Міжнародний фонд "Відродження"

ОТКАЗАНО В УДО? ОБРАЩАЙТЕСЬ В СУД

Ирина Яковец
Основаниями для отказа в условно-досрочном освобождении могут быть только обстоятельства, свидетельствующие о том, что осужденный не доказал своего исправления. При этом если наблюдательная комиссия отказывает в согласовании направления представления в суд по надуманным и не соответствующим действующему законодательству основаниям, фактически это свидетельствует о невыполнении возложенных на нее функций.
На практике иногда происходят случаи, когда наблюдательные комиссии безосновательно отказываются согласовывать представление администрации колонии об условно-досрочном освобождении осужденного.
Как же поступать в подобных случаях?
На наш взгляд, в данной ситуации осужденный имеет право самостоятельного обращения в суд с просьбой о применении условно-досрочного освобождения.
Согласно Уголовно-исполнительному кодексу Украины полномочиями представлять осужденного к условно-досрочному освобождению при наличии к тому оснований наделена администрация учреждения исполнения наказаний (часть 3 статьи 154). Часть 1 статьи 407 Уголовно-процессуального кодекса Украины действительно предусматривает, что решение данного вопроса производиться только на основании совместного представления администрации учреждения и наблюдательной комиссии.
Однако, вместе с тем, статья 40 Конституции Украины гарантирует право каждого гражданина на судебную защиту; статья 55 – право защищать свои права и свободы любыми, не запрещенными законом, средствами. Часть 1 статьи 8 и часть 1 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Украины закрепляют право осужденных на обращения в различные, в том числе судебные, инстанции.
Как вытекает из решения Конституционного Суда Украины от 1 декабря 2004 года № 18-рп/2004 (которое является обязательным для исполнения на всей территории Украины), законный интерес гражданина подлежит такой же судебной защите, как и гарантированное законом право.
То есть, осужденный может обратиться в суд на основании Конституции Украины и Уголовно-исполнительного кодекса Украины не только для защиты прямо предусмотренного законом права, но и законного интереса, в частности такого, как возможность применения условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания (как разъяснил Конституционный Суд Украины, законный интерес - это стремление к пользованию каким-либо материальным либо не материальным благом, предоставление которого не является обязанностью каких-либо лиц).
Рекомендуем, чтобы администрация учреждения исполнения наказаний приобщила к заявлению осужденного все материалы, которые характеризуют его поведение и отношение к труду в период отбывания наказания, извлечение из протокола заседания комиссии учреждения и наблюдательной комиссии, а также иные материалы, подтверждающие необоснованность отказа наблюдательной комиссии.
При этом необходимо иметь в виду, что основания применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания определены в Уголовном кодексе Украины (статья 81), а Уголовно-процессуальный кодекс Украины только лишь устанавливает процедуру решения данного вопроса.
Закон предусматривает, что условно-досрочное освобождение может быть применено, если осужденный добросовестным поведением и отношением к труду доказал свое исправление. Полномочия по оценке степени исправления, согласно части 3 статьи 154 Уголовно-исполнительного кодекса Украины отнесены к исключительной компетенции соответствующей комиссии учреждения исполнения наказаний.
Исходя из этого, можем утверждать, что основаниями для отказа в условно-досрочном освобождении могут быть только обстоятельства, свидетельствующие о том, что осужденный не доказал своего исправления. Именно на это обратил внимание судов Верховный Суд Украины в своем постановлении от 26 апреля 2002 года №2, в котором, в частности, указывается, что главным условием принятия решения об условно-досрочном освобождении является доведение того, что осужденный добросовестным поведением и отношением к труду доказал свое исправление (пункт 2 указанного постановления).
Кроме того, необходимо отметить, что в Положении о наблюдательных комиссиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 1 апреля 2004 года № 429, отсутствует определение обстоятельств, на основании которых эти комиссии могут принять решение об отказе в совместном внесении представления в суд относительно условно-досрочного освобождения. Исходя из этого, можем утверждать, что данные субъекты обязаны руководствоваться при этом теми же фактами, что и администрация учреждения исполнения наказаний. То есть, данное решение должно приниматься в соответствии со статьей 154 Уголовно-исполнительного кодекса Украины и статьи 81 Уголовного кодекса Украины, в частности, исходя из определенных в них обстоятельств.
Более того, необходимо помнить, что наблюдательная комиссия является органом, на который возлагается обязанность осуществления общественного контроля за соблюдением прав и свобод осужденных (статья 25 Уголовно-исполнительного кодекса Украины и пункт 1 статьи 3 Положения о наблюдательных комиссиях). Исходя из этого, отказ в направлении представления в суд по надуманным и не соответствующим действующему законодательству основаниям, фактически свидетельствует о невыполнении возложенных функций.
В подобных случаях и осужденный, и администрация учреждения также имеете право обратиться в прокуратуру для решения вопроса о привлечении членов комиссии, принявших неправомерное решение, к ответственности. В качестве документа, подтверждающего нарушение действующего законодательства, рекомендуем приобщить решение суда, которым установлено, что отказ наблюдательной комиссии внести совместное представление был необоснован.
Обращение в прокуратуру представляется целесообразным, поскольку согласно статье 5 Закона Украины «О прокуратуре», прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов при исполнении решений по уголовным делам. Для этого она наделена достаточно обширными полномочиями, в частности, требовать для проверки решения, распоряжения и иные документы, а также вносить представления и протесты на них, возбуждать дисциплинарные производства, давать предписания об устранении очевидных нарушений закона.

щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном