Выступление директора ФСИН России Александра Реймера на коллегии 25 февраля 2011 года
По состоянию на 1 января 2011 года в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации находилось 819,2 тыс. человек.
Количество заключенных в расчете на 100 тыс. населения страны у нас одно из самых высоких в мире, по этому показателю наша страна уступает только Соединенным Штатам Америки.
Выбранный путь реформирования уголовно-исполнительной системы, учитывающий сегодняшнее реальное состояние Российского общества, демографические, криминологические и социальные процессы, происходящие в государстве, не случаен, не случайно и то, что начало реформ пришлось именно на тот период развития Российского государства, когда страна окончательно встала на путь устойчивого развития внутренней экономики, интеграции в европейское и мировое сообщество.
Меры, которые сегодня нами инициируются, часть которых уже реализована, ни в коем случае не являются мерами либерализации уголовно-исполнительного права страны.
Они являются элементарной мерой реализации Стандартных правил обращения с осужденными, принятых в 1955 году на Первом Конгрессе Организации Объединенных Наций и преследуют, в конечном счете, задачу обеспечения защиты общества и предотвращения угрожающих обществу преступлений на будущее.
Изменение пенитенциарной системы в нашей стране само по себе не является чем-то революционным.
Пенология – Учение об исполнении наказаний, которое на научно-практической основе разрабатывает оптимальные санкции уголовной ответственности, зародилось еще в конце 18 века и связано с исследованиями одного из крупнейших теоретиков политического либерализма в английской философии – Джереми Бентама.
В основе наименования учения лежит латинское слово "пено", то есть "наказание".
Основным принципом учения, по определению Д. Бентама, является "принцип пользы", согласно которому меры воздействия и ответственности должны получать оценку по приносимой ими пользе, в том числе учитывающие частные интересы конкретного человека и общества. При этом частные интересы рассматриваются как единственно реальные, а общественные – сводятся к совокупности.
Таким образом, реализация принципа неотвратимости наказания должна в обязательном порядке учитывать необходимость обеспечения возвращения гражданина, привлеченного к уголовной ответственности, к нормальной жизни в обществе не только готовым, но и способным подчиниться законодательству, а равно – обеспечить свое существование.
Именно эти цели преследует утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р – Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Концепцией предполагается реализовать целый комплекс вопросов и проблем, которые накопились в системе.
Основной подход, который предполагается реализовать – это расширение судебной практики по вынесению решений об уголовной ответственности в сторону альтернативных мер наказания, не связанных с изоляцией от общества, а также коренное изменение условий содержания осужденных в местах лишения свободы.
Изменение условий содержания в местах лишения свободы предусматривает, прежде всего, разделение осужденных на впервые оступившихся и закоренелых преступников, нарушение закона для которых стало не только источником существования, но и смыслом жизни.
Кроме того, новые условия предусматривают смягчение содержания для тех, кто осознанно встал на путь исправления и ужесточение – для тех, кто представляет реальную опасность для общества.
Путь достижения концептуальных решений не простой и далеко не близкий, не случайно, что период реализации принятой Концепции рассчитан до 2020 года, а ее заключительный этап предусматривает разработку документа по планированию развития пенитенциарной системы на последующие годы.
За последнее время нами уже приняты определенные меры, которые реально приближают уголовно-исполнительную систему страны к условиям соответствия современному развитию нашего общества.
Проведена большая работа по реальному обеспечению принципа раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых, осужденных впервые к лишению свободы и судимых неоднократно.
В целях безусловной реализации требований
статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в 2010 году осуществлены переводы из одной исправительной колонии в другую более ста пятидесяти трех тысяч осужденных, в том числе, 112 тысяч в учреждениях строгого режима и 41 тысяча осужденных общего режима.
Анализ результатов работы по сепарации осужденных, проведенный на базе 25 исправительных колоний в 19 субъектах Российской Федерации, выявил положительные изменения в показателях, характеризующих состояние дисциплины, режима, преступности, правопорядка. В среднем на 40% снизилось количество злостных нарушений, на 60% - неповиновений сотрудникам.
Отмечается снижение уровня конфликтности и напряженности среди осужденных. Повысилась мотивация осужденных к оплачиваемому труду.
Реализуя требования статьи 33 Федерального Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" во всех следственных изоляторах страны обеспечено раздельное содержание впервые обвиняемых от лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы.
В целях приведения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также установленных европейских норм, в 2010 году в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов дополнительно введено в эксплуатацию 1915 мест, из которых 1448 введены в рамках реализации федеральной целевой программы.
Полученный результат позволил обеспечить средний размер камерной площади, приходящейся на одного человека, по стране в 5,4 м2, что на 11% превышает показатель 2009 года.
Изменение судебной практики избрания меры пресечения за счет расширения применения мер, не связанных с изоляцией от общества, достигнутое в рамках тесного взаимодействия ФСИН России с Верховным Судом Российской Федерации и органами судебной власти в субъектах Российской Федерации, позволили сократить количество лиц, помещенных в следственные изоляторы в 2010 году, более чем на пятьдесят две с половиной тысячи человек, в результате чего общая численность лиц, содержащихся в следственных изоляторах страны, сократилась в сравнении с началом 2010 года более чем на 9%.
Вообще, создание условий, позволяющих сократить число лиц, находящихся в местах изоляции от общества в 2010 году Федеральной службой исполнения наказаний рассматривалось как одно из наиболее важных и не только в рамках реализации концептуальных решений реформирования системы.
Кроме внесения предложений об изменениях уголовного законодательства, в части, касающейся разработки новых и упорядочиванию действующих санкций, нами экспериментальным путем опробовались новые формы работы с осужденными, ориентированные на выработку у лиц, помещенных в исправительные учреждения системы стимулов законопослушному поведению, активной социальной адаптации, основанных на выполнении осужденными определенных критериев поведения.
Целью внедрения новых форм является выработка устойчивого алгоритма, выполнение которого гарантировало бы осужденному возможность смягчения меры наказания, замены ее более мягким видом, вплоть до условно-досрочного освобождения.
Первые шаги, сделанные в рамках апробации озвученной мной системы, так называемых "социальных лифтов", показали, что более 70% осужденных в местах лишения свободы пока не имеют стимулов для изменения линии поведения, являются социально пассивными, а воспитательное воздействие наказания при этом существенно снижается.
В 2010 году через систему аттестования «социальных лифтов» прошли 79 тысяч 825 осужденных. Апробирование показало, что наличие четких критериев оценки побудило 76 % аттестуемых встать на путь исправления.
Таким образом, положительный эффект реализации института «социальных лифтов» очевиден, и в 2011 году этот эксперимент будет распространен на все учреждения уголовно-исполнительной системы.
Люди, которые действительно хотят возвратиться в общество, безусловно, должны иметь возможность и должны быть простимулированы в своем желании искупить вину перед обществом и государством в более короткие сроки, чем те, которые определены решением суда.
И здесь институт условно-досрочного освобождения имеет колоссальный ресурс для создания заинтересованности осужденных к лишению свободы добиться его применения к себе.
На сегодняшний день механизм условно-досрочного освобождения требует серьезного изменения и уточнения, а также установления жесткого контроля со стороны институтов гражданского общества, что позволит если не идеально, то достаточно строго выстроить условия получения возможности осужденными условно-досрочно освободиться с одной стороны, и исключить возможные коррупционные проявления, с другой.
В прошедшем году сделаны значительные шаги по пути совершенствования системы охраны наших учреждений.
Принят программный документ, предусматривающий отказ от многочисленных рубежей, опоясывающих исправительные учреждения, и переход к новым современным системам, основу которых будут составлять технические и программные средства охраны.
В рамках реализации Концептуальных задач реформирования уголовно-исполнительной системы, начата работа по широкому внедрению в нашу деятельность инновационных разработок, обеспечению учреждений аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами охраны и надзора, дистанционного контроля и документирования, что в значительной степени позволит снизить возможность проявления субъективизма в оценках поведения осужденных, повысить надежность контроля.
Важной задачей, которую мы определили себе к реализации на 2010 год, была подготовка к переходу на новую систему оказания медицинской помощи содержащимся в местах ограничения и лишения свободы.
Должен сказать, что более 90% лиц, поступающих в наши учреждения, имеют различные заболевания.
Более 410 тыс. подозреваемых, обвиняемых и осужденных страдают социально-значимыми заболеваниями.
В наших учреждениях концентрируется социально-дезадаптированная прослойка населения, чаще других болеющая социально-значимыми заболеваниями.
4,7% от общего числа содержащихся в наших учреждениях больны туберкулезом,
6,7% – ВИЧ-инфицированные,
7% – больны наркоманией,
8% страдают психическими расстройствами,
1720 человек имеют онкологические заболевания.
Вместе с тем, смертность в наших учреждениях составляет менее одного процента от числа лиц поставленных на учет в лечебных подразделениях, этот показатель в 5,3 раза ниже, чем показатель уровня смертности, состоящих на учетах в различных медицинских учреждениях в среднем по России.
Однако, действующая система медицинского обслуживания не может устраивать ни нас, ни тех, кому оно предоставляется.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации нами проводится комплекс дополнительных мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу.
В рамках решения проблемы нами разработан законопроект, который уже принят, «О внесении изменений в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», которым вводится обязательность проведения медицинского осмотра осужденных и выдачи медицинского заключения при водворении в штрафные (дисциплинарные) помещения.
Другим Федеральным законом, принятым по нашей инициативе (№434-ФЗ от 29.12.10) - «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закреплена возможность изменения меры пресечения в виде заключения под стражу при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей.
Разработана модель внутрисистемного совершенствования организационно-структурного построения медицинской службы УИС, которая предполагает централизацию управления медико-санитарным обеспечением с выведением медицинских учреждений и подразделений из подчинения территориальным органам, следственным изоляторам и учреждениям, исполняющим наказание и одноканальное финансирование медучреждений.
Экспериментальная отработка новой организационной модели медицинской службы осуществляется в г. Санкт-Петербурге
и Ленинградской области, а также в Тверской области, в которых созданы многопрофильные лечебно-профилактические учреждения – медико-санитарные части, непосредственно подчиненные ФСИН России, с разветвленной сетью филиалов, обслуживающих осужденных и лиц, содержащихся под стражей, сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС.
Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации по устранению существующих недостатков в вопросах медицинского обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, создана межведомственная рабочая группа под руководством Министерства юстиции Российской Федерации.
Указанная межведомственная рабочая группа изучает возможность разработки совершенно нового механизма медицинского обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предусматривающего оказание им медицинской помощи учреждениями здравоохранения, не входящими в пенитенциарную медицину, в том числе частными, с использованием процедур аутсорсинга.
В прошлом году нами была продолжена работа по обновлению и формированию кадрового ядра службы.
Указами Президента Российской Федерации на должности высшего начальствующего состава центрального аппарата назначено 15 руководителей.
Уволено 26 руководителей территориальных органов и образовательных учреждений,
59 заместителей руководителей освобождено от занимаемых должностей,
назначено 35 начальников, в том числе – 15 Указами Президента Российской Федерации,
и 65 заместителей начальников территориальных органов и образовательных учреждений.
24 начальника территориальных органов назначены из других регионов в порядке ротации.
Однако, все же главной задачей, стоявшей перед Федеральной службой исполнения наказаний в 2010 году, была задача по подготовке нормативно-правовой базы перехода на новые формы и методы работы, совершенствование законодательства, регламентирующего деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
За 2010 год принято 10 федеральных законов, затрагивающих деятельность уголовно-исполнительной системы, подписано 3 указа Президента Российской Федерации и 4 постановления Правительства Российской Федерации, направленных на осуществление мер по дальнейшему реформированию пенитенциарной системы страны.
В установленном порядке, совместно с Минюстом России внесены предложения по 11 законопроектам. 14 законопроектов находятся на рассмотрении в соответствующих профильных комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Важным событием в жизни Федеральной службы исполнения наказаний стало подписание в июне прошлого года Президентом Российской Федерации Указа № 728 "Об учреждении знамени Федеральной службы исполнения наказаний, знамен ее территориальных органов и образовательных учреждений профессионального образования".
13 января текущего года в Георгиевском Зале Кремля Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым нашей Службе вручено знамя.
Это событие на фоне начавшейся реформы дополнительно подчеркивает важность и значение нашей Службы, определяет, что сегодня пенитенциарная система страны окончательно перестала быть придатком или инструментом следственных органов. Федеральная служба исполнения наказаний России представляет собой самостоятельный институт правоохранительной системы, облеченный своими, только ему присущими государственными функциями.
Не все начатое в 2010 году нам удалось завершить.
В четырех субъектах Российской Федерации санитарная площадь в следственных изоляторах не соответствует требованиям.
Не простой выглядит ситуация с предоставлением осужденным гарантированной возможности трудиться.
Реализация права человека на труд, закрепленного статьей 37 Конституции Российской Федерации, имеет для уголовно-исполнительной системы особый смысл.
Производственная деятельность переориентирована на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе
Однако в 2010 году удалось на оплачиваемых работах трудоустроить только 209 с половиной тысяч осужденных (+5% к АППГ), что составляет менее четверти (24%) от общего числа трудоспособных.
Надо ли говорить, что мощнейшим фактором мотивации осужденных сегодня является возможность трудоустройства после выхода из мест лишения свободы.
Профессиональная подготовка, переобучение, переквалификация, создание возможностей для подыскания рабочего места заблаговременно – это все является важнейшим элементом создания психологически нормальной обстановки в местах лишения свободы и залог снижения риска совершения повторного преступления после освобождения.
Вместе с тем, в прошедшем году, при общей положительной динамике увеличения количества общеобразовательных учреждений, все еще в шестьдесят одном исправительном учреждении общее и профессионально-техническое обучение не организовано. В ряде учреждений имеет место неукомплектованность преподавательским составом. По этим причинам в 2010/2011 учебном году семи с половиной тысячам осужденных, не имеющих образования, мы не смогли предоставить возможность учиться.
10 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон о введении в действие нового альтернативного наказания в виде ограничения свободы.
(на учет в уголовно-исполнительные инспекции с начала года поступило 7 тысяч 235 осужденных, на 1 января состоит на учете 6 тысяч 100 человек)
В мае прошлого года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в части назначения наказания в виде обязательных работ. Указанным законом в санкции более 40 статей Уголовного кодекса Российской Федерации (около 60 составов преступлений) включено наказание в виде обязательных работ, что в отдельных случаях позволяет избежать применения лишения свободы к лицам, которым по каким-либо причинам не могут быть назначены исправительные работы.
(на учет в уголовно-исполнительные инспекции с начала года поступило 74 тысячи 653 осужденных (+23%), на 1 января состояло на учете 19 тысяч 352 человека (+21%))
(по исправительным работам на учет в уголовно-исполнительные инспекции с начала года поступило 40 тысяч 979 осужденных (-2,3%), на 1 января состояло на учете 19 тысяч 352 человека (-4,6%))
В настоящее время, по поручению Президента Российской Федерации, в рамках межведомственной рабочей группы по выработке предложений, направленных на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации, подготовлен законопроект, предусматривающий:
введение нового вида уголовного наказания – принудительные работы;
возможность отбывания наказания в виде исправительных работ по основному месту работы осужденного;
увеличение максимально возможного количества часов наказания в виде обязательных работ с двухсот сорока до четырехсот восьмидесяти;
отсрочку отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больным наркоманией и другие предложения.
В прошлом году был внесен в Правительство Российской Федерации законопроект, которым на уголовно-исполнительные инспекции нашей службы возлагается новая функция по осуществлению контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно из мест лишения свободы.
Очевидно, что переход к новым видам уголовного наказания, объективно повлечет увеличение нагрузки на подразделения нашей Службы, обеспечивающие контроль за исполнением наказаний не связанных с лишением свободы.
Я говорю об уголовно-исполнительных инспекциях.
В 2010 году мы развернули серьезную работу по внедрению достижений современной науки и техники в работу этих подразделений.
Реализация мероприятий по использованию системы позиционирования, как средства контроля за исполнением осужденными ограничений наложенных судом, позволяет нам прогнозировать возможность оптимизации построения уголовно-исполнительных инспекций и, таким образом компенсировать возрастающую нагрузку.
Однако работа в этом направлении только начата, и мы находимся в самом начале пути ее реализации.
Завершая свое выступление, хочу остановиться на наиболее важных направлениях нашей работы, на которых необходимо сконцентрировать усилия руководителей всех территориальных органов ФСИН России, всех учреждений, входящих в состав Федеральной службы исполнения наказаний в 2011 году, а также на последующие периоды реализации реформы нашей службы.
Первое.
