http://ukrprison.org.ua/index.php?id=1205912264
Закон Украины
Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека.
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с обязанностью государства исполнить решения Европейского суда по правам человека по делам против Украины; с необходимостью устранения причин нарушения Украиной Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и протоколов к ней; с внедрением в украинское судопроизводство и административную практику европейских стандартов прав человека; с созданием предпосылок для уменьшения числа заявлений в Европейский суд по правам человека против Украины.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение терминов
1. В настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:
Конвенция — Конвенция о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года и протоколы к ней, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;
Суд — Европейский суд по правам человека;
Комиссия — Европейская комиссия по правам человека;
практика Суда — практика Европейского суда по правам человека и Европейской комиссии по правам человека;
Решение — а) окончательное решение Европейского суда по правам человека по делу против Украины, которым признано нарушение Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод; б) окончательное решение Европейского суда по правам человека относительно справедливой сатисфакции в деле против Украины; в) решение Европейского суда по правам человека относительно дружеского урегулирования по делу против Украины;
Взыскатель — а) заявитель в Европейский суд по правам человека по делу против Украины, в пользу которого постановлено решением Европейского суда по правам человека или с которым достигнуто дружеское урегулирование, либо его представитель, либо его правопреемник; б) лицо (группа лиц), в пользу которой решением Европейского суда по правам человека определена обязанность Украины по межгосударственному делу;
возмещение — а) сумма справедливой сатисфакции, определенная решением Европейского суда по правам человека в соответствии со статьей 41 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод; б) определенная в решении Европейского суда по правам человека относительно дружеского урегулирования сумма денежной выплаты в пользу Взыскателя;
исполнение Решения — а) выплата Взыскателю возмещения и принятие дополнительных мер индивидуального характера; 6) принятие мер общего характера;
Орган представительства — орган, ответственный за обеспечение представительства Украины в Европейском суде по правам человека и исполнение его решений;
оригинальный текст — официальный текст, выполненный на официальным языке Совета Европы: а) Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года и протоколов к ней; б) решения и определения Европейского суда по правам человека; в) определения Европейской комиссии по правам человека.
Статья 2. Исполнение Решения
1. Решение является обязательным для исполнения Украиной в соответствии со статьей 46 Конвенции.
2. Порядок исполнения Решения определяется настоящим Законом, Законом Украины «Об исполнительном производстве», иными нормативно-правовыми актами с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 3. финансирование расходов на исполнение Решения
1. Исполнение Решения осуществляется за счет Государственного бюджета Украины.
Глава 2. ДОСТУП К РЕШЕНИЮ
Статья 4. Краткое изложение Решения
1. В течение трех дней со дня получения уведомления о приобретении Решением статуса окончательного орган представительства готовит и направляет для опубликования в газетах «Урядовий кур'єр» и «Голос Украины» краткое изложение Решения на украинском языке (далее — краткое изложение Решения), которое должно включать:
а) официальное название Решения на языке оригинала и в переводе на украинский язык;
б) номер заявления в Суд;
в) дату постановления Решения;
г) краткое изложение фактов по делу;
д) краткое изложение вопросов права;
е) перевод резолютивной части Решения.
2. Указанные в части первой настоящей статьи издания публикуют краткое изложение Решения в течение семи дней со дня его получения.
Статья 5. Уведомление о Решении
1. В течение трех дней Орган представительства направляет краткое изложение Решения Взыскателю, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, всем государственным органам, должностным лицам и другим субъектам, прямо причастным к делу, по которому постановлено Решение, вместе с копией оригинального текста.
Статья 6. Перевод и обнародование Решения
1. С целью выполнения мер общего характера государство обеспечивает перевод и опубликование полных текстов Решений на украинском языке специализированным в вопросах практики Суда юридическим изданием, имеющим распространение в профессиональной среде правоведов.
2. Аутентичность перевода полных текстов Решений удостоверяется Органом представительства.
3. Определения издания, которое будет осуществлять перевод и опубликование полных текстов Решении, а также заказ необходимого количества экземпляров издания с целью обеспечения судов, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, службы безопасности, учреждений исполнения наказаний, других заинтересованных субъектов осуществляются на конкурсной основе Органом представительства.
4. Обеспечение судей опубликованным переводом полных текстов Решений возлагается на государственный орган, ответственный за организационно-материальное обеспечение судов.
