Міжнародний фонд "Відродження"

ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ДОКЛАДУ-1998

Раздел "Учреждения Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний"

К вопросу "контактов с внешним миром" (свидания с осужденными, их переписка, встречи без кабинок краткосрочных свиданий, в том числе и осужденных на смертную казнь)
Согласно внесенным изменениям в действующее законодательство, в коло-ниях всех видов режимов сняты ограничения по переписке, кроме этого пре-доставлено право на долгосрочные свидания с близкими и родственниками не-зависимо от срока отбытия наказания.
Лица, осужденные к исключительной мере наказания, в соответствии с по-ложениями, которые были внесены в условия содержания такой категории лиц, получили право неограниченной переписки и ежемесячных свиданий с близ-кими и родственниками продолжительностью два часа.
Практика проведения краткосрочных свиданий с родственниками и близки-ми с применением переговорных устройств и кабинок определена действую-щим Уголовно-процессуальным кодексом Украины с целью соблюдения тайны следствия и с целью предотвращения передачи задержанным запрещенных предметов (оружие, наркотики, деньги и др.), а также с целью предотвращения обмена информацией, которая может повлиять на ход следствия (запутывание следствия, введение следствия в заблуждение и т.п.).
Согласно действующему законодательству, работа персонала СИ3О направ-лена на обеспечение сохранения тайны следствия. Общение и свидания с обви-няемым или подозреваемым происходят лишь по разрешению лица, в произ-водстве которого находится уголовное дело.
Для работы по социальной реабилитации и адаптации осужденных из числа хозяйственного персонала создана специальная социально-психологическая служба. Численность персонала социально-психологической службы составля-ет 2000 человек, во всех учреждениях оборудованы центры психоэмоциональ-ной разрядки.

К вопросу подготовки кадров пенитенциарных учреждений
С целью качественного отбора и подготовки кадров, после вывода из систе-мы МВД, Департаментом создано Черниговское юридическое училище, кото-рое занимается подготовкой персонала уголовно-исполнительной системы Ук-раины. Кроме этого, существует Днепродзержинское училище начальной под-готовки младшего персонала, в котором проходят обучение лица, принятые на службу в уголовно-исполнительную систему Украины. Готовится открытие Учебного центра в Белой Церкви.
Рядом постановлений Кабинета Министров Украины определена общая чис-ленность работников центрального аппарата Департамента, определен порядок передачи функции охраны учреждений исполнения наказаний от внутренних войск Департаменту, этот процесс закончен.
Совет Европы совместно с Департаментом реализует проект "Подбор и под-готовка персонала", направленный на содействие созданию единой, целена-правленной кадровой политики, сотрудничества в области наработки профес-сионального, качественно нового ядра кадров с учетом опыта стран Европы.

К вопросу дисциплинарных наказаний заключенных
Согласно закону Украины "О предварительном заключении" и УПК меры дисциплинарного воздействия применяются к лицам, взятым под стражу и осужденным дифференцированно (с учетом совершенного), а также преду-смотрен и ряд поощрений указанной категории лиц. После наложения взыска-ния лицо имеет право на его обжалование в вышестоящей инстанции или в ор-ганах прокуратуры, которые осуществляют контроль уголовно-исполнитель-ной системы Украины.

К вопросу инспектирования СИЗО г. Харькова и вынесенных рекоменда-ций по этому вопросу
По вынесенным рекомендациям экспертов Комитета Департаментом уста-новлен постоянный контроль за деятельностью администрации СИЗО г. Харь-кова по приведению в соответствие с указанными рекомендациями условий содержания, трудоустройства и коммунально-бытового обеспечения заклю-ченных и осужденных из числа хозобслуги. Приняты меры по обеспечению надлежащего освещения камер СИЗО в соответствии с вынесенными рекомен-дациями. Улучшено санитарное состояние СИЗО, особое внимание было уде-лено работе прачечной и обеспечению моющими средствами.
Начальник СИЗО был предупрежден о персональной ответственности за по-следствия работы по выполнению указанных рекомендаций Комитета, указано на недостатки и предприняты исчерпывающие меры по улучшению положе-ния. Для устранения вскрытых недостатков построено новое здание на 270 до-полнительных мест, выполнена реконструкция камер, что отмечено Комитетом при посещении в июле 1999 года. Работа продолжается.

К вопросу здравоохранения и питания заключенных
В условиях ограниченного финансирования Департаментом при поддержке Правительства осуществлены меры по обеспечению спецконтингента питани-ем, предоставлению медико-санитарного обслуживания.
С целью экономии бюджетных средств и учитывая значительный разброс цен на продукты питания и медикаменты в разных регионах Департаментом организованно их централизованная закупка и снабжение.
Для своевременного выявления больных осужденных и предоставления им необходимой медицинской помощи введены в практику ежедневные обходы медицинскими работниками социально-психологических отделений.
Лица, которые поступают в учреждения уголовно-исполнительной системы с дефицитом веса, берутся на специальный учет и получают дополнительное пи-тание.
Улучшена работа по своевременному представлению в суды материалов на тяжело больных осужденных для освобождения их от дальнейшего отбывания наказания, а также по лечению ВИЧ-инфицированных заключенных.
За 9 месяцев 1999 г. получали стационарное лечение 36 тыс. больных осуж-денных.
Представлен в Кабинет Министров разработанный Департаментом и согла-сованный с заинтересованными министерствами и ведомствами проект поста-новления, которое, в случае принятия, позволит улучшить условия содержания спецконтингента, положение дел с соблюдением законности и обеспечения правопорядка в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Осуществляется перестройка и реорганизация медицинской службы уголов-но-исполнительной системы. Положение с предоставлением лечебно-профила-ктической помощи в местах лишения свободы находится на постоянном кон-троле руководства Департамента.

Досуг и деятельность заключенных в СИЗО
Все заключенные содержатся в камерах, участвуют в общих беседах о зако-нах, морали и этических аспектах социальной жизни, естествознании, религии и на другие темы. Арестованные и приговоренные имеют в распоряжении на-стольные игры (шахматы, шашки, домино и т.д.), газеты и книги, от родствен-ников им позволяется получить телевизор. В камерах имеются радиоточки, персонал СИЗО проводит радиопередачи на юридические, социальные и дру-гие темы. Несовершеннолетние заключенные имеют возможность, по крайней мере, один раз в неделю, смотреть образовательные и другие фильмы в комна-тах, специально оборудованных для этой цели, и посещать уроки. Все аресто-ванные и осужденные лица имеют ежедневно прогулку, возможность играть в спортивные игры и выполнять физические упражнения на открытой площадке. Осужденные, приговор в отношении которых не вступил в законную силу, мо-гут привлекаться к работе в промышленных цехах, с их личного согласия и разрешения компетентных государственных органов. Кроме того, подростки привлекаются к работе на производстве картонных и бумажных изделий, ра-диодеталей и т.д.
Осужденные лица привлекаются к работе по обслуживанию СИЗО, им пред-лагаются постоянно образовательные программы, лекции, дискуссии, просмотр телепрограмм и кинофильмов, чтение газет, художественных книг, общеобра-зовательные программы, спортивные игры и соревнования, занятия художест-венной самодеятельностью. Администрация СИЗО проводит с образователь-ной целью встречи заключенных со священниками, представителями общест-венных организаций.

К вопросу перенаселения тюрем
Стремительный рост численности спецконтингента в условиях ограниченно-го финансирования, неурядиц в экономике, крайне усложнил проблемы разме-щения, материально-бытового обеспечения, питания, медико-санитарного обслуживание и трудоустройства.
Начиная с 1991 года численность спецконтингента в учреждениях системы увеличилась почти вдвое и по состоянию на 1 октября т.г., несмотря на прове-дение амнистии, в 181 учреждении содержалось 218,4 тыс. лиц.
Имеющаяся материально-техническая база мест лишения свободы уже не удовлетворяет потребностям, а ее развитие не успевает за темпами поступле-ния спецконтингента.
Для решения проблемы размещения в 1994 году Кабинетом Министров было принято постановление № 31, которым предусмотрено строительство девяти новых следственных изоляторов, увеличение количества мест за счет реконст-рукции и перепрофилирования существующих учреждений. Из-за недостаточ-ного финансирования, эти меры не выполнены полностью.
В последние пять лет открыто 12 исправительно-трудовых колоний почти на 9 тыс. мест, расширены противотуберкулезные больницы для осужденных на 2260 мест и действующие следственные изоляторы на 5,6 тыс. мест. Это было сделано за счет реконструкции существующих и строительства новых общежи-тий, перепрофилирования ЛТП, создания новых колоний на базе прежних сельхозпредприятий.
Кроме этого, согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 06.05.93 на территориях исправительно-трудовых колоний с целью снижения напряже-ния при размещении заключенных в СИЗО создано 66 временных следствен-ных изоляторов на 4,8 тыс. мест для содержания осужденных, приговоры в от-ношении которых не вступили в законную силу.
Учитывая, что строительство требует значительных затрат средств, мы счи-таем более перспективным другой путь – активного использования возможно-стей действующего законодательства, применяя условно-досрочное освобож-дение и сокращение сроков заключения. За минувший год и в течение 11 меся-цев нынешнего года было освобождено таким образом 27,5 тыс. человек.
Департамент ежегодно инициирует принятие законов об амнистии. Такая практика позволила освободить за последние два года около 55.2 тыс. человек. Согласно Концепции реформы правовой и судебной системы Украины и реко-мендациям Совета Европы, Украина проводит планомерную целеустремлен-ную работу по принятия нового законодательства. Принятие новой Конститу-ции Украины 28 июня 1996 стало первым шагом в этом направлении. Разра-ботаны проекты нового Уголовного, Уголовно-процессуального и других ко-дексов. Приняты во внимание принципы, изложенные в Рекомендации R (80) 11 Комитета Министров Совета.
Статья 13 Главы XV Конституции Украины предусматривает, что в течение пяти лет с момента принятия Конституции (значит, до 28 июня 2001) сохраня-ется существующий порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также порядок осмотра и обыска жилища.
По поводу жалоб на нарушениях со стороны персонала учреждений испол-нения наказаний, то в течение 1997-1998 годов в Департамент поступило 184 жалобы, и лишь 5 из них были подтверждены как реальные. Один виновный работник уволился, четверо виновных работников были привлечены к дисцип-линарной ответственности.

По поводу параграфов Доклада КПП
К параграфу 111, 129
Для решения проблемы переполнения СИЗО Департамент предпринял ряд мер. В частности, внимание прокуроров всех уровней обращается на расшире-ние применения более современных превентивных мер, чем арест, согласован-ную деятельность следствия и суда в сфере расследования и рассмотрения дел согласно уголовно-процессуальному законодательству Украины под строгим контролем Департамента.

К параграфу 112
Минимальный уровень площади, полагающейся одному заключенному, со-ставляет согласно законодательству 2 м2 для тюрем и 2,5 м2 на человека для СИЗО. Проект нового Уголовно-процессуального кодекса Украины предусмат-ривает новый размер площади. К сожалению, из-за переполнения пенитенци-арных учреждений, существующий стандарт площади на данный момент не может быть пересмотрен.
Сейчас Департамент не имеет никаких возможностей обеспечить каждому заключенному 4 м2 и изъять из обращения камеры размером менее 6 м2, как то рекомендует Комитет, из-за отсутствия свободных мест и недостатка бюджет-ного финансирования.

К параграфу 113
Согласно Закону Украины "О предварительном заключении" лица, содер-жащиеся под стражей, могут быть привлечены к работе только на территории учреждения, где содержатся, при их согласии и с разрешении следователя или лица, проводящего досудебное следствие, или по разрешению суда, рассматри-вающего дело. Администрации СИЗО предпринимает меры, направленные на расширение вовлечения заключенных в производственную деятельность и на увеличение ассортимента изготовляемой продукции.

К параграфу 116
Практика, обязывающая заключенных становится лицом к стене, когда про-ходит мимо тюремный персонал или посетители, отменена.

К параграфу 114
Проведенное внутреннее расследование инцидента, упомянутого в Докладе Комитета, с господином NN , когда приговоренный к смертной казни во время посещения его камеры представителями тюремной администрации проявил чрезвычайно сильное сопротивление и не желал покидать камеру, угрожая, что совершит самоубийство, показало, что применение профилактических мер бы-ло юридически обоснованным. Господин NN в письменной форме также под-твердил законность применения наручников 4 марта 1999.

щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном