Міжнародний фонд "Відродження"

О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины (русск.)

Закон Украины

О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины

Настоящий Закон определяет правовые основы организации и деятельности Госу­дарственной  уголовно-исполнительной службы Украины, ее задачи и полномочия.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи Государственной уго­ловно-исполнительной службы Украины

1. На Государственную уголовно-исполнительную службу Украины возлагаются задачи по осуществлению единой государ­ственной политики в сфере исполнение уголовных наказаний.

Статья 2. Основные принципы деятель­ности Государственной уголовно-исполни­тельной службы Украины

Основными принципами деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины являются:

1) законность;

2) уважение и соблюдение прав и сво­бод человека и гражданина;

3) гуманизм;

4) внепартийность;

5) единоначалие;

6) коллегиальность при разработке важ­ных решений;

7) взаимодействие с органами государ­ственной власти, органами местного само­управления, объединениями граждан, бла­готворительными и религиозными органи­зациями;

8) открытость для демократического гражданского контроля.

Статья 3. Правовая основа деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

Правовой основой деятельности  Госу­дарственной  уголовно-исполнительной службы Украины являются Конституция Ук­раины, настоящий и другие законы Украи­ны, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, действующие между­народные договоры, согласие на обяза­тельность которых дано Верховной Радой Украины, а также изданные в соответствии с ними нормативно-правовые акты цен­трального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Статья 4. Деятельность Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и обеспечение прав и свобод человека и гражданина

1. Деятельность Государственной уго­ловно-исполнительной службы Украины проводится на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины обязан уважать достоин­ство человека, проявлять к нему гуманное отношение.

2. Непредвиденное законодательством ограничение прав и свобод человека и гражданина недопустимо и влечет ответ­ственность согласно закону.

Статья 5. Отношения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины с органами государственной власти, орга­нами местного самоуправления, предприя­тиями, учреждениями и организациями, ор­ганами иностранных государств и междуна­родными организациями

1. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины взаимодействует с органами государственной власти, органа­ми местного самоуправления, предприяти­ями, учреждениями и организациями в coответствии с законодательством.

2. Для организации международного сотрудничества в сфере исполнения уго­ловных наказаний Государственная уголовно - исполнительная служба Украины взаи­модействует с соответствующими органа­ми иностранных государств и международ­ными организациями на основе междуна­родных договоров.

 

Раздел II. ОБЩАЯ СТРУКТУРА, ЧИСЛЕННОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ,  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

Статья 6. Структура и численность Государственной  уголовно-исполнительной  службы Украины

1. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины в соответствии с законом осуществляет правоприменимые и правоохранительные функции и состоит из центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний со специальным статусом, его территориальных органов управления, уголовно-исполнительной инспекции, учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, военизированных формирований, учебных заведений, учреждений здравоохранения, предприятий учреждений исполнения  наказаний, других предприятий, учреждений и организаций, созданных для обеспечения исполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.

2. Общая численность персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, содержащейся за счет Государственного бюджета Украины, опреде­ляется в соответствии с законом.

3. Предельная численность работников центрального аппарата центрального органа исполнительной власти по вопросам ис­полнения наказаний и его территориальных органов управления определяется Кабинетом Министров Украины, 

4. Структура, штаты территориальных органов управления, подразделений уголовно-исполнительной инспекции, учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, военизированных формирований, учебных заведений, учреждений здравоохранения и положения о них утверждаются центральным органом исполни­тельной власти по вопросам исполнения наказаний.

5. Штатная численность персонала учреждений исполнения наказаний, след­ственных изоляторов и уголовно-исполнительной инспекции, установленная на год, остается неизменной в течение года независимо от изменения численности лиц, содержащихся в этих учреждениях, следственных изоляторах или состоящих на уче­те в указанной инспекции.

6. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, его территориальные органы управления, учреждения исполнения наказаний, след- ственные изоляторы, учебные заведения, учреждения здравоохранения, предприятия учреждений исполнения наказаний, другие предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения исполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, другие печати и штампы, счета в учреждениях банков.

