15 лет без смертной казни
Олександр Букалов, "Донецкий Мемориал"
Решением Конституционного Суда Украины от 29.12.1999 г. уголовное наказание «смертная казнь» было признано неконституционным. С опозданием на четыре года Украина выполнила свои обязательства при вступлении в Совет Европы. При этом 217 человек, приговоренных к смертной казни, были казнены, хотя должны были быть оставаться в живых, за период с момента вступления в Совет Европы в ноябре 1995 г. до 17 марта 1997 года, когда Президент просто перестал давать согласие на казнь.
При этом никакого моратория не было введено, просто казни прекратились под угорозой исключения Украины из Совета Европы за невыполнение своих обязательств. Для более чем 450 человек, приговоренных к смертной казни по состоянию на конец 1999 года, приговор был заменен на пожизненное лишение свободы. Ярые сторонники смертной казни угорожали с ее отменой всплеска убийств. Однако еже-годное число убийств с 4500-4700 в 1999-2001 годах снизилось до 2300-2500 в 2011-2012 годах.
Условия содержания пожизненно заключенных за 15 лет стали несколько луч-ше, по продолжают оставаться крайне жесткими, часто неоправданно суровыми. Только в 2014 году им были разрешены длительные свидания, они не могут расчитывать на условно-досрочное освобождение, почти все они не заняты работой. Таков контекст их существования, в котором государство ожидает от них «исправления».
И хотя вот уже полтора десятилетия в Украине отсутствует уголовное наказание «смертная казнь», однако до сих пор некоторые нюансы ее замены на пожизненное заключение не нашли твердого юридического обоснования. Во многом сомнения порождаются далеко не безупречной процедурой введения нового наказания – «пожизненное лишение свободы», которое было введено 03.04.2000 г. спустя более трех месяцев после решения Конституционного Суда Украины от 29.12.1999 г. Особо се-рьезные нарекания существуют по поводу решения Конституционного Суда Украины (далее – КСУ) от 26.01.2011 г. «Дело о замене смертной казни пожизненным лишени-ем свободы», каковым будто бы обосновывается законность вынесения наказания «пожизненное лишение свободы» для всех лиц, совершивших преступления до 3.4.2000 г. Конституционный Суд рассматривает всех их сплошной нераздельной ка-тегорией, в которой либо уже была назначена смертная казнь и приговор просто не успели привести в исполнение, либо могла быть назначена смертная казнь, но в последствии они были приговорены к пожизненному лишению свободы – более мягкому наказанию.
Вместе с тем судьи Конституционного Суда, возможно в результате своей бездарности, слабой профессиональной подготовки или чрезмерной заангажированости политическими факторами совершили грубейшую ошибку: они объединили две категории лиц, совершивших преступления до момента введения наказания «пожизненное лишение свободы», т.е. до 3.4.2000 г. – с одной стороны, тех лиц, кто совершил преступления до 29.12.1999 года, т.е. в период, когда самым тяжелым наказанием была смертная казнь, и, с другой стороны, тех лиц, кто совершил преступления в период с 29.12.1999 г. до 3.4.2000 г., когда самым тяжелым наказанием в Уголовном кодексе оставалось лишение свободы на 15 лет. Именно лицам из этой категории наказание «смертная казнь» уже не угрожало, т.к. не могло быть вынесено. И именно поэтому вести речь о замене смертной казни для них не только бессмысленно, но и юридически безграмотно. Ведь часть 2 ст. 4 Уголовного кодекса Украины прямо предусматривает: «Преступность и наказуемость, а также другие уголовно-правовые последствия деяния определяются законом об уголовной ответственности, действовавшим во вре-мя совершения этого деяния».
Почему же Конституццыионный Суд Украины распостраняет процедуру замены наказания «смертная казнь» на «пожизненное лишение свободы» не только на лиц, совершивших преступления до 29.12.1999 г., когда наказание «смертная казнь» существовало в законе, но также и на лиц, совершивших преступления в периодд с 29.12.1999 г. по 3.4.2000 г., когда ее уже не было?
Можно даваться диву, но Конституционный Суд Украины в решении от 26.01.2011 г. заявляет позицию, согласно которой уголовный закон может быть изменен только другим законом, а отнюдь не решением Конституционного Суда, отменившим смертную казнь. По логике судей, наказание «смертная казнь» и после решения КСУ от 29.12.1999 г. оставалось в законе. Другими словами, закон о применении смертной казни после решения КСУ от 29.12.1999 г., дескать, продолжал существовать, а изменен он был только Законом № 1483, предусматривавшем «пожизненное лишение свободы» и вступившим в силу 3.4.2000 г.
Однако этот вывод Суда противоречит ч. 2 ст. 152 Конституции Украины, согласно которой «Законы, другие правовые акты или их отдельные положения, теряют действие со дня принятия КСУ решения об их неконституционности». И поэтому закон о применении смертной казни не действовал с 29.12.1999 г. Фактически отсутствие закона или прекращение его действия приводят к одним и тем же последствиям – к невозможности его применения.
В период с 29.12.1999 г. до вступления 3.4.2000 г. в силу Закона, предусматривавшего «пожизненное лишение свободы», максимальной мерой уголовного наказания за особо тяжкие преступления было 15 лет лишения свободы, поскольку наказание в виде смертной казни прекратило свое действие. Вывод об этом содержится и в заключениях, которые были сделаны:
- старшим научным работником Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины кандидатом юридических наук М.И. Сирым;
- председателем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия С.В. Киваловым;
- профессором Национальной юридической Академии Украины имени Яросла-ва Мудрого В.И. Тютюгиным.
Справедливость приведенных аргументов о неприменимости процедуры заме-ны смертной казни на пожизненное лишение свободы для лиц, совершивших преступления в период с 29.12.1999 г. до 3.4.2000 г. подтверждается и рядом судебных решений в 2009-2010 гг. (до решения Конституционного Суда от 26.01.2011 г.). Тогда суды справедливо заменяли для лиц, совершивших преступления в этот период, но ошибочно осужденных к пожизненному лишению свободы, на наказание 15 лет лишения свободы. Таким образом, хотя и не сразу, но судебные ошибки исправлялись.
Эта практика исправления ошибок прекратилась после решения Конституцион-ного Суда от 26.01.2011 г. В результате в отношении лиц, находящихся в совершенно одинаковой правовой ситуации, в Украине существует два совершенно разных судебных подхода: одним ошибочно вынесенные наказания «пожизненное лишение свободы» заменены на 15 лет лишения свободы, другим в такой замене отказано.
Решение КСУ от 29 января 2011 г. противоречит Международному Пакту о гражданских и политических правах, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г., который ратифицирован Украиной 19.10.1973 г. В ст. 15 этого международного документа записано: «не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению на момент совершения уголовного преступления». Об этом же говорится в ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституционный Суд, давая толкование в части применения пожизненного лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в период с 29 декабря 1999 г. до вступления в силу Закона №1483 03.04.2000 г. в п. 4 указал: «… альтернативный характер санкций статей Кодекса 1960 г., которые предусматривали наказания за особо тяжкие преступления, не давали оснований для назначения судами другого наказания, вместо смертной казни до ее замены Верховной Радой Украины на пожизненное лишение свободы». Непонятно, каким Законом руководствовался Суд, делая такой вывод. Этот вывод Суда является надуманным, не правовым.
Кроме того, Конституционный Суд в своем решении от 26.01.2011 г. ссылается на практику Европейского Суда по правам человека, в частности, на решение по делу «Скоппола против Италии» от 17 сентября 2009 г., заявление № 10249/03/. Но и здесь Конституционный Суд действует, мягко говоря, не корректно: ссылаясь на это решение, Суд ссілается на решение, но не полностью приводит текст предложения и не указывает, что Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что по отношению к Скоппола имело место нарушение ч. 1 ст. 7 Конвенции.
Следует признать, и чем раньше, тем лучше, что применение меры наказания «пожизненное лишение свободы» к лицам, совершившим преступления в период с 29.12.1999 г. до 3.4.2000 г. является нарушением ч. 1 ст. 7 Европейской Конвенции по правам человека и ч. 2 ст. 4 УК Украины.
Очень прискорбно, что ни одна институция в государстве – ни Верховна Рада, ни Генеральная прокуратура, ни Верховный Суд, ни Конституционный Суд, ни даже Уполномоченный по правам человека – не желают браться за исправление ошибок, допущенных Конституционным Судом в 2011 г., а также судами Украины в 2000-2003 гг.
Вместе с тем с 29.12.2014 г. наступает период, когда лица, совершившие преступления в период с 29.12.1999 г. до 3.4.2000 г., и которые могли быть наказаны максимум 15 годами лишения свободы, будут находиться в заключении уже более 15 лет. А это означает, что, когда ошибка Конституционного Суда будет исправлена, они будут иметь юридические основания обращаться с исками в суд по поводу фактически незаконного их содержания в заключении по истечениии 15 лет лишения свободы.
Не исключен в будущем и такой вариант: в случае выигранных судебных исков и материальных компенсаций морального ущерба государство может попробовать возместить расходы на эти компенсации за счет судей Конституционного Суда, принявших неправовое решение в 2011 г. И такая перспектива с каждым днем становится все более реальной.
Есть еще один способ относительно без больших издержек для государства выйти из ситуации – это внести в Уголовный кодекс изменения и предусмотреть возможность условно-досрочного освобождения для пожизненно заключенных. Тогда этих 10-20 человек (а их не больше) можно будет освободить условно-досрочно после фактического отбытия ими 15 лет лишения свободы.