Мы с вами находимся в начале значимого исторического этапа развития пенитенциарной системы нашей страны.
Как вы знаете, Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым перед уголовно-исполнительной системой поставлены масштабные задачи, направленные на совершенствование существующей уголовно-судебной политики и реформирование системы исполнения наказаний.
В текущем году нам необходимо реализовать комплекс мер по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее не только уголовно-исполнительное право, но и уголовное, и уголовно-процессуальное, устранить имеющиеся пробелы, расширить виды уголовных наказаний и меры пресечения, альтернативные лишению свободы.
Прогнозируемая численность осужденных к альтернативным лишению свободы видам наказания в текущем году может составить 150 тыс. человек, а в дальнейшем приблизиться к полумиллиону.
В этой связи необходимо продолжить работу по созданию условий для исполнения этих видов наказаний.
Следует принять меры по улучшению взаимодействия с органами внутренних дел, в первую очередь со службами участковых уполномоченных, инициировать и принять личное участие в рассмотрении вопросов взаимодействия на уровне руководителей МВД-УВД субъекта Федерации.
С учетом планируемого роста численности данного вида осужденных, определить возможность и принять меры по внедрению новых форм и методов работы уголовно-исполнительных инспекций.
Второе.
В прошлом году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития уголовно исполнительной системы.
Если для центрального аппарата ФСИН России реализация ее первого этапа в основном лежит в плоскости решения задач совершенствования законодательной базы, регулирующей вопросы деятельности пенитенциарной системы, а также создания законодательной базы, направленной на реализацию Концепции развития нашей системы, то для территориальных органов ФСИН уже сегодня основной задачей должно стать безусловное выполнение требований концепции, а именно:
- реализации мер, направленных на сокращение рецидива преступлений, совершаемых лицами отбывшими наказание;
- безусловное обеспечение раздельного содержания осужденных с учетом их криминологической характеристики; Люди, которые не просто нарушили закон, а сделали это осознанно и цинично, лица, которые продолжают представлять серьезнейшую опасность для общества, должны быть лишены возможности свободного и бесконтрольного существования в социуме.
- модернизация системы охраны, с учетом принятой концепции;
- использование современных форм воспитательной работы с осужденными.
Необходимо детально пересмотреть всю систему построения и работы самодеятельных организаций, упразднение не оправдавших себя форм неформальных объединений.
Год прошел, как мы официально расстались с таким одиозным институтом нашей деятельности, как пресловутые «секции законности, дисциплины и правопорядка», возврата к нему быть не должно.
Следующая задача:
- организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных;
- подготовка к переходу к новым видам учреждений.
Вот основные направления работы, которые должны занимать все Ваше внимание.
Поскольку Правительством Российской Федерации взят курс на формирование бюджетов органов исполнительной власти исключительно за счет федеральных и ведомственных целевых программ, в этом году нам с вами предстоит разработать собственные ведомственные программы, направленные на реализацию концептуальных задач, внести изменения и дополнения в действующие федеральные целевые программы, подготовить предложения по участию во вновь формируемых государственных программах.
В этой связи прошу вас по прибытии на места детально изучить положения концепции, посмотреть, что можно реализовать уже сегодня. Жду от вас конкретных, проработанных и аргументированных предложений.
Следующее направление -
Считаю целесообразным и необходимым полностью изменить систему применения мер условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, исключающую субъективность оценки степени исправления, как со стороны администрации учреждений, так и со стороны суда. Должен сказать, что действующая система, с моей точки зрения, коррупционно-опасна.
Проводимое реформирование выводит в число наиважнейших: задачу разъяснительной работы среди личного состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Серьезные изменения в структуре исправительных и воспитательных учреждений, смена режимов, сокращение численности спецконтингента, не должны вызывать чувства неуверенности сотрудников в завтрашнем дне.
В то же время, в связи с предстоящими принципиальными изменениями в законодательстве, некоторым категориям сотрудников потребуется пройти переподготовку применительно к новым условиям службы и новым служебным обязанностям.
Поэтому на руководителей образовательных учреждений возлагаю серьезную ответственность за организацию работы по внесению изменений в учебно-методические материалы, с учетом особенностей исполнения наказаний в новых условиях.
Обращаю еще раз внимание на то, что работа по реформированию пенитенциарной системы не может проводиться в отрыве от сложившейся ситуации в уголовно-исполнительной системе, она не должна заслонить выполнение государственных задач, выполнение ежедневных функций, возложенных на каждого конкретного руководителя и сотрудника системы.
Важнейшим направлением остается обеспечение законности и правопорядка, повышение эффективности профилактики правонарушений, предотвращение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе побегов, особенно из колоний-поселений, обеспечение надежной изоляции осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.
Наряду с повышением эффективности работы по профилактике противоправных действий осужденных, необходимо исключить случаи нарушений законности сотрудниками уголовно-исполнительной системы при применении специальных средств и физической силы.
Необходимо обеспечить выполнение антикризисных мер по обеспечению устойчивого функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с учетом экономии финансовых ресурсов и оптимизации структуры управления.
В числе приоритетных направлений нашей работы остается тесное сотрудничество со всеми правоохранительными органами в вопросах борьбы с преступностью, предотвращения попыток со стороны лидеров уголовно-преступной среды дестабилизировать обстановку в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Крайне важно продолжить конструктивный диалог с институтами гражданского общества, сохранить курс на открытость системы.
Руководителям территориальных органов уголовно-исполнительной системы необходимо продолжить работу, направленную на реальное обеспечение социальных гарантий и льгот, установленных законодательством для сотрудников, использовать все возможности, для того чтобы поддерживать персонал системы, который в целом достойно выполняет свой долг в сложных условиях.