Глава 3. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ
Статья 7. Обращение Решения к исполнению в части выплаты возмещения
1. В течение трех дней со дня получения уведомления Суда о приобретении Решением статуса окончательного Орган представительства:
а) направляет Изыскателю уведомление с разъяснением его права подать в государственную исполнительную службу заявление о выплате возмещения, в котором должны быть указаны реквизиты банковского счета для перечисления средств;
б) направляет в государственную исполнительную службу оригинальный текст и перевод резолютивной части Решения. Аутентичность перевода удостоверяется Органом представительства.
Государственная исполнительная служба на протяжении трех дней со дня поступления документов, указанных в пункте «б» настоящей части, открывает исполнительное производство.
2. Неподача Взыскателем заявления о выплате возмещения не является препятствием для исполнения Решения,
Статья 8. Выплата возмещения
1. Выплата Взыскателю возмещения должна быть осуществлена в трехмесячный срок с момента приобретения Решением статуса окончательного.
2. В случае нарушения срока, указанного в части первой настоящей статьи, на сумму возмещения начисляется пеня в соответствии с Решением.
3. В течение одного месяца со дня открытия исполнительного производства по Решению государственная исполнительная служба направляет в Государственное казначейство Украины постановление об открытии исполнительного производства и документы, предусмотренные в пункте «б» части первой статьи 7 настоящего Закона.
4. Государственное казначейство Украины в, течение 10 дней со дня поступления указанных в части третьей настоящей статьи документов осуществляет списание на указанный Взыскателем банковский счет, а в случае его отсутствия — на депозитный счет государственной исполнительной службы средств из соответствующей бюджетной программы Государственного бюджета Украины. Порядок сохранения средств на депозитном счете государственной исполнительной службы определяется Законом Украины «Об исполнительном производстве».
5. Подтверждение списания, полученное от Государственного казначейства Украины, является для государственной исполнительной службы основанием для окончания исполнительного производства.
6. Государственная исполнительная служба в течение трех дней направляет Органу представительства постановление об окончании исполнительного производства и подтверждении списания средств.
Статья 9. отдельные вопросы, связанные с выплатой возмещения
1. Если установить местопребывание (местонахождение) Взыскателя — физического лица невозможно, а также в случае смерти Взыскателя -физического лица либо реорганизации или ликвидации Взыскателя — юридического лица сумма возмещения перечисляется на депозитный счет государственной исполнительной службы. Аналогичная процедура применяется в случае, предусмотренном частью второй статьи 7 настоящего Закона.
2. Сумма возмещения, находящаяся на депозитном счете государственной исполнительной службы, перечисляется:
а) на счет Взыскателя после подачи им соответствующего заявления;
б) на счета наследников Взыскателя — физического лица после представления ими должным образом оформленных документов, предоставляющих им право на получение наследства;
в) на счет правопреемника реорганизованного Взыскателя — юридического лица после представления им должным образом оформленных документов, подтверждающих его правопреемство;
г) на счета учредителей (участников, акционеров) ликвидированного Взыскателя — юридического лица после представления ими решений суда, подтверждающих их статус учредителей (участников, акционеров) ликвидированного Взыскателя — юридического лица на момент ликвидации и определяют долю возмещения, причитающуюся к выплате каждому из учредителей (участников, акционеров).
3. Информацию о наличии на депозитном счете государственной исполнительной службы суммы возмещения государственная исполнительная служба направляет Органу представительства.
4. Истцом по делам о возмещении убытков, нанесенных Государственному бюджету Украины вследствие выплаты возмещения, выступает Орган представительства, который обязан в течение трех месяцев с момента, определенного в части четвертой статьи 8 настоящего Закона, обратиться в суд с соответствующим иском.
Статья 10. Дополнительные меры индивидуального характера
1. С целью обеспечения восстановления нарушенных прав Взыскателя, кроме выплаты возмещения, применяются дополнительные меры индивидуального характера.
2. Дополнительными мерами индивидуального характера являются:
а) восстановление настолько, насколько это возможно, предыдущего юридического состояния, которое Взыскатель имел до нарушения Конвенции (restitutio in integrum);
б) меры, предусмотренные в решении Суда о дружеском урегулировании.
3. Восстановление предыдущего юридического состояния Взыскателя осуществляется, в частности, путем:
а) повторного рассмотрения дела судом, включая возобновление производства по делу;
б) повторного рассмотрения дела административным органом.