Статья 7. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний

1. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний образуется, реорганизуется и ликвидирует­ся Президентом Украины по представле­нию Премьер-министра Украины. Цен­тральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний реализует единую государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, направляет, координирует и контролирует деятельность Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, в пределах своих полномочий издает приказы, организует и контролирует их выполнение.

2. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний обобщает практику применения законодательства по вопросам, касающимся задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, разрабатывает предложения, направленные на его усовершенствование, и вносит их на рассмотрение соответственно Президенту Украины или Кабинету Министров Украины.

3. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний является государственным заказчиком по оборонному заказу и на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, предоставление услуг за государственные средства для удовлетворения потребностей национальной безопасности.

Статья 8. Руководитель центрального органа исполнительной власти по вопро­сам исполнения наказаний

1. Руководство Государственной уголовно-исполнительной службой Украины и де­ятельностью центрального органа исполни­тельной власти по вопросам исполнения наказаний осуществляет руководитель цен­трального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, кото­рый несет персональную ответственность за выполнение задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.

2. Руководителя центрального органа исполнительной власти по вопросам ис­полнения наказаний назначает на дол­жность Президент Украины по представле­нию Премьер-министра Украины и прекра­щает его полномочия на этой должности. Руководитель центрального органа испол­нительной власти по вопросам исполнения наказаний имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождают­ся от этих должностей в установленном по­рядке.

Статья 9. Территориальные органы уп­равления центрального органа исполни­тельной власти по вопросам исполнения наказаний

1. Для обеспечения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины центральным органом ис­полнительной власти по вопросам испол­нения наказаний образуются территори­альные органы управления — управления (отделы) в Автономной Республике Крым, областях, городе Киеве и Киевской облас­ти, городе Севастополе.

2. Территориальные органы управления осуществляют руководство оперативно-служебной и финансово-хозяйственной де­ятельностью подчиненных им органов и уч­реждений и выполняют функции, предус­мотренные положениями о территориаль­ных органах управления.

3. Положения о территориальных орга­нах управления утверждаются центральным органом исполнительной власти по вопро­сам исполнения наказаний.

Статья 10. Уголовно-исполнительная ин­спекция

1. Уголовно-исполнительная инспекция — орган, исполняющий наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, ис­правительных работ и осуществляющий контроль за поведением лиц, освобожден­ных от отбывания наказания с испытанием или условно - досрочно, а также освобож­денных от отбывания наказания беремен­ных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

2. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет функции и полномочия, пре­дусмотренные законом и иными норматив­но-правовыми актами.

3. Положение об уголовно-исполнитель­ной инспекции утверждается центральным органом исполнительной власти по вопро­сам исполнения наказаний.

Статья 11. Учреждения исполнения нака­заний и следственные изоляторы

1. Учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы образуются и ликвидируются центральным органом исполнительной власти по вопросам ис­полнения наказаний и выполняют фун­кции, предусмотренные законом и ины­ми нормативно-правовыми актами. За­конодательством определяются особен­ности посещения этих учреждений и следственных изоляторов и специаль­ные требования режима доступа на их территорию.

Статья 12. Военизированные формиро­вания

  1. Военизированные формирования — подразделения, которые в соответствии с законом действуют в составе органов и уч­реждений исполнения наказаний, след­ственных изоляторов, предназначены для их охраны, предотвращения и пресечения действий, дезорганизующих работу исправительных учреждений.

Статья 13. Предприятия учреждений исполнения наказаний

 1. Предприятия учреждений исполнения наказаний являются казенными предприятиями, которые осуществляют некоммерческую хозяйственную деятельность без цели получения прибыли для обеспечения профессионально-технического обучения осужденных и привлечения их к труду.