Количество заключенных в расчете на 100 тыс. населения страны у нас одно из самых высоких в мире, по этому показателю наша страна уступает только Соединенным Штатам Америки.
Выбранный путь реформирования уголовно-исполнительной системы, учитывающий сегодняшнее реальное состояние Российского общества, демографические, криминологические и социальные процессы, происходящие в государстве, не случаен, не случайно и то, что начало реформ пришлось именно на тот период развития Российского государства, когда страна окончательно встала на путь устойчивого развития внутренней экономики, интеграции в европейское и мировое сообщество.
Меры, которые сегодня нами инициируются, часть которых уже реализована, ни в коем случае не являются мерами либерализации уголовно-исполнительного права страны.
Они являются элементарной мерой реализации Стандартных правил обращения с осужденными, принятых в 1955 году на Первом Конгрессе Организации Объединенных Наций и преследуют, в конечном счете, задачу обеспечения защиты общества и предотвращения угрожающих обществу преступлений на будущее.
Изменение пенитенциарной системы в нашей стране само по себе не является чем-то революционным.
Пенология – Учение об исполнении наказаний, которое на научно-практической основе разрабатывает оптимальные санкции уголовной ответственности, зародилось еще в конце 18 века и связано с исследованиями одного из крупнейших теоретиков политического либерализма в английской философии – Джереми Бентама.
В основе наименования учения лежит латинское слово "пено", то есть "наказание".
Основным принципом учения, по определению Д. Бентама, является "принцип пользы", согласно которому меры воздействия и ответственности должны получать оценку по приносимой ими пользе, в том числе учитывающие частные интересы конкретного человека и общества. При этом частные интересы рассматриваются как единственно реальные, а общественные – сводятся к совокупности.
Таким образом, реализация принципа неотвратимости наказания должна в обязательном порядке учитывать необходимость обеспечения возвращения гражданина, привлеченного к уголовной ответственности, к нормальной жизни в обществе не только готовым, но и способным подчиниться законодательству, а равно – обеспечить свое существование.
Именно эти цели преследует утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р – Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Концепцией предполагается реализовать целый комплекс вопросов и проблем, которые накопились в системе.
Основной подход, который предполагается реализовать – это расширение судебной практики по вынесению решений об уголовной ответственности в сторону альтернативных мер наказания, не связанных с изоляцией от общества, а также коренное изменение условий содержания осужденных в местах лишения свободы.
Изменение условий содержания в местах лишения свободы предусматривает, прежде всего, разделение осужденных на впервые оступившихся и закоренелых преступников, нарушение закона для которых стало не только источником существования, но и смыслом жизни.
Кроме того, новые условия предусматривают смягчение содержания для тех, кто осознанно встал на путь исправления и ужесточение – для тех, кто представляет реальную опасность для общества.
Путь достижения концептуальных решений не простой и далеко не близкий, не случайно, что период реализации принятой Концепции рассчитан до 2020 года, а ее заключительный этап предусматривает разработку документа по планированию развития пенитенциарной системы на последующие годы.
За последнее время нами уже приняты определенные меры, которые реально приближают уголовно-исполнительную систему страны к условиям соответствия современному развитию нашего общества.
Проведена большая работа по реальному обеспечению принципа раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых, осужденных впервые к лишению свободы и судимых неоднократно.
В целях безусловной реализации требований
статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в 2010 году осуществлены переводы из одной исправительной колонии в другую более ста пятидесяти трех тысяч осужденных, в том числе, 112 тысяч в учреждениях строгого режима и 41 тысяча осужденных общего режима.
Анализ результатов работы по сепарации осужденных, проведенный на базе 25 исправительных колоний в 19 субъектах Российской Федерации, выявил положительные изменения в показателях, характеризующих состояние дисциплины, режима, преступности, правопорядка. В среднем на 40% снизилось количество злостных нарушений, на 60% - неповиновений сотрудникам.
Отмечается снижение уровня конфликтности и напряженности среди осужденных. Повысилась мотивация осужденных к оплачиваемому труду.
Реализуя требования статьи 33 Федерального Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" во всех следственных изоляторах страны обеспечено раздельное содержание впервые обвиняемых от лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы.
В целях приведения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также установленных европейских норм, в 2010 году в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов дополнительно введено в эксплуатацию 1915 мест, из которых 1448 введены в рамках реализации федеральной целевой программы.
Полученный результат позволил обеспечить средний размер камерной площади, приходящейся на одного человека, по стране в 5,4 м2, что на 11% превышает показатель 2009 года.
Изменение судебной практики избрания меры пресечения за счет расширения применения мер, не связанных с изоляцией от общества, достигнутое в рамках тесного взаимодействия ФСИН России с Верховным Судом Российской Федерации и органами судебной власти в субъектах Российской Федерации, позволили сократить количество лиц, помещенных в следственные изоляторы в 2010 году, более чем на пятьдесят две с половиной тысячи человек, в результате чего общая численность лиц, содержащихся в следственных изоляторах страны, сократилась в сравнении с началом 2010 года более чем на 9%.
Вообще, создание условий, позволяющих сократить число лиц, находящихся в местах изоляции от общества в 2010 году Федеральной службой исполнения наказаний рассматривалось как одно из наиболее важных и не только в рамках реализации концептуальных решений реформирования системы.
Кроме внесения предложений об изменениях уголовного законодательства, в части, касающейся разработки новых и упорядочиванию действующих санкций, нами экспериментальным путем опробовались новые формы работы с осужденными, ориентированные на выработку у лиц, помещенных в исправительные учреждения системы стимулов законопослушному поведению, активной социальной адаптации, основанных на выполнении осужденными определенных критериев поведения.
Целью внедрения новых форм является выработка устойчивого алгоритма, выполнение которого гарантировало бы осужденному возможность смягчения меры наказания, замены ее более мягким видом, вплоть до условно-досрочного освобождения.
Первые шаги, сделанные в рамках апробации озвученной мной системы, так называемых "социальных лифтов", показали, что более 70% осужденных в местах лишения свободы пока не имеют стимулов для изменения линии поведения, являются социально пассивными, а воспитательное воздействие наказания при этом существенно снижается.
В 2010 году через систему аттестования «социальных лифтов» прошли 79 тысяч 825 осужденных. Апробирование показало, что наличие четких критериев оценки побудило 76 % аттестуемых встать на путь исправления.
Таким образом, положительный эффект реализации института «социальных лифтов» очевиден, и в 2011 году этот эксперимент будет распространен на все учреждения уголовно-исполнительной системы.
Люди, которые действительно хотят возвратиться в общество, безусловно, должны иметь возможность и должны быть простимулированы в своем желании искупить вину перед обществом и государством в более короткие сроки, чем те, которые определены решением суда.
И здесь институт условно-досрочного освобождения имеет колоссальный ресурс для создания заинтересованности осужденных к лишению свободы добиться его применения к себе.
На сегодняшний день механизм условно-досрочного освобождения требует серьезного изменения и уточнения, а также установления жесткого контроля со стороны институтов гражданского общества, что позволит если не идеально, то достаточно строго выстроить условия получения возможности осужденными условно-досрочно освободиться с одной стороны, и исключить возможные коррупционные проявления, с другой.
В прошедшем году сделаны значительные шаги по пути совершенствования системы охраны наших учреждений.
Принят программный документ, предусматривающий отказ от многочисленных рубежей, опоясывающих исправительные учреждения, и переход к новым современным системам, основу которых будут составлять технические и программные средства охраны.
В рамках реализации Концептуальных задач реформирования уголовно-исполнительной системы, начата работа по широкому внедрению в нашу деятельность инновационных разработок, обеспечению учреждений аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами охраны и надзора, дистанционного контроля и документирования, что в значительной степени позволит снизить возможность проявления субъективизма в оценках поведения осужденных, повысить надежность контроля.
Важной задачей, которую мы определили себе к реализации на 2010 год, была подготовка к переходу на новую систему оказания медицинской помощи содержащимся в местах ограничения и лишения свободы.
Должен сказать, что более 90% лиц, поступающих в наши учреждения, имеют различные заболевания.
Более 410 тыс. подозреваемых, обвиняемых и осужденных страдают социально-значимыми заболеваниями.
В наших учреждениях концентрируется социально-дезадаптированная прослойка населения, чаще других болеющая социально-значимыми заболеваниями.
4,7% от общего числа содержащихся в наших учреждениях больны туберкулезом,
6,7% – ВИЧ-инфицированные,
7% – больны наркоманией,
8% страдают психическими расстройствами,
1720 человек имеют онкологические заболевания.
Вместе с тем, смертность в наших учреждениях составляет менее одного процента от числа лиц поставленных на учет в лечебных подразделениях, этот показатель в 5,3 раза ниже, чем показатель уровня смертности, состоящих на учетах в различных медицинских учреждениях в среднем по России.
Однако, действующая система медицинского обслуживания не может устраивать ни нас, ни тех, кому оно предоставляется.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации нами проводится комплекс дополнительных мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу.
В рамках решения проблемы нами разработан законопроект, который уже принят, «О внесении изменений в статью 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», которым вводится обязательность проведения медицинского осмотра осужденных и выдачи медицинского заключения при водворении в штрафные (дисциплинарные) помещения.
Другим Федеральным законом, принятым по нашей инициативе (№434-ФЗ от 29.12.10) - «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закреплена возможность изменения меры пресечения в виде заключения под стражу при выявлении у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей.
Разработана модель внутрисистемного совершенствования организационно-структурного построения медицинской службы УИС, которая предполагает централизацию управления медико-санитарным обеспечением с выведением медицинских учреждений и подразделений из подчинения территориальным органам, следственным изоляторам и учреждениям, исполняющим наказание и одноканальное финансирование медучреждений.
Экспериментальная отработка новой организационной модели медицинской службы осуществляется в г. Санкт-Петербурге
и Ленинградской области, а также в Тверской области, в которых созданы многопрофильные лечебно-профилактические учреждения – медико-санитарные части, непосредственно подчиненные ФСИН России, с разветвленной сетью филиалов, обслуживающих осужденных и лиц, содержащихся под стражей, сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор на объектах УИС.
Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации по устранению существующих недостатков в вопросах медицинского обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, создана межведомственная рабочая группа под руководством Министерства юстиции Российской Федерации.
Указанная межведомственная рабочая группа изучает возможность разработки совершенно нового механизма медицинского обеспечения осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предусматривающего оказание им медицинской помощи учреждениями здравоохранения, не входящими в пенитенциарную медицину, в том числе частными, с использованием процедур аутсорсинга.
В прошлом году нами была продолжена работа по обновлению и формированию кадрового ядра службы.
Указами Президента Российской Федерации на должности высшего начальствующего состава центрального аппарата назначено 15 руководителей.
Уволено 26 руководителей территориальных органов и образовательных учреждений,
59 заместителей руководителей освобождено от занимаемых должностей,
назначено 35 начальников, в том числе – 15 Указами Президента Российской Федерации,
и 65 заместителей начальников территориальных органов и образовательных учреждений.
24 начальника территориальных органов назначены из других регионов в порядке ротации.
Однако, все же главной задачей, стоявшей перед Федеральной службой исполнения наказаний в 2010 году, была задача по подготовке нормативно-правовой базы перехода на новые формы и методы работы, совершенствование законодательства, регламентирующего деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
За 2010 год принято 10 федеральных законов, затрагивающих деятельность уголовно-исполнительной системы, подписано 3 указа Президента Российской Федерации и 4 постановления Правительства Российской Федерации, направленных на осуществление мер по дальнейшему реформированию пенитенциарной системы страны.
В установленном порядке, совместно с Минюстом России внесены предложения по 11 законопроектам. 14 законопроектов находятся на рассмотрении в соответствующих профильных комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Важным событием в жизни Федеральной службы исполнения наказаний стало подписание в июне прошлого года Президентом Российской Федерации Указа № 728 "Об учреждении знамени Федеральной службы исполнения наказаний, знамен ее территориальных органов и образовательных учреждений профессионального образования".
13 января текущего года в Георгиевском Зале Кремля Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым нашей Службе вручено знамя.
Это событие на фоне начавшейся реформы дополнительно подчеркивает важность и значение нашей Службы, определяет, что сегодня пенитенциарная система страны окончательно перестала быть придатком или инструментом следственных органов. Федеральная служба исполнения наказаний России представляет собой самостоятельный институт правоохранительной системы, облеченный своими, только ему присущими государственными функциями.
Не все начатое в 2010 году нам удалось завершить.
В четырех субъектах Российской Федерации санитарная площадь в следственных изоляторах не соответствует требованиям.
Не простой выглядит ситуация с предоставлением осужденным гарантированной возможности трудиться.
Реализация права человека на труд, закрепленного статьей 37 Конституции Российской Федерации, имеет для уголовно-исполнительной системы особый смысл.
Производственная деятельность переориентирована на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе
Однако в 2010 году удалось на оплачиваемых работах трудоустроить только 209 с половиной тысяч осужденных (+5% к АППГ), что составляет менее четверти (24%) от общего числа трудоспособных.
Надо ли говорить, что мощнейшим фактором мотивации осужденных сегодня является возможность трудоустройства после выхода из мест лишения свободы.
Профессиональная подготовка, переобучение, переквалификация, создание возможностей для подыскания рабочего места заблаговременно – это все является важнейшим элементом создания психологически нормальной обстановки в местах лишения свободы и залог снижения риска совершения повторного преступления после освобождения.
Вместе с тем, в прошедшем году, при общей положительной динамике увеличения количества общеобразовательных учреждений, все еще в шестьдесят одном исправительном учреждении общее и профессионально-техническое обучение не организовано. В ряде учреждений имеет место неукомплектованность преподавательским составом. По этим причинам в 2010/2011 учебном году семи с половиной тысячам осужденных, не имеющих образования, мы не смогли предоставить возможность учиться.
10 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон о введении в действие нового альтернативного наказания в виде ограничения свободы.
(на учет в уголовно-исполнительные инспекции с начала года поступило 7 тысяч 235 осужденных, на 1 января состоит на учете 6 тысяч 100 человек)
В мае прошлого года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в части назначения наказания в виде обязательных работ. Указанным законом в санкции более 40 статей Уголовного кодекса Российской Федерации (около 60 составов преступлений) включено наказание в виде обязательных работ, что в отдельных случаях позволяет избежать применения лишения свободы к лицам, которым по каким-либо причинам не могут быть назначены исправительные работы.
(на учет в уголовно-исполнительные инспекции с начала года поступило 74 тысячи 653 осужденных (+23%), на 1 января состояло на учете 19 тысяч 352 человека (+21%))
(по исправительным работам на учет в уголовно-исполнительные инспекции с начала года поступило 40 тысяч 979 осужденных (-2,3%), на 1 января состояло на учете 19 тысяч 352 человека (-4,6%))
В настоящее время, по поручению Президента Российской Федерации, в рамках межведомственной рабочей группы по выработке предложений, направленных на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации, подготовлен законопроект, предусматривающий:
введение нового вида уголовного наказания – принудительные работы;
возможность отбывания наказания в виде исправительных работ по основному месту работы осужденного;
увеличение максимально возможного количества часов наказания в виде обязательных работ с двухсот сорока до четырехсот восьмидесяти;
отсрочку отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больным наркоманией и другие предложения.
В прошлом году был внесен в Правительство Российской Федерации законопроект, которым на уголовно-исполнительные инспекции нашей службы возлагается новая функция по осуществлению контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно из мест лишения свободы.
Очевидно, что переход к новым видам уголовного наказания, объективно повлечет увеличение нагрузки на подразделения нашей Службы, обеспечивающие контроль за исполнением наказаний не связанных с лишением свободы.
Я говорю об уголовно-исполнительных инспекциях.
В 2010 году мы развернули серьезную работу по внедрению достижений современной науки и техники в работу этих подразделений.
Реализация мероприятий по использованию системы позиционирования, как средства контроля за исполнением осужденными ограничений наложенных судом, позволяет нам прогнозировать возможность оптимизации построения уголовно-исполнительных инспекций и, таким образом компенсировать возрастающую нагрузку.
Однако работа в этом направлении только начата, и мы находимся в самом начале пути ее реализации.
Завершая свое выступление, хочу остановиться на наиболее важных направлениях нашей работы, на которых необходимо сконцентрировать усилия руководителей всех территориальных органов ФСИН России, всех учреждений, входящих в состав Федеральной службы исполнения наказаний в 2011 году, а также на последующие периоды реализации реформы нашей службы.
Первое.
Мы с вами находимся в начале значимого исторического этапа развития пенитенциарной системы нашей страны.
Как вы знаете, Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым перед уголовно-исполнительной системой поставлены масштабные задачи, направленные на совершенствование существующей уголовно-судебной политики и реформирование системы исполнения наказаний.
В текущем году нам необходимо реализовать комплекс мер по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, регулирующее не только уголовно-исполнительное право, но и уголовное, и уголовно-процессуальное, устранить имеющиеся пробелы, расширить виды уголовных наказаний и меры пресечения, альтернативные лишению свободы.
Прогнозируемая численность осужденных к альтернативным лишению свободы видам наказания в текущем году может составить 150 тыс. человек, а в дальнейшем приблизиться к полумиллиону.
В этой связи необходимо продолжить работу по созданию условий для исполнения этих видов наказаний.
Следует принять меры по улучшению взаимодействия с органами внутренних дел, в первую очередь со службами участковых уполномоченных, инициировать и принять личное участие в рассмотрении вопросов взаимодействия на уровне руководителей МВД-УВД субъекта Федерации.
С учетом планируемого роста численности данного вида осужденных, определить возможность и принять меры по внедрению новых форм и методов работы уголовно-исполнительных инспекций.
Второе.
В прошлом году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития уголовно исполнительной системы.
Если для центрального аппарата ФСИН России реализация ее первого этапа в основном лежит в плоскости решения задач совершенствования законодательной базы, регулирующей вопросы деятельности пенитенциарной системы, а также создания законодательной базы, направленной на реализацию Концепции развития нашей системы, то для территориальных органов ФСИН уже сегодня основной задачей должно стать безусловное выполнение требований концепции, а именно:
- реализации мер, направленных на сокращение рецидива преступлений, совершаемых лицами отбывшими наказание;
- безусловное обеспечение раздельного содержания осужденных с учетом их криминологической характеристики; Люди, которые не просто нарушили закон, а сделали это осознанно и цинично, лица, которые продолжают представлять серьезнейшую опасность для общества, должны быть лишены возможности свободного и бесконтрольного существования в социуме.
- модернизация системы охраны, с учетом принятой концепции;
- использование современных форм воспитательной работы с осужденными.
Необходимо детально пересмотреть всю систему построения и работы самодеятельных организаций, упразднение не оправдавших себя форм неформальных объединений.
Год прошел, как мы официально расстались с таким одиозным институтом нашей деятельности, как пресловутые «секции законности, дисциплины и правопорядка», возврата к нему быть не должно.
Следующая задача:
- организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных;
- подготовка к переходу к новым видам учреждений.
Вот основные направления работы, которые должны занимать все Ваше внимание.
Поскольку Правительством Российской Федерации взят курс на формирование бюджетов органов исполнительной власти исключительно за счет федеральных и ведомственных целевых программ, в этом году нам с вами предстоит разработать собственные ведомственные программы, направленные на реализацию концептуальных задач, внести изменения и дополнения в действующие федеральные целевые программы, подготовить предложения по участию во вновь формируемых государственных программах.
В этой связи прошу вас по прибытии на места детально изучить положения концепции, посмотреть, что можно реализовать уже сегодня. Жду от вас конкретных, проработанных и аргументированных предложений.
Следующее направление -
Считаю целесообразным и необходимым полностью изменить систему применения мер условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, исключающую субъективность оценки степени исправления, как со стороны администрации учреждений, так и со стороны суда. Должен сказать, что действующая система, с моей точки зрения, коррупционно-опасна.
Проводимое реформирование выводит в число наиважнейших: задачу разъяснительной работы среди личного состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Серьезные изменения в структуре исправительных и воспитательных учреждений, смена режимов, сокращение численности спецконтингента, не должны вызывать чувства неуверенности сотрудников в завтрашнем дне.
В то же время, в связи с предстоящими принципиальными изменениями в законодательстве, некоторым категориям сотрудников потребуется пройти переподготовку применительно к новым условиям службы и новым служебным обязанностям.
Поэтому на руководителей образовательных учреждений возлагаю серьезную ответственность за организацию работы по внесению изменений в учебно-методические материалы, с учетом особенностей исполнения наказаний в новых условиях.
Обращаю еще раз внимание на то, что работа по реформированию пенитенциарной системы не может проводиться в отрыве от сложившейся ситуации в уголовно-исполнительной системе, она не должна заслонить выполнение государственных задач, выполнение ежедневных функций, возложенных на каждого конкретного руководителя и сотрудника системы.
Важнейшим направлением остается обеспечение законности и правопорядка, повышение эффективности профилактики правонарушений, предотвращение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе побегов, особенно из колоний-поселений, обеспечение надежной изоляции осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.
Наряду с повышением эффективности работы по профилактике противоправных действий осужденных, необходимо исключить случаи нарушений законности сотрудниками уголовно-исполнительной системы при применении специальных средств и физической силы.
Необходимо обеспечить выполнение антикризисных мер по обеспечению устойчивого функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с учетом экономии финансовых ресурсов и оптимизации структуры управления.
В числе приоритетных направлений нашей работы остается тесное сотрудничество со всеми правоохранительными органами в вопросах борьбы с преступностью, предотвращения попыток со стороны лидеров уголовно-преступной среды дестабилизировать обстановку в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Крайне важно продолжить конструктивный диалог с институтами гражданского общества, сохранить курс на открытость системы.
Руководителям территориальных органов уголовно-исполнительной системы необходимо продолжить работу, направленную на реальное обеспечение социальных гарантий и льгот, установленных законодательством для сотрудников, использовать все возможности, для того чтобы поддерживать персонал системы, который в целом достойно выполняет свой долг в сложных условиях.
щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном