Уголовно-исполнительная система Казахстана – индикаторы нерешенных проблем
Куат Рахимбердин
В течение очень значительного периода времени, многих десятилетий ХХ века, работа уголовно-исполнительной системы Казахстана, как и в целом, уголовная политика в нашей стране, носила преимущественно репрессивный характер. Не случайно Казахстан называли страной лагерей. Для многих людей планеты печально известны названия сталинских лагерей - «КАРЛАГ», «СТЕПЛАГ», «АЛЖИР», «ВОСТОКЛАГ» и др. И это, наверное, такая фундаментальная причина того, что состояние самой уголовно-исполнительной системы очень сложное, тяжёлое. Наша страна в течение длительного периода находилась на одном из первых мест по числу заключённых (после РФ и США). Условия содержания заключённых, условия заключения были зачастую просто нечеловеческими.
В настоящее время уголовно-исполнительная система Казахстана насчитывает 20 следственных изоляторов и 75 учреждений (19 исправительных колоний общего режима, 19 строго, 5 колоний особого режима, 1 тюрьма, 17 колоний поселений, 8 больниц, 4 воспитательные колонии, 2 центра социальной реабилитации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы). На 1 июня 2009 года в них содержалось 53359 осужденных и 8 736 следственно-арестованных лиц, что составляет 0,3 % и 0,1 % от общего населения страны соответственно (1). Тюремный индекс Казахстана составляет 382 человека на 100000 населения (17 место в мире по числу заключенных на 100000 населения). Это много для страны с 16 миллионным населением.
В последние десять лет пенитенциарная система Казахстана претерпевает значительные изменения, направленные на расширение прав арестованных и осужденных, гуманизацию условий содержания под стражей и отбывания наказания. В этих целях были внесены многочисленные изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, приняты Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений утвержденные приказом Министра юстиции от 11 декабря 2001 года № 148. Произошла передача уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Республики Казахстан, что преследовала цель более полного обеспечения прав и законных интересов осужденных. Увеличилось финансирование уголовно-исполнительной системы Казахстана. За последние годы объем финансирования вырос существенно – за последние 5 лет более чем в 3 раза, так например в 2003 (7 млрд. тенге), 2004 (10 млрд.тенге), 2005 (15 млрд. тенге), 2006 (17 млрд. тенге), 2007 (22 млрд. тенге), 2008 (23 млрд. тенге, около 150 млн.дол. США) (2). Так, например, в соответствии со статистикой каждый казахстанец на содержание осужденных платит 1410 тенге (около 9 дол. США), а американец 78 дол. США. Уголовно-исполнительная система Казахстана стала более затратной для общества. Все эти институциональные реформы должны были позитивно сказаться на условия содержаний в местах лишениях свободы.
Чем выше и совершеннее становятся казахстанские и международные стандарты обеспечения прав арестованных и осужденных, тем заметнее, что ощутимого практического сдвига к лучшему в этой области пока не произошло. Почта правозащитных организаций Казахстана (многолетняя практика ОО «Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности» и его областных филиалов) свидетельствует о том, что права арестованных и осужденных в казахстанских пенитенциарных учреждениях по-прежнему нарушаются. Так, в частности, широко распространены необоснованное применение физической силы и спецсредств, столь же необоснованное наложение взысканий и многие другие нарушения.
Условия содержания во многих пенитенциарных учреждениях, по сути дела, нарушают человеческое достоинство. Ведь большинство исправительных учреждений страны были построены в 40-70 годах XX века, а некоторые следственные изоляторы еще в XVIII веке. Многие из них находятся в ветхом и иногда в аварийном состоянии, на что регулярно обращали внимание руководители КУИС РК (3). За последние годы строительство современных типовых исправительных учреждений практически не велось, если были введены в эксплуатацию новые учреждения, то они в большинстве случаев были перестроены из различных объектов (к слову, на территории бывшей военной базы советской армии были созданы 4 учреждения в п. Солнечный Жарминского района Восточно-Казахстанской области). Сохранилась колонийская отрядная система, где в каждом отряде отбывают наказание 100 и более осужденных. В программах развития УИС Казахстана планировалось, что численность осужденных в учреждениях будет не более 500 чел. К сожалению, этот пункт не был выполнен. Скученность, перенаселенность является одной из причин конфликтов между осужденными и администрацией учреждений, криминогенности мест лишения свободы. В исправительных учреждениях осуждённые не имеют возможности сохранить в неприкосновенности своё личное пространство, поэтому они постоянно испытывают дискомфорт и беспокойство. Одним из индикаторов этой проблемы стало увеличения числа суицидов в исправительных учреждениях. По отчетным данным КУИС РК в 2000 году было 31 случай суицида среди осужденных, в 2001 – 27, 2002 – 18, 2003 – 44, 2004 – 32, 2005 – 43, 2006 - 31, 2007 - 47, 2008 - 56. Таким образом, за последние восемь лет рост случаев суицидов в местах лишения свободы Казахстана произошел более чем в 2 раза.
Согласно международным стандартам одним из индикаторов эффективности деятельности пенитенциарных учреждений является их безопасность, к сожалению исправительные учреждения Казахстана, не стали безопасными, к примеру, в 2008 году было совершено 295 преступлений (в 2007 году – 199), из них 44 тяжких и особо тяжких преступления (в 2007 – 45) (4).
Широко распространены среди осужденных такие заболевания, как туберкулез, в том числе в лекарственно устойчивой форме, растет число ВИЧ-инфицированных. Так численность ВИЧ-инфицированных в местах лишения свободы Казахстана в 2001 году составляла 446, 2002 – 531, 2003 – 525, 2004 – 598, 2005 – 705, 2006 – 1176, 2007 – 1598 (5), 2008 – 1736, за шесть месяцев 2009 – 2291 чел. Таким образом, мы видим, что за восемь лет численность ВИЧ-инфицированных в УИС Казахстана увеличилось в 5 раз. А всего за все годы наблюдений в учреждениях УИС ВИЧ-инфекцией заразились 2334 человека. По данным Республиканского СПИД центра, доля ВИЧ-инфицированных заключенных в общей структуре кумулятивно зарегистрированных случаев на 01.01.2008 составила: в Казахстане – 29,3%, т.е. каждый третий ВИЧ-инфицированный в стране отбывает наказание в виде лишения свободы.
Очень важно чтобы проблемы здравоохранения и прав человека в пенитенциарных учреждениях государство решало только в комплексе, что бы не повторилась ситуация описанная в книге европейских исследователей «Приговоренные к смерти». Ведь государство, лишая человека свободы, берет на себя обязательство организовать исполнение наказаний таким образом, что не только сохранить жизнь осужденному во время отбывания наказания, но и вернуть этих лиц обществу здоровыми и трудоспособными. Однако массовость заболеваний и скоротечность болезни проводит к тому, что, попав в СИЗО, здоровый человек через несколько месяцев становиться больным, инвалидом или даже умирает. Таким образом, проблемы здравоохранения в УИС давно переросли из ведомственных в категорию общенациональных, поскольку угрожают каждому из нас.
Следует подчеркнуть, что такая в целом тревожная картина объясняется не только плохим исполнением сотрудниками уголовно-исполнительной системы своих должностных обязанностей, но и крайне медленным изменением самих принципов, на которых эта система строится. Уголовная политика государства не нацелена на внедрение альтернативных лишению свободы мер наказания.
Казахстану нужны и специальные меры социальной реабилитации, эффективные меры социальной реабилитации для лиц, которые отбыли наказание. Без участия местных властей эту задачу не решить. В республике функционируют только 2 центра социальной реабилитации в городах Усть-Каменогорск и Шымкент. Хотелось бы остановиться на проблемах первого в стране центра реабилитации расположенного в Восточно-Казахстанской области, который был создан в сентябре 2007 года. Центр реабилитации для лиц освободившихся из мест лишения свободы был размешен в помещениях бывшей колонии поселении ОВ 156/13. Во всех зданиях Центра были произведены текущие ремонтные работы, помещения центра соответствуют санитарным, противопожарным требованиям. Однако в Уставе Центра, утвержденный приказом Председателя КУИС МЮ РК от 17 сентября 2007 года не были предусмотрены нормы питания на одного реабилитируемого лица, а также нормы обеспечения постельными принадлежностями, хотя на эти цели средства были выделены. Однако вместо того, что бы устранить досадную ошибку, руководство КУИС МЮ РК приказом №94-од от 22 октября 208 года утверждает новый Устав Центра, в котором вообще не предусмотрены вопросы проживания и питания реабилитируемых лиц, хотя вопросы бытового устройства лиц, бывших осужденных остается одной из главных задач центра. Более того, Комитет УИС МЮ РК письмом за 14/10-5314 от 20 декабря 2008 года потребовал исключить факты проживания лиц в Центре реабилитации. На указанный период в нем проживало 40 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которых работники Центра были вынуждены выселить буквальном смысле на улицу. Тем самым данными необдуманными действиями некоторых чиновников были полностью дискредитирована идея ресоциализации осужденных. Ведь не надо забывать, что каждый год из мест лишения свободы, из мест заключения освобождается в среднем до 20 тысяч человек. При этом мы, конечно, должны обращать внимание на так называемую повторность, или рецидив, в совершении преступлений. Конечно, взаимосвязь между рецидивной преступностью и мерами социальной реабилитации, безусловно, прямая и очевидная. В связи с этим, необходимо принять давно назревший закон о социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В силу этих причин общая численность лиц, содержащихся в местах лишения свободы, остается неоправданно высокой. Это, в свою очередь, не позволяет создать необходимые материальные и психологические предпосылки для обеспечения их прав.
Одна из фундаментальных причин неудовлетворительного положения в области обеспечения прав задержанных и осужденных – отсутствие эффективного механизма общественного контроля над уголовно-исполнительной системой. Несмотря на то, что общественный контроль закреплен в уголовно-исполнительном законодательстве Казахстана, созданы 15 общественно-наблюдательных комиссии в областях и городах Астана и Алматы. Однако мы видим, что относительно деятельности ОНК в Казахстане есть много не решенных вопросов и в первую очередь, вопрос финансирования ОНК (именно возмещения затрат на проезд членов мониторинговых групп, их обучение и др.). Во-вторых, не решен вопрос о создании единого координирующего центра ОНК, на кого должна быть возложена функция организационно-методического характера. Принципиален вопрос о возможности внезапных визитов в исправительные учреждения членов ОНК, к сожалению, в Казахстане он законодательно не закреплен. Не ясна процедура предоставления итоговых отчетов о визите в ИУ, кто и каким образом должен реагировать на рекомендации представителей общественного контроля. Таким образом, институт ОНК, к сожалению, не в полной мере выполняет возложенных на него функций, системного общественного контроля пенитенциарных учреждений практически нет в стране. И это вопрос возможно не только правовой, но в большей степени политический.
Даже после ратификации 26 июня 2008 года Казахстаном Факультативного протокола к Конвенции против пыток, соответствии с которым страна взяла на себя обязательство создать национальный превентивный механизм по предупреждению пыток, в том числе и в пенитенциарных учреждениях. До сегодняшнего дня модель НПМ в Казахстане не выработана, хотя согласно ст. 17 Протокола, государство-участник не позднее чем через один год после вступления его в силу поддерживает, назначает или создает один или несколько независимых национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток на национальной уровне.
Решение вышеуказанных проблем позволить сделать уголовно-исполнительную систему Казахстана более гуманной, безопасной и открытой.
________________
1 - По предварительным итогам национальной переписи населения Казахстана численность населения в 2009 году составила 16 304 840 человек
2 - Кенжетаев Е.М. Законность исполнения уголовных наказаний в Республике Казахстан. Сборник материалов Экспертной встречи по вопросам развития УИС РК, Астана, 14 августа 2008 г. - Алматы. – с.17
3 - Дуйсекеев А.М. Современное состояние и основные направления дальнейшего развития УИС РК. Сборник материалов Экспертной встречи по вопросам развития УИС РК, Астана, 14 августа 2008 г. - Алматы. – с.13
4 - Н.А. Исаков. Статистика преступлений в системе ИУ. Исполнение наказаний. 2009. №1. -с. 4
5 - Ситуация в УИС РК в области охраны здоровья. Материалы II Центральноазиатского регионального форума по вопросам наркопотребления и инфекционных заболеваний в тюрьмах. Бишкек. 29-31 октября 2008 г. http://stop-spid.kz/news/2008-11-17-10
Рахимбердин К.Х., кандидат юридических наук,
декан юридического факультета Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова
В настоящее время уголовно-исполнительная система Казахстана насчитывает 20 следственных изоляторов и 75 учреждений (19 исправительных колоний общего режима, 19 строго, 5 колоний особого режима, 1 тюрьма, 17 колоний поселений, 8 больниц, 4 воспитательные колонии, 2 центра социальной реабилитации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы). На 1 июня 2009 года в них содержалось 53359 осужденных и 8 736 следственно-арестованных лиц, что составляет 0,3 % и 0,1 % от общего населения страны соответственно (1). Тюремный индекс Казахстана составляет 382 человека на 100000 населения (17 место в мире по числу заключенных на 100000 населения). Это много для страны с 16 миллионным населением.
В последние десять лет пенитенциарная система Казахстана претерпевает значительные изменения, направленные на расширение прав арестованных и осужденных, гуманизацию условий содержания под стражей и отбывания наказания. В этих целях были внесены многочисленные изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, приняты Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений утвержденные приказом Министра юстиции от 11 декабря 2001 года № 148. Произошла передача уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции Республики Казахстан, что преследовала цель более полного обеспечения прав и законных интересов осужденных. Увеличилось финансирование уголовно-исполнительной системы Казахстана. За последние годы объем финансирования вырос существенно – за последние 5 лет более чем в 3 раза, так например в 2003 (7 млрд. тенге), 2004 (10 млрд.тенге), 2005 (15 млрд. тенге), 2006 (17 млрд. тенге), 2007 (22 млрд. тенге), 2008 (23 млрд. тенге, около 150 млн.дол. США) (2). Так, например, в соответствии со статистикой каждый казахстанец на содержание осужденных платит 1410 тенге (около 9 дол. США), а американец 78 дол. США. Уголовно-исполнительная система Казахстана стала более затратной для общества. Все эти институциональные реформы должны были позитивно сказаться на условия содержаний в местах лишениях свободы.
Чем выше и совершеннее становятся казахстанские и международные стандарты обеспечения прав арестованных и осужденных, тем заметнее, что ощутимого практического сдвига к лучшему в этой области пока не произошло. Почта правозащитных организаций Казахстана (многолетняя практика ОО «Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности» и его областных филиалов) свидетельствует о том, что права арестованных и осужденных в казахстанских пенитенциарных учреждениях по-прежнему нарушаются. Так, в частности, широко распространены необоснованное применение физической силы и спецсредств, столь же необоснованное наложение взысканий и многие другие нарушения.
Условия содержания во многих пенитенциарных учреждениях, по сути дела, нарушают человеческое достоинство. Ведь большинство исправительных учреждений страны были построены в 40-70 годах XX века, а некоторые следственные изоляторы еще в XVIII веке. Многие из них находятся в ветхом и иногда в аварийном состоянии, на что регулярно обращали внимание руководители КУИС РК (3). За последние годы строительство современных типовых исправительных учреждений практически не велось, если были введены в эксплуатацию новые учреждения, то они в большинстве случаев были перестроены из различных объектов (к слову, на территории бывшей военной базы советской армии были созданы 4 учреждения в п. Солнечный Жарминского района Восточно-Казахстанской области). Сохранилась колонийская отрядная система, где в каждом отряде отбывают наказание 100 и более осужденных. В программах развития УИС Казахстана планировалось, что численность осужденных в учреждениях будет не более 500 чел. К сожалению, этот пункт не был выполнен. Скученность, перенаселенность является одной из причин конфликтов между осужденными и администрацией учреждений, криминогенности мест лишения свободы. В исправительных учреждениях осуждённые не имеют возможности сохранить в неприкосновенности своё личное пространство, поэтому они постоянно испытывают дискомфорт и беспокойство. Одним из индикаторов этой проблемы стало увеличения числа суицидов в исправительных учреждениях. По отчетным данным КУИС РК в 2000 году было 31 случай суицида среди осужденных, в 2001 – 27, 2002 – 18, 2003 – 44, 2004 – 32, 2005 – 43, 2006 - 31, 2007 - 47, 2008 - 56. Таким образом, за последние восемь лет рост случаев суицидов в местах лишения свободы Казахстана произошел более чем в 2 раза.
