О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины (русск.)
Закон Украины
О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины
Настоящий Закон определяет правовые основы организации и деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, ее задачи и полномочия.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. На Государственную уголовно-исполнительную службу Украины возлагаются задачи по осуществлению единой государственной политики в сфере исполнение уголовных наказаний.
Статья 2. Основные принципы деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Основными принципами деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины являются:
1) законность;
2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
3) гуманизм;
4) внепартийность;
5) единоначалие;
6) коллегиальность при разработке важных решений;
7) взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, благотворительными и религиозными организациями;
8) открытость для демократического гражданского контроля.
Статья 3. Правовая основа деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Правовой основой деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины являются Конституция Украины, настоящий и другие законы Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также изданные в соответствии с ними нормативно-правовые акты центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.
Статья 4. Деятельность Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и обеспечение прав и свобод человека и гражданина
1. Деятельность Государственной уголовно-исполнительной службы Украины проводится на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины обязан уважать достоинство человека, проявлять к нему гуманное отношение.
2. Непредвиденное законодательством ограничение прав и свобод человека и гражданина недопустимо и влечет ответственность согласно закону.
Статья 5. Отношения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, органами иностранных государств и международными организациями
1. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями в coответствии с законодательством.
2. Для организации международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний Государственная уголовно - исполнительная служба Украины взаимодействует с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями на основе международных договоров.
Раздел II. ОБЩАЯ СТРУКТУРА, ЧИСЛЕННОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНО- ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ
Статья 6. Структура и численность Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины в соответствии с законом осуществляет правоприменимые и правоохранительные функции и состоит из центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний со специальным статусом, его территориальных органов управления, уголовно-исполнительной инспекции, учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, военизированных формирований, учебных заведений, учреждений здравоохранения, предприятий учреждений исполнения наказаний, других предприятий, учреждений и организаций, созданных для обеспечения исполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.
2. Общая численность персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, содержащейся за счет Государственного бюджета Украины, определяется в соответствии с законом.
3. Предельная численность работников центрального аппарата центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний и его территориальных органов управления определяется Кабинетом Министров Украины,
4. Структура, штаты территориальных органов управления, подразделений уголовно-исполнительной инспекции, учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, военизированных формирований, учебных заведений, учреждений здравоохранения и положения о них утверждаются центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.
5. Штатная численность персонала учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов и уголовно-исполнительной инспекции, установленная на год, остается неизменной в течение года независимо от изменения численности лиц, содержащихся в этих учреждениях, следственных изоляторах или состоящих на учете в указанной инспекции.
6. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, его территориальные органы управления, учреждения исполнения наказаний, след- ственные изоляторы, учебные заведения, учреждения здравоохранения, предприятия учреждений исполнения наказаний, другие предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения исполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, другие печати и штампы, счета в учреждениях банков.
Статья 7. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний
1. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний образуется, реорганизуется и ликвидируется Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний реализует единую государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний, направляет, координирует и контролирует деятельность Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, в пределах своих полномочий издает приказы, организует и контролирует их выполнение.
2. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний обобщает практику применения законодательства по вопросам, касающимся задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, разрабатывает предложения, направленные на его усовершенствование, и вносит их на рассмотрение соответственно Президенту Украины или Кабинету Министров Украины.
3. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний является государственным заказчиком по оборонному заказу и на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, предоставление услуг за государственные средства для удовлетворения потребностей национальной безопасности.
Статья 8. Руководитель центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний
1. Руководство Государственной уголовно-исполнительной службой Украины и деятельностью центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний осуществляет руководитель центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, который несет персональную ответственность за выполнение задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.
2. Руководителя центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний назначает на должность Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины и прекращает его полномочия на этой должности. Руководитель центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от этих должностей в установленном порядке.
Статья 9. Территориальные органы управления центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний
1. Для обеспечения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний образуются территориальные органы управления — управления (отделы) в Автономной Республике Крым, областях, городе Киеве и Киевской области, городе Севастополе.