Но для такого решения должна быть политическая воля, компетентная профессиональная оценка ситуации и выверенное правовое решение.
При этом никакого моратория не было введено, просто казни прекратились под угорозой исключения Украины из Совета Европы за невыполнение своих обязательств. Для более чем 450 человек, приговоренных к смертной казни по состоянию на конец 1999 года, приговор был заменен на пожизненное лишение свободы. Ярые сторонники смертной казни угорожали с ее отменой всплеска убийств. Однако еже-годное число убийств с 4500-4700 в 1999-2001 годах снизилось до 2300-2500 в 2011-2012 годах.
Условия содержания пожизненно заключенных за 15 лет стали несколько луч-ше, по продолжают оставаться крайне жесткими, часто неоправданно суровыми. Только в 2014 году им были разрешены длительные свидания, они не могут расчитывать на условно-досрочное освобождение, почти все они не заняты работой. Таков контекст их существования, в котором государство ожидает от них «исправления».
И хотя вот уже полтора десятилетия в Украине отсутствует уголовное наказание «смертная казнь», однако до сих пор некоторые нюансы ее замены на пожизненное заключение не нашли твердого юридического обоснования. Во многом сомнения порождаются далеко не безупречной процедурой введения нового наказания – «пожизненное лишение свободы», которое было введено 03.04.2000 г. спустя более трех месяцев после решения Конституционного Суда Украины от 29.12.1999 г. Особо се-рьезные нарекания существуют по поводу решения Конституционного Суда Украины (далее – КСУ) от 26.01.2011 г. «Дело о замене смертной казни пожизненным лишени-ем свободы», каковым будто бы обосновывается законность вынесения наказания «пожизненное лишение свободы» для всех лиц, совершивших преступления до 3.4.2000 г. Конституционный Суд рассматривает всех их сплошной нераздельной ка-тегорией, в которой либо уже была назначена смертная казнь и приговор просто не успели привести в исполнение, либо могла быть назначена смертная казнь, но в последствии они были приговорены к пожизненному лишению свободы – более мягкому наказанию.
Вместе с тем судьи Конституционного Суда, возможно в результате своей бездарности, слабой профессиональной подготовки или чрезмерной заангажированости политическими факторами совершили грубейшую ошибку: они объединили две категории лиц, совершивших преступления до момента введения наказания «пожизненное лишение свободы», т.е. до 3.4.2000 г. – с одной стороны, тех лиц, кто совершил преступления до 29.12.1999 года, т.е. в период, когда самым тяжелым наказанием была смертная казнь, и, с другой стороны, тех лиц, кто совершил преступления в период с 29.12.1999 г. до 3.4.2000 г., когда самым тяжелым наказанием в Уголовном кодексе оставалось лишение свободы на 15 лет. Именно лицам из этой категории наказание «смертная казнь» уже не угрожало, т.к. не могло быть вынесено. И именно поэтому вести речь о замене смертной казни для них не только бессмысленно, но и юридически безграмотно. Ведь часть 2 ст. 4 Уголовного кодекса Украины прямо предусматривает: «Преступность и наказуемость, а также другие уголовно-правовые последствия деяния определяются законом об уголовной ответственности, действовавшим во вре-мя совершения этого деяния».
Почему же Конституццыионный Суд Украины распостраняет процедуру замены наказания «смертная казнь» на «пожизненное лишение свободы» не только на лиц, совершивших преступления до 29.12.1999 г., когда наказание «смертная казнь» существовало в законе, но также и на лиц, совершивших преступления в периодд с 29.12.1999 г. по 3.4.2000 г., когда ее уже не было?
Можно даваться диву, но Конституционный Суд Украины в решении от 26.01.2011 г. заявляет позицию, согласно которой уголовный закон может быть изменен только другим законом, а отнюдь не решением Конституционного Суда, отменившим смертную казнь. По логике судей, наказание «смертная казнь» и после решения КСУ от 29.12.1999 г. оставалось в законе. Другими словами, закон о применении смертной казни после решения КСУ от 29.12.1999 г., дескать, продолжал существовать, а изменен он был только Законом № 1483, предусматривавшем «пожизненное лишение свободы» и вступившим в силу 3.4.2000 г.
Однако этот вывод Суда противоречит ч. 2 ст. 152 Конституции Украины, согласно которой «Законы, другие правовые акты или их отдельные положения, теряют действие со дня принятия КСУ решения об их неконституционности». И поэтому закон о применении смертной казни не действовал с 29.12.1999 г. Фактически отсутствие закона или прекращение его действия приводят к одним и тем же последствиям – к невозможности его применения.
В период с 29.12.1999 г. до вступления 3.4.2000 г. в силу Закона, предусматривавшего «пожизненное лишение свободы», максимальной мерой уголовного наказания за особо тяжкие преступления было 15 лет лишения свободы, поскольку наказание в виде смертной казни прекратило свое действие. Вывод об этом содержится и в заключениях, которые были сделаны:
- старшим научным работником Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины кандидатом юридических наук М.И. Сирым;
- председателем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия С.В. Киваловым;
- профессором Национальной юридической Академии Украины имени Яросла-ва Мудрого В.И. Тютюгиным.
Справедливость приведенных аргументов о неприменимости процедуры заме-ны смертной казни на пожизненное лишение свободы для лиц, совершивших преступления в период с 29.12.1999 г. до 3.4.2000 г. подтверждается и рядом судебных решений в 2009-2010 гг. (до решения Конституционного Суда от 26.01.2011 г.). Тогда суды справедливо заменяли для лиц, совершивших преступления в этот период, но ошибочно осужденных к пожизненному лишению свободы, на наказание 15 лет лишения свободы. Таким образом, хотя и не сразу, но судебные ошибки исправлялись.
Эта практика исправления ошибок прекратилась после решения Конституцион-ного Суда от 26.01.2011 г. В результате в отношении лиц, находящихся в совершенно одинаковой правовой ситуации, в Украине существует два совершенно разных судебных подхода: одним ошибочно вынесенные наказания «пожизненное лишение свободы» заменены на 15 лет лишения свободы, другим в такой замене отказано.
Решение КСУ от 29 января 2011 г. противоречит Международному Пакту о гражданских и политических правах, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 г., который ратифицирован Украиной 19.10.1973 г. В ст. 15 этого международного документа записано: «не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению на момент совершения уголовного преступления». Об этом же говорится в ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституционный Суд, давая толкование в части применения пожизненного лишения свободы в отношении лиц, совершивших преступления в период с 29 декабря 1999 г. до вступления в силу Закона №1483 03.04.2000 г. в п. 4 указал: «… альтернативный характер санкций статей Кодекса 1960 г., которые предусматривали наказания за особо тяжкие преступления, не давали оснований для назначения судами другого наказания, вместо смертной казни до ее замены Верховной Радой Украины на пожизненное лишение свободы». Непонятно, каким Законом руководствовался Суд, делая такой вывод. Этот вывод Суда является надуманным, не правовым.
Кроме того, Конституционный Суд в своем решении от 26.01.2011 г. ссылается на практику Европейского Суда по правам человека, в частности, на решение по делу «Скоппола против Италии» от 17 сентября 2009 г., заявление № 10249/03/. Но и здесь Конституционный Суд действует, мягко говоря, не корректно: ссылаясь на это решение, Суд ссілается на решение, но не полностью приводит текст предложения и не указывает, что Европейский Суд по правам человека пришел к выводу, что по отношению к Скоппола имело место нарушение ч. 1 ст. 7 Конвенции.
Следует признать, и чем раньше, тем лучше, что применение меры наказания «пожизненное лишение свободы» к лицам, совершившим преступления в период с 29.12.1999 г. до 3.4.2000 г. является нарушением ч. 1 ст. 7 Европейской Конвенции по правам человека и ч. 2 ст. 4 УК Украины.
Очень прискорбно, что ни одна институция в государстве – ни Верховна Рада, ни Генеральная прокуратура, ни Верховный Суд, ни Конституционный Суд, ни даже Уполномоченный по правам человека – не желают браться за исправление ошибок, допущенных Конституционным Судом в 2011 г., а также судами Украины в 2000-2003 гг.
Вместе с тем с 29.12.2014 г. наступает период, когда лица, совершившие преступления в период с 29.12.1999 г. до 3.4.2000 г., и которые могли быть наказаны максимум 15 годами лишения свободы, будут находиться в заключении уже более 15 лет. А это означает, что, когда ошибка Конституционного Суда будет исправлена, они будут иметь юридические основания обращаться с исками в суд по поводу фактически незаконного их содержания в заключении по истечениии 15 лет лишения свободы.
Не исключен в будущем и такой вариант: в случае выигранных судебных исков и материальных компенсаций морального ущерба государство может попробовать возместить расходы на эти компенсации за счет судей Конституционного Суда, принявших неправовое решение в 2011 г. И такая перспектива с каждым днем становится все более реальной.
Есть еще один способ относительно без больших издержек для государства выйти из ситуации – это внести в Уголовный кодекс изменения и предусмотреть возможность условно-досрочного освобождения для пожизненно заключенных. Тогда этих 10-20 человек (а их не больше) можно будет освободить условно-досрочно после фактического отбытия ими 15 лет лишения свободы.
Но для такого решения должна быть политическая воля, компетентная профессиональная оценка ситуации и выверенное правовое решение.