Статья 11. Действия Органа представительства по принятию дополнительных мер индивидуального характера
1. В течение трех дней со дня получения уведомления о приобретении Решением статуса окончательного Орган представительства:
а) направляет Взыскателю уведомление с разъяснением его права возбудить производство о пересмотре дела и/или о его праве на возобновление производства в соответствии с действующим законодательством;
б) уведомляет органы, являющиеся ответственными за выполнение предусмотренных в решении Суда о дружеском урегулировании дополнительных мер индивидуального характера, о содержании, порядке и сроках выполнения этих мер. К уведомлению прилагается перевод решения Суда о дружеском урегулировании, аутентичность которого удостоверяется Органом представительства.
2. Контроль за выполнением дополнительных мер индивидуального характера, предусмотренных в решении Суда о дружеском урегулировании, возлагается на Орган представительства.
3. Орган представительства в рамках осуществления предусмотренного частью второй настоящей статьи контроля имеет право получать от органов, являющихся ответственными за выполнение дополнительных мер индивидуального характера, предусмотренных в решении Суда о дружеском урегулировании, информацию о ходе и последствиях выполнения таких мер, а также вносить Премьер-министру Украины представление относительно обеспечения выполнения дополнительных мер индивидуального характера.
Статья 12. Действия органов, являющихся ответственными за выполнение дополнительных мер индивидуального характера
1. Органы, ответственные за выполнение дополнительных мер индивидуального характера, обязаны:
а) безотлагательно и в определенный Решением и/или действующим законодательством срок выполнить дополнительные меры индивидуального характера;
б) представлять информацию на запросы Органа представительства о течении и последствиях выполнения дополнительных мер индивидуального характера;
в) действенно и без проволочек реагировать на представление Органа представительства;
г) о выполнении дополнительных мер индивидуального характера уведомить Орган представительства.
Статья 13. Меры общего характера
1. Меры общего характера применяются в целях обеспечения соблюдения государством положений Конвенции, нарушение которых установлено Решением, обеспечения устранения недостатков системного характера, которые лежат в основе выявленного Судом нарушения, а также устранения основания для поступления в Суд заявлений против Украины, вызванных проблемой, которая уже была предметом рассмотрения в Суде.
2. Мерами общего характера являются меры, направленные на устранение указанной в Решении системной проблемы и ее первопричины, в частности:
а) внесение изменений в действующее законодательство и практику его применения;
б) внесение изменений в административную практику;
в) обеспечение юридической экспертизы законопроектов;
г) обеспечение профессиональной подготовки по вопросам изучения Конвенции и практики Суда прокуроров, адвокатов, работников правоохранительных органов, работников иммиграционных служб, других категорий работников, профессиональная деятельность которых связана с правоприменением, а также с содержанием людей в условиях лишения свободы;
д) другие меры, которые определяются — при условии надзора со стороны Комитета министров Совета Европы — государством-ответчиком в соответствии с Решением с целью обеспечения устранения недостатков системного характера, прекращения вызванных этими недостатками нарушений Конвенции и обеспечения максимального возмещения последствий этих нарушений.
Статья 14. Действия Органа представительства относительно применения мер общего характера
1. В течение одного месяца со дня получения уведомления о приобретении Решением статуса окончательного Орган представительства готовит и направляет в Кабинет Министров Украины представление относительно применения мер общего характера (далее — представление).
2. Представление включает предложения по разрешению указанной в Решении системной проблемы и устранению ее первопричины, в частности:
а) анализ обстоятельств, которые привели к нарушению Конвенции;
6) предложения по внесению изменений в действующее законодательство;
в) предложения по внесению изменений в административную практику;
г) предложения для учета при подготовке законопроектов;
д) предложения по обеспечению профессиональной подготовки по вопросам изучения Конвенции и практики Европейского суда по правам человека для судей, прокуроров, адвокатов, работников правоохранительных органов, иммиграционных служб, других категорий работников, профессиональная деятельность которых связана с правоприменением, а также с содержанием людей в условиях лишения свободы;
е) предложения по осуществлению других мер общего характера, направленных на устранение недостатков системного характера, прекращение вызванного этими недостатками нарушения Конвенции и обеспечение максимального возмещения последствий этих нарушений;
е) перечень центральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными за принятие каждой из предлагаемых в представлении мер.
3. Одновременно с представлением Орган представительства готовит аналитический обзор для Верховного Суда Украины, который включает:
а) анализ обстоятельств, которые вызвали нарушение Конвенции;
б) предложения по приведению судебной практики в соответствие с требованиями Конвенции.
4. Одновременно с представлением Орган представительства готовит и направляет в Аппарат Верховной Рады Украины предложения для учета при подготовке законопроектов.
