Міжнародний фонд "Відродження"

Учащиеся ПТУ побывали на экскурсии в СИЗО

Ирина Ухварина | газета «Вгору»
Накануне новогодне-рождественских праздников, учащиеся высшего профессионального училища сервиса и дизайна (ПТУ) побывали на экскурсии в Херсонском следственном изоляторе (СИЗО). Но встречались они не с арестованными или подследственными, а с теми осужденными, что отбывают там наказание.
Их немного – всего 25 человек. Живут они фактически в полуподвале (к сожалению, из-за того, что территория СИЗО «не резиновая», там просто больше нет места), и называют их хозобслугой. Собственно – на их плечах обслуживание хозяйства всех корпусов СИЗО: и ремонт коммуникаций, и шпаклевка-покраска, приготовление и раздача еды, разнос передач. Они же сами пекут хлеб. И своими руками делали небольшую церквушку на территории изолятора – с настоящим куполом и крестом.
Организовать встречу своих подопечных, учащихся ПТУ, с этими осужденными, психолог и общественный деятель Андрей Недбайло решил после того, как в составе членов городской наблюдательной комиссии обследовал условия пребывания в СИЗО. Тогда же он сам переговорил с ребятами из хозобслуги: поделятся ли те своим опытом со студентами. Его подопечные – сироты. У них самих за плечами нелегкий и далеко не детский опыт. Жизнь приучила их никому не доверять – ни педагогам, ни родственникам. Для них важно самим посмотреть и самим убедиться. Это умные, толковые парни, с очень большим потенциалом. Они смогут много добиться в этой жизни, но, как говорит Андрей, если не сопьются или не сядут: сейчас им нравится «покуражиться», и мало задумываются о последствиях тех или иных своих поступков. А жизнь в общежитии на Бериславском шоссе, которое «славится» и в городе, и за его пределами, далеко не способствует воспитанию…
Встречу назначили, как оказалось, на самый неудачный день: город занесло снегом, транспорт не ходил. Во всех учебных заведениях, в том числе и ПТУ, объявили карантин, и студенты разъехались кто по домам, кто к родственникам или друзьям в гости. Тем не менее, к двум часам дня, под дверью СИЗО собрались все желающие, с тортом и соками.
Когда разговаривали в комнате отдыха, туда вдруг зашла рыже-черно-белая красавица. Говорят, такие трехцветные кошки приносят счастье. Один из осужденных, Владимир, рассказал, что к ним на подоконник, когда они проветривали комнату, летом запрыгивали два котенка – брат и сестра. Братишка спал на самом подоконнике, и как только они заходили в комнату, убегал сразу. А сестричка, которую назвали потом Тигрой, забиралась внутрь и спала на верхней койке. Он потихоньку стал ее прикармливать и приручать. Теперь она чувствует тут себя хозяйкой. И хотя содержать животных в помещениях СИЗО запрещено (а цветы – не выживают, ведь землю в горшках во время обысков постоянно «перелопачивают»), сотрудники понимают, что ласковый мурчащий зверь – отдушина для души и сердца. И «закрывают глаза» на то, что Тигра иногда заходит вовнутрь в гости.
Владимир* здесь живет уже два года, он осужден за убийство. Вернее, за нанесение телесных повреждений, повлекших за собой смерть: повздорили с односельчанином, тот схватился за топор, но Владимир оказался сильнее – и орудие отобрал, да еще и «наподдал». А утром за ним пришли – сосед, оказывается, от побоев умер. Еще один из собеседников, Станислав, получил четыре года. Как он сам признается, фактически – за «дурь в голове» и мобильный телефон. Вечером, после дискотеки шли с другом. И тут он увидел, что впереди идет его знакомый, с которым они накануне сильно повздорили. Догнали его, сбили с ног, пару раз стукнули и тут вдруг, Станислав обнаружил, что это – совсем незнакомый парень, «ошибочка вышла». Дернул друга, мол, тикаем, это не тот, и побежал. А друг на минутку задержался, но за это время «почистил» тому парню карманы и забрал мобилку. Через пару месяцев милиция приехала за Станиславом: по мобильному телефону, по «цепочке» от разных владельцев вышли на продавца - его друга, и тот «раскололся». И статья -нешуточная: грабеж, в предварительном сговоре, с нанесением телесных повреждений…
Когда была сама встреча, то студенты фактически молчали, мало задавали вопросов. А когда вышли за пределы СИЗО, вздохнули с огромным облегчением и – разговорились. Один из них признался, что там, внутри, какая-то давящая атмосфера, очень сильно отличающаяся от свободы. Хотя, вроде бы, то же небо, тот же гул города. И неизгладимое впечатление осталось у всех – от карцера…
Сам факт посещения подростками СИЗО как-то очень быстро распространился среди их ровесников. То, что ребята ходили, слышали и видели своими глазами, стало настоящим популярным «мифом» - никто не верил, что это возможно. Андрей Недбайло сказал, что и сам, честно говоря, сомневался: паспортов у его подопечных нет, были только справки с печатью училища. А ведь следственный изолятор – режимное учреждение, и оттуда не только сложно выйти, но и войти просто так, с улицы - невозможно. Тем не менее, визит состоялся, благодаря тому, что руководство учреждения пошло навстречу. И это – здорово, потому что, как говорит Андрей, после визита в СИЗО, ребята очень сильно поменялись в лучшую сторону: «И желание не попадать туда – укрепилось прочно».

* Имена изменены из этических соображений.

щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном