органов, его осуществляющих, определяются соответствующим Законом. Действие этого федерального закона охватывает большинство мест принудительного содержания во всех регионах страны.
5. В Украине в 2005-2010 гг. общественный контроль осуществлялся только в системе МВД мобильными группами, которые к середине 2010 года почти перестали действовать, хотя приказ МВД, регулирующий их деятельность, не отменен. Причиной прекращения их работы стала зависимость деятельности групп от позиции руководства ведомства.
В пенитенциарной системе Украины общественный контроль возложен на наблюдательные комиссии, которые действуют согласно Положению о наблюдательных комиссиях, утвержденному Кабинетом Министров. Однако на практике в подавляющем большинстве своем эти комиссии функции общественного контроля не выполняют.
6. Обобщение и анализ результатов деятельности структур, осуществляющих общественный контроль, ведется в обеих странах на довольно низком уровне.
В механизмах общественного контроля отсутствуют законодательно закреплённые намерения власти учитывать результаты посещений мест принудительного содержания. В итоге, ни в России, ни в Украине не предусмотрены и даже не разработаны критерии оценки эффективности посещений общественными структурами мест принудительного содержания. Часто органы государственной власти устраивает сам факт наличия тех или иных норм в законодательстве или только формального существования структур, предназначенных для осуществления общественного контроля - независимо от результатов и эффективности их деятельности.
7. Не сложилась в наших странах практика ответственности представителей власти за воспрепятствование работе общественных структур и их членов, осуществляющих контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.
8. Не утвердилось еще в обществе и во многих органах власти понимание целей и природы общественного контроля, его предназначения и безотлагательности – в том числе и со стороны представителей гражданского общества, даже тех, кто участвует в его осуществлении.
Общественный контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания требует специальных знаний как со стороны представителей общественности, осуществляющих такой контроль, так и со стороны сотрудников контролируемых ведомств. Это требует постоянного обучения в сфере прав человека, причем, желательно совместного - представителей общественных структур и сотрудников правоохранительных органов.

Участники «круглого стола» считают крайне важным для развития общественного контроля в России и Украине, для повышения его эффективности и результативности осуществить следующее:

1. В Украине - законодательно закрепить механизмы и институты общественного контроля мест принудительного содержания, процедуру формирования структур, его осуществляющих, их полномочия и права, наряду с обязанностью администрации проверяемых учреждений и органов содействовать деятельности общественных формирований.
В России - обсудить и при необходимости принять изменения в действующее законодательство, закрепив возможность инспекций мест принудительного содержания, включая конвойные помещения судов, психиатрические больницы, иные места принудительного содержания и перемещения лиц, находящихся под стражей.
2. Урегулировать государственную поддержку деятельности общественных структур, в том числе компенсацию расходов их членов, допуская их участие на общественных началах только лишь на начальном этапе либо по желанию самих общественных инспекторов.
3. Предусмотреть право и процедуры посещения мест принудительного содержания без предупреждения.
4. Предусмотреть механизмы и формы информирования общества о результатах осуществления общественного контроля (ежегодные доклады, пресс-конференции, анализ и обобщение результатов общественного контроля).
5. Обеспечить максимальную независимость лиц, осуществляющих общественный контроль, от подконтрольных им органов и учреждений, предусмотрев соответствующие процедуры их избрания (назначения), сделав их прозрачными и для общества, и для государства.
6. Стремиться постоянно повышать уровень профессиональной подготовки членов структур, осуществляющих общественный контроль, а также сотрудников проверяемых ими ведомств, путем организации тренингов и других форм обучения, обмена опытом, в т.ч. международным.
7. Максимально избегать со стороны субъектов общественного контроля как имитации общественного контроля, так и стремления выискивать только недостатки.
8. Контроль за деятельностью структур общественного контроля в обеих странах со стороны органов прокуратуры и других правоохранительных органов не должен препятствовать или неправомерно ограничивать их деятельность, а тем более - в каком-либо виде являться вмешательством в нее. Он не должен выходить за рамки проверки сведений о возможных нарушениях при визитировании мест принудительного содержания.
9. Законодательно закрепить реагирование на рекомендации субъектов общественного контроля по итогам их наблюдений в качестве одного из главных критериев ведомственной оценки деятельности администрации мест принудительного содержания.
10. Содействовать проведению для структур, осуществляющих общественный контроль, совместных семинаров и тренингов; содействовать развитию обмена опытом, в т.ч. между странами, в частности, практикуя в ходе обменных визитов совместные посещения мест принудительного содержания, анализ их результатов.
11. Предусмотреть в программах подготовки/переподготовки кадров, осуществляемых ведомственными учебными центрами, специальный курс по правам человека, включающий изучение нормативной базы осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания.