О демократическом гражданском контроле над военной организацией и правоохранительными органами государства
ЗАКОН УКРАИНЫ
О демократическом гражданском контроле
над Военной организацией и
правоохранительными органами государства
Настоящий Закон в целях защиты национальных интересов Украины, утверждения и упрочения конституционных принципов демократического, правового государства в сфере гражданско-военных отношений, обеспечения прав и свобод человека и в соответствии с международными обязательствами, принятыми Украиной, определяет правовые основы организации и осуществления демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами Украины и другими образованными в соответствии с законами Украины воинскими формированиями, а также над правоохранительными органами государства.
Раздел I ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ НАД ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА
Статья 1. Определение основных терминов
Приведенные в настоящем Законе термины употребляются в следующем значении:
гражданско-военные отношения — совокупность правовых взаимоотношений между обществом и составными частями Военной организации государства, охватывающие политические, финансово-экономические, социальные и другие процессы в сфере национальной безопасности и обороны;
Военная организация государства — охваченная единым руководством совокупность органов государственной власти, воинских формирований, образованных в соответствии с Конституцией и законами Украины, деятельность которых находится под демократическим контролем общества и в соответствии с Конституцией и законами Украины непосредственно направлена на решение задач защиты интересов государства от внешних и внутренних угроз;
правоохранительные органы — государственные органы, осуществляющие в соответствии с законодательством правоприменимые или правоохранительные функции;
демократический гражданский контроль над Военной организацией и правоохранительными органами государства (далее — гражданский контроль) — комплекс осуществляемых в соответствии с Конституцией и законами Украины правовых, организационных, информационных мер для обеспечения неуклонного соблюдения законности и открытости в деятельности всех составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства, содействия их эффективной деятельности и выполнению возложенных на них функций, укреплению государственной и воинской дисциплины.
Статья 2. Основные задачи гражданского контроля
Гражданский контроль должен обеспечивать:
приоритет политических подходов к решению вопросов военного строительства, направление деятельности всех составных частей Военной организации и правоохранительных органов на реализацию определенных основами внутренней и внешней политики задач в сфере национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности в целях становления и развития гражданского общества и укрепления конституционного правопорядка в государстве, осуществления определенных Конституцией Украины функций в сфере национальной безопасности, обороны и укрепления общественного порядка;
соблюдение законности в деятельности всех составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства;
поддержание политической стабильности в обществе, создание условий, делающих невозможным использование Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, правоохранительных органов для ограничения прав и свобод граждан или в целях свержения конституционного строя, устранения органов власти либо препятствования их деятельности, а также в интересах отдельных лиц, политических партий, общественных организаций;
предупреждение и недопущение нарушений конституционных прав и свобод, защиту законных интересов граждан Украины, состоящих на службе в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях, образованных в соответствии с законами Украины, и в правоохранительных органах, лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей;
учет общественного мнения, предложений граждан и общественных организаций при обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов и должностных лиц в сфере обороны, национальной безопасности, укрепления общественного порядка и законности;
выделение в соответствии с законами в необходимых объемах и рациональное использование бюджетных средств, направляемых на содержание и функционирование Военной организации и правоохранительных органов государства, в частности на реформирование Вооруженных Сил Украины;
использование по целевому и функциональному назначению государственного имущества, переданного в управление Вооруженным Силам Украины и другим воинским формированиям, а также правоохранительным органам;
своевременное, полное и достоверное информирование органов государственной власти и общества о деятельности Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов, обеспечение ее соответствия требованиям Конституции и законов Украины, нормам международного права, реальной военно-политической и криминогенной обстановке, задачам обеспечения надежной обороны и безопасности государства, укрепления общественного порядка.
Статья 3. Правовые основы гражданского контроля
Правовыми основами гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства являются Конституция Украины, настоящий и другие законы Украины, а также международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Статья 4. Принципы осуществления гражданского контроля
Гражданский контроль над Военной организацией и правоохранительными органами государства осуществляется на основе:
верховенства права, неуклонного соблюдения требований законодательства, которым регулируются гражданско-военные отношения, деятельность Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов;
разграничения функций и полномочий политического руководства Военной организацией государства, правоохранительной деятельностью и профессионального военного управления Вооруженными Силами Украины, другими воинскими формированиями, правоохранительными органами, недопущения дублирования их функций;
взаимодействия и ответственности органов государственной власти и органов военного управления и правоохранительных органов в пределах, определенных законодательством, за осуществление оборонной политики и политики в деле укрепления законности и общественного порядка, за своевременное и всестороннее материально-финансовое обеспечение Вооруженных Сил Украины, других составных частей Военной организации, правоохранительных органов государства для выполнения возложенных на них функций;
деполитизации и деидеологизации контроля. Служебные (должностные) лица, осуществляя согласно настоящему Закону функции контроля в сфере обороны и безопасности государства и правоохранительной деятельности, не могут быть связаны решениями политических партий или общественных организаций;
прозрачности расходов на национальную безопасность и оборону, правоохранительную деятельность, утилизацию и ликвидацию вооружений, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществления деятельности Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований на принципах единоначалия и строгой дисциплины;
открытости для общества информации о деятельности Вооруженных Сил Украины и других составных частей Военной организации, правоохранительных органов государства, не составляющей государственную тайну, с учетом определенной законами специфики государственных правоохранительных органов;
ответственности должностных лиц за своевременность, полноту и достоверность предоставляемой информации, и за реагирование на обращения граждан, общественных организаций, выступления средств массовой информации;
судебной защиты прав субъектов гражданского контроля.
Статья 5. Предмет гражданского контроля
Предметом гражданского контроля в сфере обороны и безопасности, правоохранительной деятельности государства является:
обоснованность решений государственных органов по военным вопросам и вопросам правоохранительной деятельности с точки зрения соответствия их основам внутренней и внешней политики, международным обязательствам Украины по заключенным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;
ход выполнения программ реформирования Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, в частности программ перевода Вооруженных Сил Украины на контрактную форму комплектования личным составом, решения проблем социальной и профессиональной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению или уволенных в запас или в отставку, обеспечения их жильем и конверсии бывших военных объектов, военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества с другими государствами и межгосударственными союзами, создания и развития производства новых видов вооружений и военной техники. конверсии оборонных предприятий и производств, отчуждения и реализации военного имущества, приватизации предприятий, отнесенные к сфере управления Министерства обороны Украины и других центральных органов исполнительной власти, других общегосударственных программ в сфере обороны v, национальной безопасности; правоохранительной деятельности; формирование и реализация кадровой политики в этих сферах;
состояние военно-патриотического воспитания молодежи, подготовка граждан к защите Родины;
вопросы экспорта и импорта вооружений и военной техники;
соблюдение требований Конституции и законов Украины относительно прав и свобод граждан, состоящих на службе в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях, правоохранительных органах, состояния правовой и социальной защищенности лиц, подлежащих призыву на военную службу, проходящих военную службу или находящихся в запасе, а также уволенных с военной службы и членов их семей;
формирование, утверждение и использование определенных законом о Государственном бюджете Украины расходов на нужды обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности; соблюдение бюджетного законодательства в этих сферах;
формирование, финансовое обеспечение и выполнение оборонного заказа, планов мобилизационной подготовки и мобилизации, мер по утилизации и ликвидации вооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
участие подразделений Вооруженных Сил Украины в международных миротворческих операциях и антитеррористических действиях, совместных военных учениях и других акциях в рамках международного военного и военно-технического сотрудничества;
соблюдение законов Украины при решении вопросов о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины и во время нахождения их на ее территории;
соблюдение , законности при рассмотрении органами государственной власти, военными должностными лицами обращений и жалоб военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Статья 6. Система и субъекты гражданского контроля
Система гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства состоит из:
парламентского контроля;
контроля, осуществляемого Президентом Украины;
контроля со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
контроля со стороны судебных органов и надзора со стороны органов прокуратуры;
общественного контроля.
Субъектами гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства являются:
Верховная Рада Украины;
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека;
Президент Украины;
Совет национальной безопасности и обороны Украины;
Кабинет Министров Украины;
центральные и местные органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом;
органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом;
прокуратура Украины;
судебные органы Украины;
граждане Украины и общественные организации, образуемые в соответствии с Конституцией Украины для осуществления и защиты прав и свобод граждан и удовлетворения их политических, экономических, социальных, культурных интересов;
средства массовой информации.
Статья 7. Особенности и ограничения в осуществлении контроля
Субъекты гражданского контроля осуществляют свои полномочия в сфере контроля с соблюдением установленного законодательством Украины режима доступа к информации, отнесенной к государственной тайне, а также ограничений, установленных законом для защиты стратегических интересов государства, в том числе в случае введения чрезвычайного и военного положения.
Оперативные и мобилизационные планы Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов, оперативно-распорядительные действия их должностных лиц контролю со стороны граждан и общественных организаций не подлежат.
Контроль за деятельностью Службы безопасности Украины, разведывательных и контрразведывательных органов Украины, оперативных подразделений, проводящих оперативно-розыскную деятельность, а также подразделений дознания и досудебного следствия осуществляется с соблюдением требований законов Украины «О Службе безопасности Украины», «О разведывательных органах Украины», «О контрразведывательной деятельности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины», других законов и Уголовно-процессуального кодекса Украины.
Раздел II ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ
Статья 8. Полномочия Верховной Рады Украины в осуществлении контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства.
Верховная Рада Украины, реализуя учредительные и законодательные функции и осуществляя парламентский контроль над Военной организацией и правоохранительными органами государства, в соответствии с Конституцией Украины:
определяет принципы внутренней и внешней политики;
определяет основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного правопорядка;
утверждает общую структуру, численность, определяет функции Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, Министерства внутренних дел Украины;
определяет основы правовой и социальной защиты и виды пенсионного обеспечения военнослужащих;
при утверждении Государственного бюджета Украины определяет размер расходов на обеспечение обороны, государственной безопасности. Украины и общественного порядка с указанием конкретного направления бюджетных ассигнований;
рассматривает по представлению Кабинета Министров Украины и утверждает общегосударственные программы реформирования и развития Вооруженных Сил Украины, правоохранительных органон, решения социальных проблем, а также другие программы, касающиеся обороны и безопасности государства, программы военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества с другими государствами и межгосударственными союзами;
при обсуждении отчетов и докладов Кабинета Министров Украины об исполнении Государственного бюджета Украины рассматривает состояние и целесообразность использования бюджетных средств, выделенных на нужды национальной обороны, обеспечение государственной безопасности и общественного порядка;
обсуждает ход реформирования Вооруженных Сил Украины, другие вопросы функционирования Военной организации и правоохранительных органов государства в формате «Дня Правительства Украины» и на парламентских слушаниях;
определяет порядок сохранения государственной тайны при информировании общественности о деятельности Военной организации и правоохранительных органов государства;
определяет правовой режим государственной границы Украины;
определяет правовой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации и утверждает указы Президента Украины о введении военного или чрезвычайного положения в Украине либо в отдельных ее местностях, об всеобщей или частичной мобилизации, об объявлении отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;
объявляет по представлению Президента Украины состояние войны и заключение мира и одобряет решение Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;
одобряет решение об оказании военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сии Украины в другое государство, в том числе для участия в международных миротворческих операциях и антитеррористических действиях, и о допуске подразделений вооруженys[ сил других государств на территорию Украины;
дает согласие на обязательность международных договоров Украины, в том числе непосредственно касающихся Военной организации государства и правоохранительной деятельности.
Статья 9. Полномочия парламентских комитетов и специальных комиссий в осуществлении контроля.
В соответствии с Конституцией и законами Украины комитеты:
анализируют ход исполнения принятых Верховной Радой Украины законов и постановления в сфере национальной безопасности и обороны, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, информируют по этим вопросам и вносят в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины предложения о решении имеющихся в этих сферах проблем и устранении порождающих их причин;
периодически информируют общественность, в том числе через средства массовой информации, о своей деятельности.
Для изучения, подготовки и предварительного рассмотрения отдельных вопросов в сфере национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности Верховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии, а для проведения расследования по представляющим общественный интерес вопросам — временные следственные комиссии, действующие в порядке, установленном законом.
Статья 10. Полномочия народных депутатов Украины в осуществлении контроля
Народные депутаты Украины в соответствии с Конституцией и законами Украины:
осуществляют право законодательной инициативы по правовому регулированию проблем национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности;
участвуют в обсуждении законопроектов и других вопросов, связанных с обороной и безопасностью государства, правоохранительной деятельностью, на заседаниях Верховной Рады Украины, «Днях Правительства Украины», парламентских слушаниях, в парламентских комитетах и комиссиях;
обращаются на сессии Верховной Рады Украины с запросом по вопросам национальной безопасности и обороны, борьбы с преступностью к руководителям органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе к должностным лицам Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, правоохранительных органов, которые обязаны в установленный законом срок сообщить народному депутату Украины о результатах рассмотрения его запроса.
Статья 11. Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод военнослужащих.
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, осуществляя полномочия, определенные Конституцией Украины, настоящим и другими законами Украины:
- проверяет по своей инициативе либо по поручению Верховной Рады Украины или по обращению гражданина или общественной организации состояние соблюдения конституционных прав и свобод лиц, которые подлежат призыву, проходят военную службу, находятся в запасе и призваны на сборы, лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей;
- вправе запрашивать и получать от руководителей и других служебных (должностных) лиц Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов, при неуклонном соблюдении установленного режима секретности, документы, материалы и объяснения, необходимые для осуществления полномочий, возложенных на них законом;
- пользуется правом неотложного приема служебными (должностными) лицами Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов;
- для осуществления своих функций вправе беспрепятственно, в том числе без предупреждения, посещать, при соблюдении установленного режима, воинские части и подразделения, а также присутствовать на заседаниях коллегиальных органов Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов при обсуждении вопросов, относящихся к полномочиям Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
Для осуществления контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности утверждается представитель Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по делам защиты прав военнослужащих, полномочия которого ограничиваются сроком полномочий Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Представителем Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по делам защиты прав военнослужащих не может быть лицо, состоящее на действительной военной службе.
Назначение Уполномоченного Верховное Рады Украины по правам человека и утверждение его представителя по делам защиты прав военнослужащих и освобождение их от должностей осуществляются в порядке, установленном Законом Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека".
В ежегодном докладе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека отдельно отражается состояние дел по соблюдению конституционных прав и свобод военнослужащих, предложения по укреплению законности, устранению недостатков и нарушений в деятельности соответствующих составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства. Доклад Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека обнародуется.
Объявление состояния войны, введения на территории Украины или в отдельных ее местностях чрезвычайного или военного положения не ограничивает полномочий Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и его представителя по делам защиты прав военнослужащих.
О своей деятельности и состоянии дел по соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, правоохранительных органах Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека периодически информирует общественность, в том числе через средства Массовой информации.
Статья 12. Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на нужды национальной безопасности и обороны и правоохранительную деятельность
Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на нужды национальной безопасности и обороны, правоохранительную деятельность, осуществляет от имени Верховной Рады Украины Счетная палата, руководствуясь Законом Украины "О Счетной палате", Бюджетным кодексом Украины и другими законами Украины.
О своей деятельности и состоянии дел в этой сфере Счетная палата не реже одного раза в год докладывает Верховной Раде Украины и периодически информирует общественность, в том числе через средства массовой информации.
Раздел III КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ПРЕЗИДЕНТОМ УКРАИНЫ
Статья 13. Осуществление Президентом Украины полномочий в сфере контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства
Президент Украины как глава государства и гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина и как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины при осуществлении своих государственных функций в соответствии с Конституцией и законами Украины:
вносит на утверждение Верховной Рады Украины предложения по общей структуре, численности, определению функций Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, а также Министерства внутренних дел Украины;
назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов;
присваивает высшие воинские звания;
вносит в Верховную Раду Украины предложения об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины;
принимает в соответствии с законом решения о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины с внесением решения на утверждение Верховной Радой Украины;
принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации с определением участия в осуществлении связанных с этим мероприятий Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований - с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины;
принимает меры по прекращению деятельности незаконных военизированных формирований, а также любых попыток использования Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, правоохранительных органов для ограничения прав и свобод граждан или с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности;
принимает решения - с внесением их на одобрение Верховной Радой Украины - об оказании военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в другое государство, в том числе для участия в международных миротворческих операциях, и о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины;
рассматривает перед внесением на утверждение Верховной Радой Украины разработанные Кабинетом Министров Украины общегосударственные программы в сфере национальной безопасности и обороны, программы военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества Украины с другими государствами и международными союзами.
Контроль за деятельностью Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований и органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны и правоохранительной деятельности Президент Украины осуществляет как непосредственно, так и через возглавляемый им Совет национальной безопасности и обороны Украины и создаваемые им в случае необходимости в соответствии с пунктом 28 части первой статьи 106 Конституции Украины вспомогательные службы.
Статья 14. Полномочия Совета национальной безопасности и обороны Украины в осуществлении контроля над Военной организацией государства
Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее - СНБОУ) осуществляет контроль над Военной организацией государства на основании Конституции Украины в порядке и в пределах компетенции, определенных Законом Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины".
Решения СНБОУ вводятся в действие указами Президента Украины.
О своей деятельности СНБОУ информирует общественность, в том числе через средства массовой информации.
Раздел IV КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 15. Полномочия Кабинета Министров Украины в осуществлении контроля
Кабинет Министров Украины, реализуя конституционные полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики государства, обеспечению его суверенитета, обороноспособности и национальной безопасности, общественного порядка, борьбе с преступностью, в соответствии с Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины:
разрабатывает и вносит на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов по вопросам национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности, требующих законодательного урегулирования, и в пределах своей компетенции принимает соответствующие решения;
определяет согласно законодательству потребности в расходах на национальную безопасность и оборону, правоохранительную деятельность, борьбу с организованной преступностью, терроризмом, защиту государственной границы, охранную деятельность, исполнение наказаний. Проект оборонного бюджета как составная часть Государственного бюджета Украины предварительно рассматривается Советом национальной безопасности и обороны Украины;
обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, в том числе выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на нужды национальной безопасности и обороны, правоохранительную деятельность;
докладывает и отчитывается перед Верховной Радой Украины об исполнении Государственного бюджета Украины в сфере национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности;
разрабатывает и вносит на утверждение Верховной Радой Украины общегосударственные программы в сфере национальной безопасности и обороны, программы военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества Украины с другими государствами и межгосударственными союзами;
организует разработку и утверждает государственный заказ на выпуск продукции военного назначения, осуществляет контроль за его выполнением, а также за созданием, сохранением и развитием мобилизационных мощностей, созданием, содержанием и своевременным обновлением материальных ценностей мобилизационного резерва, за подготовкой и содержанием транспортных и иных средств, которые в случае введения военного или чрезвычайного положения в соответствии с законодательством Украины должны быть переданы в Вооруженные Силы Украины, другие воинские формирования, правоохранительные органы;
организует разработку и представляет на утверждение Президенту Украины проект Мобилизационного плана Украины на особый период;
осуществляет контроль за экспортом вооружений и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;
устанавливает порядок отчуждения и реализации военного имущества, материальных ценностей мобилизационного резерва, сроки использования которого истекли и который подлежит разбронированию, отпуску и обновлению, передаче в аренду военных объектов и имущества, контролирует соблюдение законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях, правоохранительных органах;
осуществляет контроль за соблюдением в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях, правоохранительных органах земельного, налогового, хозяйственного, трудового, жилищного законодательства, законодательства по охране окружающей среды;
вносит на рассмотрение Президента Украины предложения по совершенствованию организационной структуры Военной организации и правоохранительных органов государства.
Статья 16. Полномочия центральных органов исполнительной власти
Министерства и другие центральные органы исполнительной власти, имеющие в подчинении воинские формирования, правоохранительные органы, в пределах своих полномочий:
организуют и обеспечивают исполнение законов Украины, иных нормативно-правовых актов, касающихся национальной безопасности, обороны и правоохранительной деятельности;
создают необходимые условия для осуществления другими субъектами демократического гражданского контроля предусмотренных законами полномочий;
обеспечивают объективное и своевременное информирование Верховной Рады Украины, Президента Украины, Совета национальной безопасности и обороны Украины, Кабинета Министров Украины о положении в подчиненных воинских формированиях и правоохранительных органах;
информируют по этим вопросам общественность в порядке, определенном настоящим № другими законами.
Другие центральные органы исполнительной власти содействуют Вооруженным Силам Украины и другим воинским формированиям, правоохранительным органам в выполнении возложенных на них функций и осуществляют в соответствии с законодательством надлежащее их обеспечение.
Статья 17, Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым.
Верховная Рада Автономной Республики Крым и Совет Министров Автономной Республики Крым обеспечивают на территории Автономной Республики Крым контроль за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, служебными (должностными) лицами и гражданами законов Украины, иных нормативно-правовых актов в сфере обороны, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в соответствии с законодательством, информируют по этим вопросам общественность в порядке, определенном настоящим и другими законами.
Статья 18. Участие органов местного самоуправления и местных государственных администраций в осуществлении контроля
Органы местного самоуправления и местные государственные администрации в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины:
контролируют ход допризывной подготовки, отбор военными комиссиями граждан призывного возраста на военную службу;
обеспечивают исполнение законодательства по соблюдению прав и социальных гарантий граждан, которые могут быть призваны на военную службу, состоят на военной службе, уволены с военной службы, и членов их семей;
содействуют расположенным на соответствующей территории подразделениям Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, правоохранительным органам в выполнении возложенных на них задач;
имеют право заслушивать доклады должностных лиц органов управления Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, дислоцированных на территории региона, об исполнении требований законодательства по правовой и социальной защите граждан, которые должны быть призваны на военную службу, состоят на военной службе, уволенных в запас или отставку, пенсионеров и членов их семей;
осуществляют контроль за соблюдением в расположенных на территории региона воинских частях, органах и учреждениях Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органах земельного, налогового, хозяйственного, трудового, жилищного законодательства и законодательства по вопросам охраны окружающей среды;
согласовывают - с точки зрения обеспечения безопасности граждан – планы проведения на территории региона военных учений и других мероприятий, связанных с участием и присутствием большого количества людей;
разрабатывают оперативные планы и обеспечивают взаимодействие органов местного самоуправления, местных государственных администраций и соответствующих структур военного управления при выполнении задач территориальной обороны;
получают от руководства дислоцированных на территории региона воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований необходимую информацию об угрозе или масштабах загрязнения окружающей среды радиоактивными, ядовитыми и иными опасными веществами вследствие аварий на военных объектах или с военной техникой, а также о наличии и возможностях сил, средств и ресурсов на подчиненной территории для организации согласованных действий в чрезвычайных ситуациях;
информируют общественность, в том числе через средства массовой информации, о своей деятельности в решении задач, связанных с национальной безопасностью и обороной, борьбой с преступностью.
Для выполнения этих задач местные советы могут образовывать депутатские комиссии по вопросам демократического гражданского контроля, а в местных государственных администрациях могут создаваться необходимые подразделения.
Раздел V ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА
Статья 19. Участие граждан в осуществлении контроля
Граждане Украины участвуют в осуществлении гражданского контроля над Военной организацией государства и правоохранительными органами как через общественные организации, членами которых они являются, через депутатов представительных органов власти, так и лично путем обращения к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека и его представителю по делам защиты прав военнослужащих либо в иной государственный орган в порядке, определенном Конституцией Украины и Законом Украины "Об обращениях граждан".
Общественным организациям, зарегистрированным в установленном порядке, гарантируется в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом и уставными положениями возможность:
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, в том числе от органов военного управления, иных организаций, предприятий и учреждений, относящихся к Военной организации государства, правоохранительных и других органов информацию, не содержащую государственной тайны, по вопросам деятельности Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительной деятельности;
проводить научные исследования по проблемам военного строительства, организации обороны, обеспечения безопасности страны, борьбы с преступностью, проводить публичное обсуждение их результатов, создавать для этого общественные фонды, центры, коллективы экспертов и т. п.;
проводить общественную экспертизу проектов законов, решений, программ, представлять свои заключения и предложения соответствующим государственным органам для учета в ходе реформирования Вооруженных Сил Украины, других составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства;
участвовать в общественных дискуссиях и открытых парламентских слушаниях по вопросам реформирования и деятельности Вооруженных Сил Украины, других звеньев Военной организации и правоохранительных органов государства, проблемам правовой и социальной защиты военнослужащих, членов их семей;
знакомиться с условиями службы, жизни и быта военнослужащих;
через субъектов права законодательной инициативы выступать с законодательными инициативами в области военного строительства, правоохранительной деятельности, социальной защиты военнослужащих, пенсионеров и членов их семей.
Статья 20. Роль средств массовой информации в осуществлении гражданского контроля
Средства массовой информации, освещая проблемы в сфере национальной безопасности и обороны, борьбы с преступностью, на основе объективной информации о службе, жизни и быте военнослужащих, процессах, происходящих в армейской среде, формируют общественное мнение, содействуют повышению престижа службы защитников Отечества, укреплению доверия общества к Вооруженным Силам Украины, другим составным частям Военной организации государства, правоохранительных органов.
Средства массовой информации:
в установленном порядке могут запрашивать и бесплатно получать от органов военного управления, других органов государственной власти, организаций, предприятий и учреждений, относящихся к Военной организации государства, правоохранительным органам, открытую информацию, документы и материалы по вопросам, отнесенным к их компетенции. Руководители соответствующих органов, учреждений, предприятий и организаций обязаны беспрепятственно предоставлять такую информацию;
распространяют полученную информацию через прессу, радио, телевидение, средства глобальной информационной сети Интернет и иным способом, соблюдая требования законодательства о сохранении государственной тайны;
публикуют официальные ответы органов государственной власти и военного управления на обнародованные ранее материалы.
С целью систематического информирования общественности о деятельности Военной организации государства и правоохранительных органов, имеющихся проблемах в : этой сфере и их решении, соответствующие органы государственной власти и военного управления периодически, по заранее обнародованному расписанию, проводят пресс-конференции, помещают на веб-страницах Интернета и обновляют соответствующие материалы. С этой же целью периодически – раз в год – издается "Белая книга" о деятельности Вооруженных Сил Украины.
Раздел VI. ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ НАД ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА
Статья 21. Обязанности органов военного управления, должностных лиц Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов по содействию в осуществлении гражданского контроля.
С целью обеспечения открытости для общественности функционирования Военной организации государства, правоохранительных органов, создания необходимых условий для осуществления демократического гражданского контроля в этой сфере:
государственные органы, деятельность которых связана с Военной организацией государства, охраной общественного порядка и борьбой с преступностью, содействуют определенным настоящим Законом субъектам гражданского контроля в получении необходимой информации и предоставляют помощь в выполнении их функций;
Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, другие центральные органы исполнительной власти, органы военного управления, их должностные лица обязаны рассматривать обращения общественных организаций, военнослужащих и других граждан, сообщения средств массовой информации о нарушении прав военнослужащих, работников правоохранительных органов, членов их семей или ненадлежащем выполнении предоставленных законом полномочий и функций соответствующими органами в сфере обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, их должностными и служебными лицами и в установленный законом срок сообщать заявителям и средствам массовой информации о результатах рассмотрения и принятых мерах;
органы управления Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов заранее сообщают органам местного самоуправления, местным государственным администрациям, а при необходимости также населению о военных учениях и других мероприятиях, если они могут затрагивать права территориальных громад, имущественные и иные интересы граждан или создавать угрозу для жизни и здоровья людей.
Информирование общественности, осуществление взаимодействия Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов с Верховной Радой Украины, общественными организациями, средствами массовой информации возлагается на одного из заместителей руководителя (государственного секретаря) министерства, иного центрального органа исполнительной власти, которому подчиняются создаваемые в указанных органах пресс-службы и подразделения по связям с общественностью.
В состав военных советов видов и родов войск, оперативных военных направлений по согласованию с Президентом Украины могут включаться представители центральных и региональных органов исполнительной власти.
Пресс-службы и отделы по связям с общественностью оперативно предоставляют средствам массовой информации объективную и полную информацию о деятельности Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов.
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства о гражданском контроле.
Служебные (должностные) лица и граждане, виновные в неисполнении или нарушении законодательства, регулирующего осуществление гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства, несут ответственность согласно законодательству.
Статья 23. Судебная защита в сфере контроля
Военные суды, осуществляя судопроизводство в Военной организации государства, при рассмотрении конкретных дел могут выносить частные определения в адрес соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, противоправные действия либо бездействие которых способствовали совершению преступлений военнослужащими или привели к нарушению прав и законных интересов граждан.
Статья 24. Надзор за соблюдением законности в сфере контроля
Надзор за соблюдением законности при осуществлении гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства возлагается на органы прокуратуры Украины.
Раздел VII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
До приведения законодательства Украины в соответствие с настоящим Законом законы и иные нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок представить в Верховную Раду Украины предложения по внесению возможных изменений в законы Украины в связи с принятием настоящего Закона и обеспечить внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты органов исполнительной власти.
Президент Украины Л. КУЧМА.
г. Киев,
19 июня 2003 года.
№ 975-IV