2. Территориальные органы управления осуществляют руководство оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных им органов и учреждений и выполняют функции, предусмотренные положениями о территориальных органах управления.
3. Положения о территориальных органах управления утверждаются центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.
Статья 10. Уголовно-исполнительная инспекция
1. Уголовно-исполнительная инспекция — орган, исполняющий наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ и осуществляющий контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием или условно - досрочно, а также освобожденных от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
2. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет функции и полномочия, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами.
3. Положение об уголовно-исполнительной инспекции утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.
Статья 11. Учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы
1. Учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы образуются и ликвидируются центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний и выполняют функции, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами. Законодательством определяются особенности посещения этих учреждений и следственных изоляторов и специальные требования режима доступа на их территорию.
Статья 12. Военизированные формирования
1. Военизированные формирования — подразделения, которые в соответствии с законом действуют в составе органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, предназначены для их охраны, предотвращения и пресечения действий, дезорганизующих работу исправительных учреждений.
Статья 13. Предприятия учреждений исполнения наказаний
1. Предприятия учреждений исполнения наказаний являются казенными предприятиями, которые осуществляют некоммерческую хозяйственную деятельность без цели получения прибыли для обеспечения профессионально-технического обучения осужденных и привлечения их к труду.
2. Предприятия учреждений исполнения наказаний проводят свою деятельность в соответствии с законодательством с учетом следующих особенностей:
1) учредителем предприятий учреждений исполнения наказаний является центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, утверждающий их уставы;
2) создание, реорганизация и ликвидация предприятий учреждений исполнения наказаний, распоряжение их имуществом осуществляются центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний;
3) предприятия учреждений исполнения наказаний определяют структуру управления и штаты в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний;
4) руководителями предприятий учреждений исполнения наказаний являются по должностям, заместители начальников учреждений исполнения наказаний;
5) порядок назначения и освобождения от должностей, права, обязанности и условия службы работников предприятий учреждений исполнения наказаний, имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, определяются в соответствии законодательством центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний;
6) трудовые отношения осужденных регулируются законодательством о труде с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства;
7) свою деятельность предприятия учреждений исполнения наказаний планируют с учетом возможности организации профессионально-технического обучения, формирования трудовых навыков у осужденных;
8) осужденные привлекаются к труду с учетом имеющихся производственных мощностей предприятий учреждений исполнения наказаний;
9) предприятиям учреждений исполнения наказаний создаются благоприятные условия в привлечении к изготовлению продукции (выполнению отдельных видов работ, предоставлению услуг) для региональных нужд;
10) предприятия учреждений исполнения наказаний имеют право на льготы по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с законами по вопросам налогообложения;
11) предприятия учреждений исполнения наказаний не могут быть учредителями (участниками) субъектов хозяйствования, в отношении их не может быть возбуждено производство по делу о банкротстве.
Раздел III. ПЕРСОНАЛ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ
Статья 14. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. К персоналу Государственной уголовно-исполнительной службы Украины относятся лица рядового и начальствующего состава (далее — лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы), специалисты, не имеющие специальных званий, и другие работники, работающие по трудовым договорам в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины (далее — работники уголовно-исполнительной службы).
2. Служба в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины является государственной службой особого характера, которая состоит в профессиональной деятельности годных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины. Время прохождения службы в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины засчитывается в страховой стаж, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной службы в соответствии с законом.
3. На службу в Государственную уголовно-исполнительную службу Украины принимаются на конкурсной, добровольной, контрактной основе граждане Украины, которые способны по своим личным, деловым и моральным качествам, возрасту, образовательному и профессиональному уровню и состоянию здоровья эффективно исполнять соответствующие служебные обязанности. Квалификационные требования к профессиональной пригодности определяются нормативно-правовыми актами центрального органа исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний. При приеме на службу может быть установлен испытательный срок до шести месяцев. Не могут быть приняты на службу лица, ранее судимые за совершение преступления.