2. Предприятия учреждений исполнения наказаний проводят свою деятельность в соответствии с законодательством с уче­том следующих особенностей:

1) учредителем предприятий учрежде­ний исполнения наказаний является цен­тральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, утвер­ждающий их уставы;

2) создание, реорганизация и ликвида­ция предприятий учреждений исполнения наказаний, распоряжение их имуществом осуществляются центральным органом ис­полнительной власти по вопросам испол­нения наказаний;

3) предприятия учреждений исполнения наказаний определяют структуру управле­ния и штаты в порядке, установленном цен­тральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний;

4) руководителями предприятий учреж­дений исполнения наказаний являются по должностям, заместители начальников уч­реждений исполнения наказаний;

5) порядок назначения и освобождения от должностей, права, обязанности и условия службы работников предприятий уч­реждений исполнения наказаний, имеющих специальные звания рядового и началь­ствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, определяются в соответствии законодательством центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний;

6) трудовые отношения осужденных ре­гулируются законодательством о труде с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства;

7) свою деятельность предприятия уч­реждений исполнения наказаний планиру­ют с учетом возможности организации про­фессионально-технического  обучения, формирования трудовых навыков у осуж­денных;

 8) осужденные привлекаются к труду с учетом имеющихся производственных мощностей предприятий учреждений ис­полнения наказаний;

9) предприятиям учреждений исполне­ния наказаний создаются благоприятные условия в привлечении к изготовлению продукции (выполнению отдельных видов работ, предоставлению услуг) для регио­нальных нужд;

10) предприятия учреждений исполне­ния наказаний имеют право на льготы по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с законами по вопросам налогообложения;

11) предприятия учреждений исполне­ния наказаний не могут быть учредителями (участниками) субъектов хозяйствования, в отношении их не может быть возбуждено производство по делу о банкротстве.

 

Раздел III. ПЕРСОНАЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

Статья 14. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. К персоналу Государственной уголов­но-исполнительной службы Украины отно­сятся лица рядового и начальствующего состава (далее — лица рядового и началь­ствующего состава уголовно-исполнитель­ной службы), специалисты, не имеющие специальных званий, и другие работники, работающие по трудовым договорам в Го­сударственной уголовно-исполнительной службе Украины (далее — работники уго­ловно-исполнительной службы).

2. Служба в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины является государственной службой особого характе­ра, которая состоит в профессиональной деятельности годных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины. Время прохождения службы в Государ­ственной уголовно-исполнительной службе Украины засчитывается в страховой стаж, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы в соответ­ствии с законом.

3. На службу в Государственную уголовно-исполнительную службу Украины принимаются на конкурсной, доброволь­ной, контрактной основе граждане Украи­ны, которые способны по своим личным, деловым и моральным качествам, возрас­ту, образовательному и профессиональ­ному уровню и состоянию здоровья эф­фективно исполнять соответствующие служебные обязанности. Квалификацион­ные требования к профессиональной при­годности определяются нормативно-пра­вовыми актами центрального органа ис­полнительной власти по вопросам испол­нения наказаний. При приеме на службу может быть установлен испытательный срок до шести месяцев. Не могут быть приняты на службу лица, ранее судимые за совершение преступления.

4. Граждане Украины, которые впервые зачисляются на должности рядового и на­чальствующего состава уголовно-исполнительной службы и в соответствующих слу­чаях прошли установленный срок испыта­ния, приносят присягу следующего содер­жания:

«Я (фамилия, имя, отчество), вступая на службу в Государственную уголовно-исполнительную службу Украины, клянусь всегда оставаться преданным Украинскому наро­ду, неукоснительно соблюдать Конститу­цию и законы Украины, быть честным, гу­манным, добросовестным и дисциплиниро­ванным, хранить государственную и другую охраняемую законом тайну. Клянусь с вы­сокой ответственностью выполнять свой служебный долг, требования уставов и при­казов, постоянно совершенствовать про­фессиональное мастерство и повышать уровень культуры, не допускать нарушений прав и свобод человека и гражданина, все­мерно способствовать укреплению право­порядка. Если я нарушу эту присягу, то го­тов нести ответственность, установленную законом».

5. Лицо рядового или начальствующего состава уголовно-исполнительной службы подписывает текст присяги, который хра­нится в его личном деле. Порядок принесе­ния присяги определяется центральным ор­ганом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

6. Лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы устанавливаются следующие специальные звания:

1) рядовой состав:

рядовой внутренней службы;

2) младший начальствующий состав:

младший сержант внутренней службы;

сержант внутренней службы;

старший сержант внутренней службы;

старшина внутренней службы;

прапорщик внутренней службы;

старший прапорщик внутренней службы;

3) средний начальствующий состав:

младший лейтенант внутренней службы;

лейтенант внутренней службы;

старший лейтенант внутренней службы;

капитан внутренней службы;

4) старший начальствующий состав:

майор внутренней службы;

подполковник внутренней службы;

полковник внутренней службы;

5) высший начальствующий состав:

Генерал-майор внутренней службы;

генерал-лейтенант внутренней службы;

генерал-полковник внутренней службы.

7. Присвоение и лишение специальных званий, а также понижение и восстановле­ние в специальном звании осуществляются в установленном порядке.

8. Трудовые отношения работников уголовно-исполнительной службы регулируют­ся законодательством о труде, государ­ственной службе и заключенными трудовы­ми договорами (контрактами).

На специалистов Государственной уго­ловно-исполнительной службы Украины, не имеющих специальных званий, распростра­няется действие Закона Украины «О госу­дарственной службе». Отнесение должнос­тей этих специалистов к соответствующим категориям должностей государственных служащих проводится Кабинетом Минис­тров Украины.

Статья 15. Ограничение политической деятельности в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины

1. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы не могут быть членами по­литических партий.

2. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы могут быть членами об­щественных организаций, уставные поло­жения которых не противоречат принципам деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, и могут участвовать в их работе в свободное от ис­полнения служебных обязанностей время.

3. Организация лицами рядового и на­чальствующего состава и работниками уголовно-исполнительной службы забастовок и участие в их проведении запрещаются.

Статья 16. Требования к персоналу Госу­дарственной  уголовно-исполнительной службы Украины и его ответственность

1. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины обязан неукоснительно исполнять законы Украины, соблюдать нормы профессиональной этики, гуманно относиться к осужденным и ли­цам, взятым под стражу. Жестокие, нечело­веческие или унижающие человеческое достоинство действия несовместимы со службой и работой в органах, учреждениях исполнения наказаний и следственных изо­ляторах.

2. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы, проявившие жестокое от­ношение к осужденным и лицам, взятым под стражу, или совершившие действия, унижающие их человеческое достоинство, привлекаются к ответственности согласно закону.

  3. В случае совершения действий, ука­занных в части второй настоящей статьи, лицо рядового либо начальствующего сос­тава или работник уголовно-исполнительной службы подлежит увольнению со служ­бы (работы), если по отношению к нему постановлен обвинительный приговор су­да, вступивший в законную силу, или если в течение года за такие же действия к нему уже было применено дисциплинарное взыскание.

Статья 17. Подготовка кадров для Госу­дарственной  уголовно-исполнительной службы Украины

1. Подготовка, переподготовка, повыше­ние квалификации персонала Государ­ственной уголовно-исполнительной службы Украины проводятся в соответствии с зако­нодательством об образовании. С этой целью Государственная уголовно-исполнительная служба Украины может создавать соответствующие учебные заведения, а также организовывать подготовку специа­листов в других учебных заведениях на до­говорной основе.

 

Раздел IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ

Статья 18. Права и обязанности дол­жностных и служебных лиц органов и уч­реждений исполнения наказаний, следственных изоляторов

1. Должностные и служебные лица орга­нов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов обязаны:

1) исполнять наказание в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства;

2) обеспечивать соблюдение прав чело­века и гражданина, реализацию законных прав и интересов осужденных и лиц, взятых под стражу, требований законодательства по исполнению и отбыванию уголовных на­казаний;

3) исполнять приговоры, постановления и определения суда, а также решения, при­нятые прокурорами и следователями в ус­тановленном законом порядке и в пределах их компетенции; содержать лиц, взятых под стражу;

4) применять предусмотренные законом средства исправления и ресоциализации осужденных; содействовать трудовому и бытовому устройству лиц, освобожденных от отбывания наказания, и их социальной адаптации;

5) обеспечивать исполнение актов ам­нистии и помилования;

6) обеспечивать правопорядок, соблю­дение требований режима, правил внутрен­него распорядка в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах и на прилегающих к ним территориях и требо­вать от осужденных и лиц, взятых под стра­жу, других лиц исполнения ими обязаннос­тей, установленных законом;

7) проводить регистрацию осужденных и лиц, взятых под стражу, их фотографирова­ние, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопию;

8) обеспечивать безопасность осужден­ных и лиц, взятых под стражу, персонала и граждан, находящихся на территории уч­реждений исполнения наказаний и след­ственных изоляторов;

9) пресекать административные право­нарушения, посягающие на установленный законодательством порядок и условия ис­полнения и отбывания уголовных наказа­ний;

10) предупреждать совершение преступ­лений, и дисциплинарных проступков в ор­ганах и учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах; принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и событиях, своевременно принимать по ним решения; 

11) обеспечивать охрану, изоляцию и  надзор за осужденными и лицами, взятыми под стражу; осуществлять меры по ро­зыску лиц, совершивших побег из учреждений исполнения наказаний и следствен­ных изоляторов, и осужденных, уклоняю­щихся от наказаний, не связанных с лише­нием свободы; 

12) выявлять, пресекать, раскрывать преступления, совершенные в учреждениях исполнения наказаний и следственных изо­ляторах; производить дознание в соответствии с уголовно-процессуальным законо­дательством; 

13) принимать участие в борьбе с терро­ризмом в пределах своих полномочий;

14) выявлять причины и условия, спо­собствующие совершению преступлений и нарушений режима в учреждениях исполне­ния наказаний и следственных изоляторах, а также совершению преступлений осуж­денными к наказаниям, не связанным с ли­шением свободы, принимать в пределах своих полномочий меры к их устранению;

15) создавать надлежащие условия для содержания осужденных и лиц, взятых под стражу, их коммунально-бытового и меди­ко-санитарного обеспечения;

16) организовывать общеобразователь­ное и профессионально-техническое обу­чение осужденных и привлекать их к труду;

17) обеспечивать соблюдение требова­ний законодательства по охране государ­ственной тайны, труда и окружающей сре­ды, санитарно-эпидемиологического над­зора и правил пожарной безопасности;

18) осуществлять контроль за поведени­ем лиц, освобожденных от отбывания нака­зания с испытанием или условно - досрочно;

19) обеспечивать правовую и социаль­ную защиту персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и членов их семей;

20) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.

2. Должностные и служебные лица орга­нов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов имеют право:

1) требовать от осужденных, лиц, взятых под стражу, и других лиц, находящихся на территории и в помещениях органов и уч­реждений исполнения наказаний, след­ственных изоляторов, соблюдения норм уголовно-исполнительного законодатель­ства;

2) проводить досмотр и обыск осужден­ных и лиц, взятых под стражу, их вещей, досмотр других лиц и их вещей, транспор­тных средств, находящихся на территориях учреждений исполнения наказаний, след­ственных изоляторов, предприятий учреж­дений исполнения наказаний и на прилега­ющих к ним территориях, на которых уста­новлены режимные требования, а также изымать запрещенные для использования в учреждениях исполнения наказаний и след­ственных изоляторах вещи и документы;