Согласно международным стандартам одним из индикаторов эффективности деятельности пенитенциарных учреждений является их безопасность, к сожалению исправительные учреждения Казахстана, не стали безопасными, к примеру, в 2008 году было совершено 295 преступлений (в 2007 году – 199), из них 44 тяжких и особо тяжких преступления (в 2007 – 45) (4).
Широко распространены среди осужденных такие заболевания, как туберкулез, в том числе в лекарственно устойчивой форме, растет число ВИЧ-инфицированных. Так численность ВИЧ-инфицированных в местах лишения свободы Казахстана в 2001 году составляла 446, 2002 – 531, 2003 – 525, 2004 – 598, 2005 – 705, 2006 – 1176, 2007 – 1598 (5), 2008 – 1736, за шесть месяцев 2009 – 2291 чел. Таким образом, мы видим, что за восемь лет численность ВИЧ-инфицированных в УИС Казахстана увеличилось в 5 раз. А всего за все годы наблюдений в учреждениях УИС ВИЧ-инфекцией заразились 2334 человека. По данным Республиканского СПИД центра, доля ВИЧ-инфицированных заключенных в общей структуре кумулятивно зарегистрированных случаев на 01.01.2008 составила: в Казахстане – 29,3%, т.е. каждый третий ВИЧ-инфицированный в стране отбывает наказание в виде лишения свободы.
Очень важно чтобы проблемы здравоохранения и прав человека в пенитенциарных учреждениях государство решало только в комплексе, что бы не повторилась ситуация описанная в книге европейских исследователей «Приговоренные к смерти». Ведь государство, лишая человека свободы, берет на себя обязательство организовать исполнение наказаний таким образом, что не только сохранить жизнь осужденному во время отбывания наказания, но и вернуть этих лиц обществу здоровыми и трудоспособными. Однако массовость заболеваний и скоротечность болезни проводит к тому, что, попав в СИЗО, здоровый человек через несколько месяцев становиться больным, инвалидом или даже умирает. Таким образом, проблемы здравоохранения в УИС давно переросли из ведомственных в категорию общенациональных, поскольку угрожают каждому из нас.
Следует подчеркнуть, что такая в целом тревожная картина объясняется не только плохим исполнением сотрудниками уголовно-исполнительной системы своих должностных обязанностей, но и крайне медленным изменением самих принципов, на которых эта система строится. Уголовная политика государства не нацелена на внедрение альтернативных лишению свободы мер наказания.
Казахстану нужны и специальные меры социальной реабилитации, эффективные меры социальной реабилитации для лиц, которые отбыли наказание. Без участия местных властей эту задачу не решить. В республике функционируют только 2 центра социальной реабилитации в городах Усть-Каменогорск и Шымкент. Хотелось бы остановиться на проблемах первого в стране центра реабилитации расположенного в Восточно-Казахстанской области, который был создан в сентябре 2007 года. Центр реабилитации для лиц освободившихся из мест лишения свободы был размешен в помещениях бывшей колонии поселении ОВ 156/13. Во всех зданиях Центра были произведены текущие ремонтные работы, помещения центра соответствуют санитарным, противопожарным требованиям. Однако в Уставе Центра, утвержденный приказом Председателя КУИС МЮ РК от 17 сентября 2007 года не были предусмотрены нормы питания на одного реабилитируемого лица, а также нормы обеспечения постельными принадлежностями, хотя на эти цели средства были выделены. Однако вместо того, что бы устранить досадную ошибку, руководство КУИС МЮ РК приказом №94-од от 22 октября 208 года утверждает новый Устав Центра, в котором вообще не предусмотрены вопросы проживания и питания реабилитируемых лиц, хотя вопросы бытового устройства лиц, бывших осужденных остается одной из главных задач центра. Более того, Комитет УИС МЮ РК письмом за 14/10-5314 от 20 декабря 2008 года потребовал исключить факты проживания лиц в Центре реабилитации. На указанный период в нем проживало 40 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которых работники Центра были вынуждены выселить буквальном смысле на улицу. Тем самым данными необдуманными действиями некоторых чиновников были полностью дискредитирована идея ресоциализации осужденных. Ведь не надо забывать, что каждый год из мест лишения свободы, из мест заключения освобождается в среднем до 20 тысяч человек. При этом мы, конечно, должны обращать внимание на так называемую повторность, или рецидив, в совершении преступлений. Конечно, взаимосвязь между рецидивной преступностью и мерами социальной реабилитации, безусловно, прямая и очевидная. В связи с этим, необходимо принять давно назревший закон о социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
В силу этих причин общая численность лиц, содержащихся в местах лишения свободы, остается неоправданно высокой. Это, в свою очередь, не позволяет создать необходимые материальные и психологические предпосылки для обеспечения их прав.
Одна из фундаментальных причин неудовлетворительного положения в области обеспечения прав задержанных и осужденных – отсутствие эффективного механизма общественного контроля над уголовно-исполнительной системой. Несмотря на то, что общественный контроль закреплен в уголовно-исполнительном законодательстве Казахстана, созданы 15 общественно-наблюдательных комиссии в областях и городах Астана и Алматы. Однако мы видим, что относительно деятельности ОНК в Казахстане есть много не решенных вопросов и в первую очередь, вопрос финансирования ОНК (именно возмещения затрат на проезд членов мониторинговых групп, их обучение и др.). Во-вторых, не решен вопрос о создании единого координирующего центра ОНК, на кого должна быть возложена функция организационно-методического характера. Принципиален вопрос о возможности внезапных визитов в исправительные учреждения членов ОНК, к сожалению, в Казахстане он законодательно не закреплен. Не ясна процедура предоставления итоговых отчетов о визите в ИУ, кто и каким образом должен реагировать на рекомендации представителей общественного контроля. Таким образом, институт ОНК, к сожалению, не в полной мере выполняет возложенных на него функций, системного общественного контроля пенитенциарных учреждений практически нет в стране. И это вопрос возможно не только правовой, но в большей степени политический.
Даже после ратификации 26 июня 2008 года Казахстаном Факультативного протокола к Конвенции против пыток, соответствии с которым страна взяла на себя обязательство создать национальный превентивный механизм по предупреждению пыток, в том числе и в пенитенциарных учреждениях. До сегодняшнего дня модель НПМ в Казахстане не выработана, хотя согласно ст. 17 Протокола, государство-участник не позднее чем через один год после вступления его в силу поддерживает, назначает или создает один или несколько независимых национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток на национальной уровне.
Решение вышеуказанных проблем позволить сделать уголовно-исполнительную систему Казахстана более гуманной, безопасной и открытой.
________________
1 - По предварительным итогам национальной переписи населения Казахстана численность населения в 2009 году составила 16 304 840 человек
2 - Кенжетаев Е.М. Законность исполнения уголовных наказаний в Республике Казахстан. Сборник материалов Экспертной встречи по вопросам развития УИС РК, Астана, 14 августа 2008 г. - Алматы. – с.17
3 - Дуйсекеев А.М. Современное состояние и основные направления дальнейшего развития УИС РК. Сборник материалов Экспертной встречи по вопросам развития УИС РК, Астана, 14 августа 2008 г. - Алматы. – с.13
4 - Н.А. Исаков. Статистика преступлений в системе ИУ. Исполнение наказаний. 2009. №1. -с. 4
5 - Ситуация в УИС РК в области охраны здоровья. Материалы II Центральноазиатского регионального форума по вопросам наркопотребления и инфекционных заболеваний в тюрьмах. Бишкек. 29-31 октября 2008 г. http://stop-spid.kz/news/2008-11-17-10
Рахимбердин К.Х., кандидат юридических наук,
декан юридического факультета Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова
щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном