Міжнародний фонд "Відродження"

За семью печатями

Алла Иванилова
То, что творится за высокими стальными заборами исправительных учреждений, для простых смертных навсегда останется тайной за семью печатями. Однако, по словам правозащитников, в казахстанских тюрьмах далеко не идеальная дисциплина и факты нарушения прав заключенных встречаются нередко
В последние годы Казахстан взял курс на последовательную гуманизацию уголовной и уголовно-исполнительной политики, модернизацию законодательства в сфере борьбы с преступностью, внедрение новых моделей и технологий ресоциализирующего предупредительного воздействия на осужденных. Так, в честь 20-летия независимости в республике объявили седьмую по счету амнистию осужденных. По состоянию на 11 июня места лишения свободы покинули 2511 человек. Постановлением суда еще 665 заключенным сократили сроки наказания, а также по различным причинам суд отказал 60 осужденным. Что касается лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, то на 1 июня суды приняли без малого 8 тысяч положительных решений об их освобождении от дальнейшего отбывания наказания, в том числе 1156 женщин и 160 несовершеннолетних.
Однако правозащитники считают, что амнистия должна подразумевать не только освобождение заключенных, но и дальнейшую их адаптацию, будь то материально-бытовая или трудовая. “Лишь при решении данного комплекса сложных вопросов институт амнистии осужденных будет соответствовать своему назначению, а социально-юридическая защищенность осужденных после освобождения из пенитенциарных учреждений станет важным противодействием рецидиву преступлений с их стороны”, - считает автор Экспертного обзора, посвященного правам осужденных, кандидат юридических наук, директор филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности в г. Усть-Каменогорске Куат Рахимбердин.
Несмотря на снижение в Казахстане численности “тюремного населения” (с 67 937 осужденных в 2000 году до 50 840 в 2010 году), наказание в виде изоляции от общества сохраняет свои лидирующие позиции в системе мер уголовно-правового воздействия (свыше 70 процентов). Поэтому следует и дальше предпринимать меры по гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики. Однако утвержденная постановлением правительства Программа развития уголовно-исполнительной системы на 2012-2015 годы практически закрепляет приоритет развития наказания в виде лишения свободы и переход к покамерному содержанию осужденных, предусматривая на эти цели значительные объемы финансирования. “Данное обстоятельство создает определенную вероятность отношения к наказаниям и мерам без изоляции от общества как к чему-то второстепенному и менее важному, что совершенно недопустимо”, - считает Куат Рахимбердин.
В мировой практике персонал тюремных учреждений проходит специальную подготовку, где надзирателей обучают “гуманному” обращению с заключенными. Представители правозащитных организаций считают, что и в нашей стране следует внедрить такие курсы, особенно с учетом того, что Комитет уголовно-исполнительной системы после десяти лет реформ и ориентации на соблюдение международных стандартов прав осужденных передан из гражданского ведомства - Министерства юстиции, в силовое - Министерство внутренних дел. Обученные сотрудники УИС должны не только обеспечивать безопасность осужденных и неприкосновенность их человеческого достоинства, но и применять психолого-педагогические технологии для их исправления и средства разрешения конфликтов.
Нельзя не отметить и такой вопрос, как привлечение осужденных в местах лишения свободы к труду. Традиционно в казахстанской уголовно-правовой доктрине еще с советского времени труд рассматривался как важнейшее средство обеспечения исполнения наказаний и одно из средств исправления заключенных. Однако правозащитники говорят: “Недопустимо использовать труд осужденных в целях извлечения прибыли”. Если иначе нельзя, то работа должна учитывать не только возраст и состояние здоровья, но также уровень образования, квалификации, способности к определенным видам труда и творческой составляющей этого труда.
Осуждению со стороны правозащитников подверглись действия чиновников, направленные на закрытие молельных комнат и мест отправления религиозных обрядов в пенитенциарных учреждениях. Это решение руководства Комитета уголовно-исполнительной системы поборники прав считают нелогичным и нарушающим право осужденных на отправления религиозных обрядов. Представители традиционных религиозных конфессий Казахстана оказывали духовную помощь заключенным и имелись очевидные достижения. Это способствовало не только исправлению заключенных, но и предупреждению религиозного экстремизма, который в настоящее время проник в среду осужденных.
Правозащитники в очередной раз замолвили слово о создании в стране независимого общественного контроля. Сегодняшние общественно-наблюдательные комиссии (ОНК) зависимы от должностных лиц УИС, и это не позволяет объективно оценивать ситуацию за “колючей проволокой”. В первую очередь, необходимо предусмотреть право на внезапные визиты представителей ОНК в пенитенциарные учреждения. Только в этом случае возможно узнать, что на самом деле творится “за колючей проволокой”.

Астана