3) временно ограничивать или запрещать в соответствии с законодательством движение транспорта на прилегающих к учреждениям исполнения наказаний и следственным изоляторам территориях, не до­пускать граждан на эти территории либо обязывать их там оставаться или покинуть эти территории с целью соблюдения требований режима, защиты жизни и здоровья граждан;

4) в случае осуществления мер по ро­зыску и задержанию осужденных и лиц, взятых под стражу, совершивших побег, или осужденных, уклоняющихся от отбыва­ния наказания, в местах, где вероятно их появление:

а) входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, а с согласия владельцев — также в жилые и подсобные помещения граждан и находить­ся в них;

б) останавливать и проводить досмотр транспортных средств;

в) проверять у граждан документы, удос­товеряющие их личность;

г) задерживать и доставлять разыскива­емых лиц в правоохранительные органы;

г) проводить личный досмотр задержан­ных лиц и вещей, находящихся при них;

5) получать беспрепятственно от пред­приятий, учреждений и организаций неза­висимо от форм собственности и объеди­нений граждан сведения, материалы и иную помощь, необходимые для выполне­ния возложенных задач;

6) вводить в установленном законом по­рядке режим особых условий в учреждени­ях исполнения наказаний и следственных изоляторах;

 7) применять и использовать физичес­кую силу, специальные средства и оружие на основаниях и в порядке, предусмотрен­ных Законом Украины «О милиции» и ины­ми законами Украины;

8) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия согласно законам Украины;

9) составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях, осуществлять ад­министративное задержание и принимать иные меры, предусмотренные законода­тельством об административных правона­рушениях;

10) проводить медицинский осмотр осужденных и лиц, взятых под стражу, с целью выявления фактов употребления спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов ли­бо иных одурманивающих средств, назна­чать медицинское обследование осужден­ных;

11) использовать средства массовой информации для розыска осужденных и лиц, взятых под стражу, которые совершили по­бег;

  12) принимать согласно закону во вла­дение и пользование от учреждений, орга­низаций и предприятий независимо от форм собственности, а также граждан ма­териально-технические ресурсы, средства и имущество;

13) пользоваться бесплатно при испол­нении служебных обязанностей всеми видами городского пассажирского транспор­та общего пользования (кроме такси), же­лезнодорожного и водного транспорта при­городного сообщения и автобусами приго­родных маршрутов;

14) осуществлять иные права, предус­мотренные законом.

Статья 19. Применение силы персона­лом Государственной уголовно-исполни­тельной службы Украины

1. Лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы при выполнении задач по исполнению уго­ловных наказаний в пределах полномочий, определенных настоящим Законом, имеют право в порядке и случаях, предусмотрен­ных Уголовно-исполнительным кодексом Украины, Законом Украины «О милиции» и иными законами Украины, применять физи­ческую силу, использовать служебных собак, а также хранить, носить специальные средства и оружие, использовать и приме­нять их самостоятельно или в составе под­разделений.

Статья 20. Содействие органов исполни­тельной власти, органов местного самоуп­равления, объединений граждан выполне­нию задач Государственной уголовно-ис­полнительной службой Украины

1. Органы исполнительной власти, орга­ны местного самоуправления, их служеб­ные и должностные лица и объединения граждан в пределах своих полномочий со­действуют Государственной уголовно-исполнительной службе Украины в выполне­нии ее задач.

 

Раздел V. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

Статья 21. Правовой статус персонала Го­сударственной  уголовно-исполнительной службы Украины

1. Лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы выдаются служебные и специальные удосто­верения, а также соответствующие знаки (же­тоны).

2. Законные требования и распоряжения должностных и служебных лиц Государствен­ной уголовно-исполнительной службы Украи­ны являются обязательными для исполнения. Неисполнение законных требований и распоряжений этих лиц и вмешательство в их дея­тельность влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.

3. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины при испол­нении возложенных на него обязанностей ру­ководствуется законами и иными норматив­но-правовыми актами, действует на основа­нии и в пределах своих полномочий. Никто, кроме случаев, прямо предусмотренных за­коном, не имеет права вмешиваться в слу­жебную деятельность персонала.

4. Лица рядового и начальствующего сос­тава и работники уголовно-исполнительной службы, а также члены их семей находятся под защитой государства, их безопасность, честь и достоинство охраняются законом.

5. Лица рядового и начальствующего сос­тава уголовно-исполнительной службы име­ют право на ношение форменной одежды со знаками различия, образцы которой разраба­тываются в соответствии с законодатель­ством.

6. Использование специальных званий, знаков отличия, форменной одежды, служеб­ных или специальных удостоверений, знаков (жетонов) лицом, не принадлежащим к лицам рядового и начальствующего состава уголов­но-исполнительной службы, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.

Статья 22. Правовая защита лиц рядового и начальствующего состава уголовно-испол­нительной службы

1. В интересах обеспечения личной безо­пасности лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы и членов их семей не допускается разглашение в средствах массовой информации сведений о месте жительства этих лиц.

2. Сведения о прохождении службы лица­ми рядового и начальствующего состава уго­ловно-исполнительной службы предоставля­ются с разрешения начальников органов и уч­реждений исполнения наказаний, следствен­ных изоляторов.

3. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний обеспечивает лиц рядового и начальствую­щего состава уголовно-исполнительной службы оружием и специальными средства­ми индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения в порядке, устанавлива­емом Кабинетом Министров Украины.

Статья 23. Социальная защита персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Государство обеспечивает социальную защиту персонала Государственной уголов­но-исполнительной службы Украины в соот­ветствии с Конституцией Украины, настоя­щим Законом и иными законами Украины.

2. Условия денежного и материального обеспечения лиц рядового и начальствую­щего состава и оплата труда работников уголовно-исполнительной службы опреде­ляются законодательством и должны обес­печивать надлежащие материальные усло­вия для комплектования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины высококвалифицированным персоналом, дифференцирование учитывать характер и условия службы или работы, стимулировать достижение высоких результатов в служеб­ной и профессиональной деятельности и компенсировать персоналу физические и интеллектуальные затраты.

3. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполни­тельной службы осуществляется в соответ­ствии с Законом Украины «О пенсионном обес­печении военнослужащих, лиц начальствующе­го и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц». При увольнении со службы лица рядового и начальствующего сос­тава уголовно-исполнительной службы пользу­ются правовыми и социальными гарантиями в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите».

4. Лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии — один месяц службы за сорок дней; лицам, проходящим службу в военизированных формированиях и учрежде­ниях исполнения наказаний, предназначен­ных для содержания осужденных к пожизнен­ному лишению свободы, — один месяц служ­бы за полтора месяца, а в учреждениях ис­полнения наказаний, предназначенных для содержания и лечения инфекционных и пси­хически больных осужденных, — один месяц службы за два месяца по перечню должнос­тей и в порядке, утверждаемым центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

5. На лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы распространяются действие статей 22 и 23 Закона Украины «О милиции», а также поря­док и условия прохождения службы и денеж­ного довольствия, предусмотренные для ра­ботников органов внутренних дел. На работ­ников уголовно-исполнительной службы рас­пространяются условия оплаты труда, предус­мотренные для работников органов внутрен­них дел, не имеющих специальных званий.

6. Пенсионное обеспечение и социальная защита работников уголовно-исполнительной службы осуществляются в соответствии с за­конодательством об общеобязательном госу­дарственном пенсионном страховании, госу­дарственной службе, социальной защите.

7. Персоналу Государственной уголовно-исполнительной службы Украины гарантиру­ется бесплатное медицинское обеспечение, которое осуществляется в учреждениях здра­воохранения Государственной уголовно-ис­полнительной службы Украины.

 

Раздел VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

Статья 24. Финансирование деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Финансирование деятельности Государ­ственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется за счет средств Го­сударственного бюджета Украины и других источников, предусмотренных законом.

2. Учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы, где в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Украи­ны и Законом Украины «О предварительном заключении» осужденные и лица, взятые под стражу, привлекаются к общественно полез­ному труду, направляют доходы, полученные от деятельности этих учреждений и след­ственных изоляторов, на финансирование их деятельности.

Статья 25. Обеспечение деятельности Го­сударственной  уголовно-исполнительной службы Украины

1. Обеспечение деятельности Государ­ственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется центральным орга­ном исполнительной власти по вопросам ис­полнения наказаний через государственный оборонный заказ и закупку товаров, работ и услуг за государственные средства.

2. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления способ­ствуют Государственной уголовно-исполнительной службе Украины в выполнении ее за­дач, решении жилищных и других социально бытовых проблем, обеспечении транспортны­ми средствами и связью. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины освобождается от передачи местным государственным администрациям или органам местного самоуправления части жилья, построенного за счет целевых государственных средств. Жилье государственного жилищного фонда, освобождаемое лицами рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы, передается в установленном порядке ее соответствующим органам, учреждениям, учебным заведениям, учреждениям здравоохранения, предприятиям и организа­циям для его повторного заселения.

3. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины имеет служебные поме­щения и другие сооружения, объекты здраво­охранения, учебного, научно-исследователь­ского, хозяйственного и социально-культур­ного назначения.

Статья 26. Имущество Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Имущество Государственной уголовно-исполнительной службы Украины находится в государственной собственности и использу­ется исключительно для обеспечения выпол­нения ее задач.

2. Управление имуществом осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, который закрепляет его за органами и учреждениями исполнения наказаний, следственными изо­ляторами, учебными заведениями, учрежде­ниями здравоохранения, предприятиями уч­реждений исполнения наказаний, другими предприятиями, учреждениями и организаци­ями, созданными для обеспечения выполне­ния задач Государственной уголовно-испол­нительной службы Украины, сохранение и ра­циональное использование этого имущества.

3. Имущество органов и учреждений ис­полнения наказаний, следственных изолято­ров, учебных заведений, учреждений здраво­охранения, предприятий учреждений испол­нения наказаний, других предприятий, учреж­дений и организаций, созданных для обеспе­чения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, принадлежит им на правах оперативного уп­равления или полного хозяйственного веде­ния и не может быть объектом залога;

4. Предприятия, созданные для обеспече­ния выполнения задач Государственной уго­ловно-исполнительной службы Украины, ис­пользуют имущество в порядке, предусмот­ренном законодательством.

5. Обращение взыскания на имущество ор­ганов и учреждений исполнения наказаний, их предприятий, следственных изоляторов, учебных заведений, учреждений здравоохра­нения не допускается.

 

Раздел VII. КОНТРОЛЬ

И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ УКРАИНЫ

Статья 27. Контроль за деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Контроль за деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется в соответствии с законом

2. Непосредственный контроль за деятельностью органов, учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов осуществляют центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказа­ний, его территориальные органы управления.

Статья 28. Контроль за финансово-хозяй­ственной деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

1. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осущес­твляется в порядке, определенном законами Украины.

Статья 29. Надзор за соблюдением закон­ности в деятельности Государственной уго­ловно-исполнительной службы Украины

1. Надзор за соблюдением законности в деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществля­ется в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.

 

Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Законы Украины и иные нормативно-правовые акты до приведения в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

3. На период до законодательного урегу­лирования вопросов о лечении лиц, больных алкоголизмом, в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины действуют лечебно-трудовые профилактории и пред­приятия этих учреждений.

4. Кабинету Министров Украины в трехме­сячный срок после вступления в силу настоя­щего Закона:

представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о приведении законов Украины в соответствие с настоящим Законом;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

в соответствии со своей компетенцией обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполни­тельной власти их нормативно-правовых ак­тов в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины В. ЮЩЕНКО.

г. Киев, 23 июня 2005 года.

№ 2713-IV.