На протяжении всех 20 лет независимости Украины правозащитники постоянно поднимают проблему содержания заключенных и осужденных. Эта проблема уже лет 10 тому назад начала составлять опасность в общенациональном масштабе: кривая эпидемий туберкулеза и ВИЧ/СПИД угрожающе ползет и ползет вверх в Украине. И основное пополнение рядов больных этими заболеваниями составляют лица, вышедшие из мест заключения.
Положение условий содержания осужденных не раз были предметом рассмотрения и в правозащитных кругах Европы, и соответствующих институтов ЕС, и правительству Украины не раз предлагалось начать реформу в сфере пенитенциарной системы Украины. Усилиями правозащитников и группы народных депутатов в 2006 году была принята Государственная целевая программа улучшения условий содержания осужденных и лиц, заключенных под стражу.
Государственная программа улучшения условий содержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, на 2006 - 2010 годы в нашей стране была создана и введена с благородной гуманной целью, с учетом стремлений Украины к демократической жизни в европейском сообществе.
Однако проведенный Счетной палатой аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на выполнение программы, показал, что направленные на программные мероприятия 130 млн. грн. последние пять лет были использованы неэффективно, а сама программа провалена. Ни одного из ее мероприятий не реализовано, а частичное выполнение Государственной пенитенциарной службой Украины (бывшие руководители Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний Кощинец В.В., Галинский А.И.) отдельных из них не способствовало улучшению условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем, уровень коррупции в учреждениях исполнения наказаний поднялся на заоблачную высоту.
Ситуация с соблюдением прав заключенных к лучшему не только не изменилась, но и значительно ухудшилась. Количество осужденных и задержанных лиц ежегодно растет – на конец декабря 2010 года в тюрьмах и следственных изоляторах находилось 154 тыс. человек. Растет и смертность среди заключенных, что никак не соответствует задекларированным руководством Государственной пенитенциарной службы принципам улучшения условий их содержания.
В 2010 году в следственных изоляторах и учреждениях исполнения наказаний умерло 808 человек, что на 44 человека больше, чем в 2009 году.
В 80 из 151 учреждения пенитенциарной системы нормы жилой площади не соответствуют требованиям Уголовно-исполнительного кодекса Украины. Недопустимо низкой остается такая норма и для следственных изоляторов. Взятые под стражу граждане вынуждены спать по очереди(!), и находиться в ненадлежащих условиях, унижающих человеческое достоинство.
Скученность в камерах, антисанитария, отсутствие надлежащего медицинского осмотра, свежего воздуха, качественной питьевой воды, плохое питание - все это приводит к частым заболеваниям осужденных и лиц, взятых под стражу. Как следствие, в течение 2010 года среди таких граждан зарегистрировано более 86 тыс. заболеваний, т.е. болеет каждый второй. А между тем, участились факты хищений продовольствия в отдельных учреждениях по исполнению наказаний. Как пример, резонансное «мясное дело», когда мясо, предназначенное заключенным и осужденным в учреждениях по исполнению наказаний, в одном из них в Одесской области его руководители похищали и перепродавали, а вырученная прибыль ложилась в их карманы.
Коллегия Счетной палаты отметила, что нарушаются и права осужденных на труд. Принятие на региональном уровне программ создания новых рабочих мест для осужденных не дало положительных результатов. На сегодня лишь около 40 процентов трудоспособных осужденных заняты полезным трудом. Абсолютное большинство людей, лишенных свободы, не имеет ни копейки на личных счетах, тогда как почти 40 тыс. из них получают исполнительные листы на общую сумму около 0, 5 млрд. гривен.
В целом положение дел в пенитенциарной системе Украины остается сложным и проблемным, а ее деятельность не отвечает современным требованиям соблюдения прав и свобод человека. Создание человеческих условий пребывания заключенных в местах лишения свободы должно стать неотложной государственной задачей для нового руководства Государственной пенитенциарной службы Украины.
По выводам аудиторов, пенитенциарная система Украины нуждается в срочной модернизации и развитии. Давно назрела насущная необходимость использовать в нашей стране опыт европейских государств путем внедрения национальной модели системы пробации (установление ограничений свободы передвижения осужденных, и контроля за их поведением), а также внесении соответствующих изменений в законодательство для дальнейшей гуманизации отбывания наказаний в местах лишения свободы.
Только изменение самой сути исправительного законодательства приведет к кардинальным изменениям в деятельности Государственной пенитенциарной службы, переориентирует ее с проблемного поиска средств для строительства новых тюрем, на реконструкцию, техническое переоснащение существующих. Это позволило бы не только «разгрузить» учреждения отбывания наказаний, но и привести условия содержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, в соответствие с европейскими стандартами, уменьшить финансовую нагрузку на государственный бюджет и повысить эффективность использования средств на содержание учреждений лишения свободы и следственных изоляторов.
«Шестиразовые попытки реформирования пенитенциарной системы ничего не дали, - отметил на Коллегии Председатель Счетной палаты В.К. Симоненко. - Причина кроется в несовершенстве подходов к решению проблемы и организации выполнения ряда государственных программ. Все 5 лет и МВД, и Минфин и Госдепартамент по исполнению наказаний участвовали в процессе, названном «хаос». Поэтому позорные проблемы выплескиваются через колючие ограждения на все общество, подрывая не только здоровье тысяч заключенных, экономику конкретной сферы, но и имидж государства во всем мире по соблюдению и обеспечению прав человека».