Статья 15. Действия Кабинета Министров Украины по принятию мер общего характера
1. Премьер-министр Украины в соответствии с представлением, предусмотренным в статье 14 настоящего Закона, определяет центральные органы исполнительной власти, являющиеся ответственными за выполнение мер общего характера, и безотлагательно дает им соответствующие поручения.
2. Центральный орган исполнительной власти, определенный в поручении Премьер-министра Украины, в установленный в поручении срок:
а) обеспечивает в пределах своей компетенции издание ведомственных актов во исполнение мер общего характера и контролирует их выполнение;
б) вносит в Кабинет Министров Украины предложения о принятии новых, отмене действующих нормативно-правовых актов или внесении в них изменений.
3. Кабинет Министров Украины:
а) издает в пределах своей компетенции акты во исполнение мер общего характера;
б) вносит в порядке законодательной инициативы в Верховную Раду Украины законопроекты о принятии новых, отмене, действующих законов или внесении в них изменений.
4. Соответствующие акты должны быть изданы и соответствующий законопроект должен быть внесен Кабинетом Министров Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины в течение трех месяцев со дня издания поручения Премьер-министра Украины, предусмотренного частью первой настоящей статьи.
Статья 16. Ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение Решения
1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Решения виновные служебные лица, к полномочиям которых относится это исполнение, несут административную, гражданскую или уголовную ответственность, предусмотренную законами Украины.
Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ В УКРАИНЕ КОНВЕНЦИИ И ПРАКТИКИ СУДА
Статья 17. Применение судами Конвенции и практики Суда
1. Суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию и практику Суда как источник права.
Статья 18. Порядок ссылки на Конвенцию и практику Суда
1. Для целей ссылки на текст Конвенции суды используют официальный перевод Конвенции на украинском языке (далее — перевод).
2. Для целей ссылки на Решения и определения Суда и на определения Комиссии суды используют переводы текстов решений Суда и определений Комиссии (далее — перевод), напечатанные в издании, предусмотренном в статье 6 настоящего Закона.
3. При отсутствии перевода Решения и определения Суда либо определения Комиссии суд пользуется оригинальным текстом.
4. При выявлении языкового разногласия между переводом и оригинальным текстом суд пользуется оригинальным текстом.
5. При выявлении языкового разногласия между оригинальными текстами и/или при необходимости языкового Толкования оригинального текста используется соответствующая практика Суда.
Статья 19. Применение в сфере законодательства и в административной практике
1. Орган представительства осуществляет юридическую экспертизу всех законопроектов, а также подзаконных нормативных актов, на которые распространяется требование государственной регистрации, на соответствие Конвенции, по результатам чего готовит специальное заключение.
2. Неосуществление предусмотренной частью первой настоящей статьи проверки или наличие заключения о несоответствии подзаконного акта требованиям Конвенции является основанием для отказа в государственной регистрации соответствующего подзаконного акта.
3. Орган представительства обеспечивает постоянную и с разумной периодичностью проверку действующих законов и подзаконных актов на соответствие Конвенции и практике Суда, прежде всего в сферах, касающихся деятельности правоохранительных органов, уголовного производства, лишения свободы.
4. По результатам предусмотренной в части третей настоящей статьи проверки Орган представительства представляет в Кабинет Министров Украины предложения о внесении изменении в действующие законы и подзаконные акты с целью приведения их в соответствие с требованиями Конвенции и соответствующей практикой Суда.
5. Министерства и ведомства обеспечивают систематический контроль за соблюдением в рамках ведомственного подчинения административной практики, что отвечает Конвенции и практике Суда.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Кабинету Министров Украины:
1) в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона:
привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативно-правовые акты;
обеспечить приведение в соответствие с настоящим Законом нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти;
2) принять меры и, при необходимости, внести предложения в Верховную Раду Украины о включении вопросов овладения положениями Конвенции и практики Суда:
в требования профессионального уровня отдельных категорий судей, а также прокуроров, адвокатов, нотариусов;
в программы первичной подготовки и повышения квалификации судей, прокуроров, адвокатов, работников правоохранительных органов, иммиграционных служб, других категорий работников, профессиональная деятельность которых связана с правоприменением, а также с содержанием людей в условиях лишения свободы;
3) ежегодно предусматривать в проекте Государственного бюджета Украины отдельной бюджетной программой средства на исполнение решений Европейского суда по правам человека.
Президент Украины В. ЮЩЕНКО.
г. Киев, 23 февраля 2006 года.
Ns3477-IV.