4. Граждане Украины, которые впервые зачисляются на должности рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы и в соответствующих случаях прошли установленный срок испытания, приносят присягу следующего содержания:
«Я (фамилия, имя, отчество), вступая на службу в Государственную уголовно-исполнительную службу Украины, клянусь всегда оставаться преданным Украинскому народу, неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Украины, быть честным, гуманным, добросовестным и дисциплинированным, хранить государственную и другую охраняемую законом тайну. Клянусь с высокой ответственностью выполнять свой служебный долг, требования уставов и приказов, постоянно совершенствовать профессиональное мастерство и повышать уровень культуры, не допускать нарушений прав и свобод человека и гражданина, всемерно способствовать укреплению правопорядка. Если я нарушу эту присягу, то готов нести ответственность, установленную законом».
5. Лицо рядового или начальствующего состава уголовно-исполнительной службы подписывает текст присяги, который хранится в его личном деле. Порядок принесения присяги определяется центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.
6. Лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы устанавливаются следующие специальные звания:
1) рядовой состав:
рядовой внутренней службы;
2) младший начальствующий состав:
младший сержант внутренней службы;
сержант внутренней службы;
старший сержант внутренней службы;
старшина внутренней службы;
прапорщик внутренней службы;
старший прапорщик внутренней службы;
3) средний начальствующий состав:
младший лейтенант внутренней службы;
лейтенант внутренней службы;
старший лейтенант внутренней службы;
капитан внутренней службы;
4) старший начальствующий состав:
майор внутренней службы;
подполковник внутренней службы;
полковник внутренней службы;
5) высший начальствующий состав:
Генерал-майор внутренней службы;
генерал-лейтенант внутренней службы;
генерал-полковник внутренней службы.
7. Присвоение и лишение специальных званий, а также понижение и восстановление в специальном звании осуществляются в установленном порядке.
8. Трудовые отношения работников уголовно-исполнительной службы регулируются законодательством о труде, государственной службе и заключенными трудовыми договорами (контрактами).
На специалистов Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, не имеющих специальных званий, распространяется действие Закона Украины «О государственной службе». Отнесение должностей этих специалистов к соответствующим категориям должностей государственных служащих проводится Кабинетом Министров Украины.
Статья 15. Ограничение политической деятельности в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины
1. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы не могут быть членами политических партий.
2. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы могут быть членами общественных организаций, уставные положения которых не противоречат принципам деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, и могут участвовать в их работе в свободное от исполнения служебных обязанностей время.
3. Организация лицами рядового и начальствующего состава и работниками уголовно-исполнительной службы забастовок и участие в их проведении запрещаются.
Статья 16. Требования к персоналу Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и его ответственность
1. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины обязан неукоснительно исполнять законы Украины, соблюдать нормы профессиональной этики, гуманно относиться к осужденным и лицам, взятым под стражу. Жестокие, нечеловеческие или унижающие человеческое достоинство действия несовместимы со службой и работой в органах, учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах.
2. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы, проявившие жестокое отношение к осужденным и лицам, взятым под стражу, или совершившие действия, унижающие их человеческое достоинство, привлекаются к ответственности согласно закону.
3. В случае совершения действий, указанных в части второй настоящей статьи, лицо рядового либо начальствующего состава или работник уголовно-исполнительной службы подлежит увольнению со службы (работы), если по отношению к нему постановлен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, или если в течение года за такие же действия к нему уже было применено дисциплинарное взыскание.
Статья 17. Подготовка кадров для Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины проводятся в соответствии с законодательством об образовании. С этой целью Государственная уголовно-исполнительная служба Украины может создавать соответствующие учебные заведения, а также организовывать подготовку специалистов в других учебных заведениях на договорной основе.
Раздел IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ
Статья 18. Права и обязанности должностных и служебных лиц органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов
1. Должностные и служебные лица органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов обязаны:
1) исполнять наказание в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства;
2) обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина, реализацию законных прав и интересов осужденных и лиц, взятых под стражу, требований законодательства по исполнению и отбыванию уголовных наказаний;
3) исполнять приговоры, постановления и определения суда, а также решения, принятые прокурорами и следователями в установленном законом порядке и в пределах их компетенции; содержать лиц, взятых под стражу;
4) применять предусмотренные законом средства исправления и ресоциализации осужденных; содействовать трудовому и бытовому устройству лиц, освобожденных от отбывания наказания, и их социальной адаптации;
5) обеспечивать исполнение актов амнистии и помилования;
6) обеспечивать правопорядок, соблюдение требований режима, правил внутреннего распорядка в учреждениях исполнения наказаний, следственных изоляторах и на прилегающих к ним территориях и требовать от осужденных и лиц, взятых под стражу, других лиц исполнения ими обязанностей, установленных законом;
7) проводить регистрацию осужденных и лиц, взятых под стражу, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопию;
8) обеспечивать безопасность осужденных и лиц, взятых под стражу, персонала и граждан, находящихся на территории учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов;
9) пресекать административные правонарушения, посягающие на установленный законодательством порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний;
10) предупреждать совершение преступлений, и дисциплинарных проступков в органах и учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах; принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и событиях, своевременно принимать по ним решения;
11) обеспечивать охрану, изоляцию и надзор за осужденными и лицами, взятыми под стражу; осуществлять меры по розыску лиц, совершивших побег из учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов, и осужденных, уклоняющихся от наказаний, не связанных с лишением свободы;
12) выявлять, пресекать, раскрывать преступления, совершенные в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах; производить дознание в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
13) принимать участие в борьбе с терроризмом в пределах своих полномочий;
14) выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений и нарушений режима в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах, а также совершению преступлений осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, принимать в пределах своих полномочий меры к их устранению;
15) создавать надлежащие условия для содержания осужденных и лиц, взятых под стражу, их коммунально-бытового и медико-санитарного обеспечения;
16) организовывать общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных и привлекать их к труду;
17) обеспечивать соблюдение требований законодательства по охране государственной тайны, труда и окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и правил пожарной безопасности;
18) осуществлять контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием или условно - досрочно;
19) обеспечивать правовую и социальную защиту персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и членов их семей;
20) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.
2. Должностные и служебные лица органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов имеют право:
1) требовать от осужденных, лиц, взятых под стражу, и других лиц, находящихся на территории и в помещениях органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, соблюдения норм уголовно-исполнительного законодательства;
2) проводить досмотр и обыск осужденных и лиц, взятых под стражу, их вещей, досмотр других лиц и их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, предприятий учреждений исполнения наказаний и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные для использования в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах вещи и документы;
3) временно ограничивать или запрещать в соответствии с законодательством движение транспорта на прилегающих к учреждениям исполнения наказаний и следственным изоляторам территориях, не допускать граждан на эти территории либо обязывать их там оставаться или покинуть эти территории с целью соблюдения требований режима, защиты жизни и здоровья граждан;
4) в случае осуществления мер по розыску и задержанию осужденных и лиц, взятых под стражу, совершивших побег, или осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление:
а) входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, а с согласия владельцев — также в жилые и подсобные помещения граждан и находиться в них;
б) останавливать и проводить досмотр транспортных средств;
в) проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность;
г) задерживать и доставлять разыскиваемых лиц в правоохранительные органы;
г) проводить личный досмотр задержанных лиц и вещей, находящихся при них;
5) получать беспрепятственно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан сведения, материалы и иную помощь, необходимые для выполнения возложенных задач;
6) вводить в установленном законом порядке режим особых условий в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах;
7) применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие на основаниях и в порядке, предусмотренных Законом Украины «О милиции» и иными законами Украины;
8) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия согласно законам Украины;
9) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и принимать иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
10) проводить медицинский осмотр осужденных и лиц, взятых под стражу, с целью выявления фактов употребления спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо иных одурманивающих средств, назначать медицинское обследование осужденных;
11) использовать средства массовой информации для розыска осужденных и лиц, взятых под стражу, которые совершили побег;
12) принимать согласно закону во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности, а также граждан материально-технические ресурсы, средства и имущество;
13) пользоваться бесплатно при исполнении служебных обязанностей всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), железнодорожного и водного транспорта пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов;
14) осуществлять иные права, предусмотренные законом.
Статья 19. Применение силы персоналом Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы при выполнении задач по исполнению уголовных наказаний в пределах полномочий, определенных настоящим Законом, имеют право в порядке и случаях, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Украины, Законом Украины «О милиции» и иными законами Украины, применять физическую силу, использовать служебных собак, а также хранить, носить специальные средства и оружие, использовать и применять их самостоятельно или в составе подразделений.
Статья 20. Содействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан выполнению задач Государственной уголовно-исполнительной службой Украины
1. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, их служебные и должностные лица и объединения граждан в пределах своих полномочий содействуют Государственной уголовно-исполнительной службе Украины в выполнении ее задач.
Раздел V. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ
Статья 21. Правовой статус персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы выдаются служебные и специальные удостоверения, а также соответствующие знаки (жетоны).
2. Законные требования и распоряжения должностных и служебных лиц Государственной уголовно-исполнительной службы Украины являются обязательными для исполнения. Неисполнение законных требований и распоряжений этих лиц и вмешательство в их деятельность влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.
3. Персонал Государственной уголовно-исполнительной службы Украины при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и иными нормативно-правовыми актами, действует на основании и в пределах своих полномочий. Никто, кроме случаев, прямо предусмотренных законом, не имеет права вмешиваться в служебную деятельность персонала.
4. Лица рядового и начальствующего состава и работники уголовно-исполнительной службы, а также члены их семей находятся под защитой государства, их безопасность, честь и достоинство охраняются законом.
5. Лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы имеют право на ношение форменной одежды со знаками различия, образцы которой разрабатываются в соответствии с законодательством.
6. Использование специальных званий, знаков отличия, форменной одежды, служебных или специальных удостоверений, знаков (жетонов) лицом, не принадлежащим к лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.
Статья 22. Правовая защита лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы
1. В интересах обеспечения личной безопасности лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы и членов их семей не допускается разглашение в средствах массовой информации сведений о месте жительства этих лиц.
2. Сведения о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы предоставляются с разрешения начальников органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов.
3. Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний обеспечивает лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.
Статья 23. Социальная защита персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Государство обеспечивает социальную защиту персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом и иными законами Украины.
2. Условия денежного и материального обеспечения лиц рядового и начальствующего состава и оплата труда работников уголовно-исполнительной службы определяются законодательством и должны обеспечивать надлежащие материальные условия для комплектования Государственной уголовно-исполнительной службы Украины высококвалифицированным персоналом, дифференцирование учитывать характер и условия службы или работы, стимулировать достижение высоких результатов в служебной и профессиональной деятельности и компенсировать персоналу физические и интеллектуальные затраты.
3. Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы осуществляется в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц». При увольнении со службы лица рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы пользуются правовыми и социальными гарантиями в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите».
4. Лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии — один месяц службы за сорок дней; лицам, проходящим службу в военизированных формированиях и учреждениях исполнения наказаний, предназначенных для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы, — один месяц службы за полтора месяца, а в учреждениях исполнения наказаний, предназначенных для содержания и лечения инфекционных и психически больных осужденных, — один месяц службы за два месяца по перечню должностей и в порядке, утверждаемым центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.
5. На лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы распространяются действие статей 22 и 23 Закона Украины «О милиции», а также порядок и условия прохождения службы и денежного довольствия, предусмотренные для работников органов внутренних дел. На работников уголовно-исполнительной службы распространяются условия оплаты труда, предусмотренные для работников органов внутренних дел, не имеющих специальных званий.
6. Пенсионное обеспечение и социальная защита работников уголовно-исполнительной службы осуществляются в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном пенсионном страховании, государственной службе, социальной защите.
7. Персоналу Государственной уголовно-исполнительной службы Украины гарантируется бесплатное медицинское обеспечение, которое осуществляется в учреждениях здравоохранения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.
Раздел VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ
Статья 24. Финансирование деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Финансирование деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников, предусмотренных законом.
2. Учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы, где в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Украины и Законом Украины «О предварительном заключении» осужденные и лица, взятые под стражу, привлекаются к общественно полезному труду, направляют доходы, полученные от деятельности этих учреждений и следственных изоляторов, на финансирование их деятельности.
Статья 25. Обеспечение деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Обеспечение деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний через государственный оборонный заказ и закупку товаров, работ и услуг за государственные средства.
2. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления способствуют Государственной уголовно-исполнительной службе Украины в выполнении ее задач, решении жилищных и других социально бытовых проблем, обеспечении транспортными средствами и связью. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины освобождается от передачи местным государственным администрациям или органам местного самоуправления части жилья, построенного за счет целевых государственных средств. Жилье государственного жилищного фонда, освобождаемое лицами рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной службы, передается в установленном порядке ее соответствующим органам, учреждениям, учебным заведениям, учреждениям здравоохранения, предприятиям и организациям для его повторного заселения.
3. Государственная уголовно-исполнительная служба Украины имеет служебные помещения и другие сооружения, объекты здравоохранения, учебного, научно-исследовательского, хозяйственного и социально-культурного назначения.
Статья 26. Имущество Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Имущество Государственной уголовно-исполнительной службы Украины находится в государственной собственности и используется исключительно для обеспечения выполнения ее задач.
2. Управление имуществом осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, который закрепляет его за органами и учреждениями исполнения наказаний, следственными изоляторами, учебными заведениями, учреждениями здравоохранения, предприятиями учреждений исполнения наказаний, другими предприятиями, учреждениями и организациями, созданными для обеспечения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, сохранение и рациональное использование этого имущества.
3. Имущество органов и учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, учебных заведений, учреждений здравоохранения, предприятий учреждений исполнения наказаний, других предприятий, учреждений и организаций, созданных для обеспечения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, принадлежит им на правах оперативного управления или полного хозяйственного ведения и не может быть объектом залога;
4. Предприятия, созданные для обеспечения выполнения задач Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, используют имущество в порядке, предусмотренном законодательством.
5. Обращение взыскания на имущество органов и учреждений исполнения наказаний, их предприятий, следственных изоляторов, учебных заведений, учреждений здравоохранения не допускается.
Раздел VII. КОНТРОЛЬ
И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ
Статья 27. Контроль за деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Контроль за деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется в соответствии с законом
2. Непосредственный контроль за деятельностью органов, учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов осуществляют центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний, его территориальные органы управления.
Статья 28. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется в порядке, определенном законами Украины.
Статья 29. Надзор за соблюдением законности в деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
1. Надзор за соблюдением законности в деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины осуществляется в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.
Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
2. Законы Украины и иные нормативно-правовые акты до приведения в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
3. На период до законодательного урегулирования вопросов о лечении лиц, больных алкоголизмом, в Государственной уголовно-исполнительной службе Украины действуют лечебно-трудовые профилактории и предприятия этих учреждений.
4. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок после вступления в силу настоящего Закона:
представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о приведении законов Украины в соответствие с настоящим Законом;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
в соответствии со своей компетенцией обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;
обеспечить приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
Президент Украины В. ЮЩЕНКО.
г. Киев, 23 июня 2005 года.
№ 2713-IV.