Міжнародний фонд "Відродження"
Новини

Третье место «девяностой».

Ирина Ухварина | газета "Вгору"
Северная ИК № 90 в Херсоне уникальна по нескольким причинам. Во-первых, это была единственная исправительная колония в СССР, которая производила прицепы и полуприцепы для перевозки крупного и мелкого скота. В народе их называли – скотовозами, официально – ОДАЗами, потому что изготавливались они по заказу Одесского Автозавода. В 60-х годах прошлого столетия, прицепы и полуприцепы делали деревянными, потом, в семидесятых – из алюминиево-магниевого сплава. Сплошные – для сухогрузов, с отверстиями – для скота. И этими прицепами снабжали не только весь Советский союз, но еще 15 зарубежных стран, в том числе и Монголию, и Китай.
В те годы колониям удобно было работать. Во-первых, госзаказ. Во-вторых – гарантия оплаты. И, в третьих, большинство крупных предприятий страны открывали, как бы, филиалы своих цехов в колониях: сами завозили оборудование, комплектующие, сырье, осужденные на этом и работали. И тогда, кстати, валовой доход от производства в колониях в бюджете государства занимал четвертое место, уступая оборонной и тяжелой промышленности.
Потом союз развалился, распались связи, «развалились» и поставщики и заказчики. Очень многие предприятия, прежде чем самим закрыться, позабирали из колоний свое оборудование (как, например, Комбайновый и ХБК из ИК №10). И тут «девяностая» тоже оказалась уникальной – большинство оборудования было закуплено в благополучные времена самой колонией. И если в остальных ИК остались голые корпуса, то тут сохранились и штамповочные, и слесарные и фрезерные станки. Вот только, к сожалению, от изготовления прицепов на некоторое время пришлось отказаться – не было спроса. Но, лет девять назад наладили ремонт, реставрацию и модификацию автотехники. Снова заказчики стали обращаться в колонию по поводу прицепов – их удлиняют и модифицируют для перевозки легковых автомобилей. Раньше, когда только налаживалось производство, в колонии не хватало хороших специалистов. Все-таки эта колония для тех, кто за решетку попал не первый раз, и с каждым годом квалификация осужденных все ниже. Теперь в колонии есть свое ПТУ, где готовят сварщиков, электриков, фрезеровщиков, токарей.
Сейчас в колонии опять выпускают полуприцепы ОДАЗ и прицепы для легковых автомобилей, но еще и бытовки, фигурную тротуарную плитку, фундаментные блоки, делают холодную штамповку металлоизделий. Начальник производства подполковник внутренней службы Анатолий Малый говорит, что, кроме всего прочего еще реставрируют сельхозтехнику: жатки, косилки, даже прицепы-бочки делают. А уж весной и осенью в колонии – очередь на ремонт частных автомобилей.
За пять месяцев объемы товарной продукции выросли на 72,2%, а выполнение плана реализации – 135%. И как результат – сейчас нет задолженностей перед персоналом, погашаются долги предыдущих лет. А работающие осужденные имеют возможность погашать иски и выплачивать алименты.

щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном