Версія новин сайту
для мобільного телефону
http://ukrprison.org.ua/wap

Міжнародний фонд "Відродження"

О социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок (русск.)

ЗАКОН УКРАИНЫ

 

О СОЦИАЛЬНОЙ АДАЛТАЦИИ ЛИЦ,
ОТБЫВШИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ
 ИЛИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК

Настоящий Закон определя­ет условия и порядок оказания социальной помощи лицам, от­бывавшим наказания в виде ог­раничения свободы или лише­ния свободы на определенный срок, а также основы участия в их социальной адаптации орга­нов исполнительной власти w органов местного самоуправле­ния, предприятий, учреждений/ организаций и объединений граждан.

 

Статья 1. Определение по­нятий

В настоящем Законе приве­денные ниже понятия употреб­ляются в следующем значении:

освобожденные лица — ли­ца, отбывшие наказание в виде ограничения свободы или ли­шения свободы на определен­ный срок, а также освобожден­ные от дальнейшего отбывания указанных видов наказаний по болезни, на основании Закона Украины об амнистии или акта о помиловании, условно-дос­рочно освобожденные от отбы­вания наказания, которым за­менена неотбытая часть наказа­ния более мягким, освобожден­ные от отбывания наказания беременные женщины и жен­щины, имеющие детей в воз­расте до трех лет;

социальная адаптация — комплекс правовых, экономи­ческих, организационных, со­циально-психологических  и других мер, осуществляемых в отношении освобожденных лиц с целью приспособления к ус­ловиям социальной среды, за­щиты их прав. и законных инте­ресов;

социальный патронаж — комплекс мер государственной поддержки и помощи освобожденным лицам, осуществляемых с целью содействия этим лицам в трудоустройстве, профессиональной переориентации и переподготовке, создания надлежащих жилищно-бытовых условий, предупреждения влияния на них криминогенных факторов.

 

Статья 2. Лица, на которых распространяется действие нас­тоящего Закона

Меры социального патрона­жа применяются к гражданам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Украины и обратившимся в наблюдательные комиссии или иные органы, учреждения и ор­ганизации, уполномоченные осуществлять указанные меры, в течение шести месяцев после освобождения из учреждений исполнения наказаний.

Лицам, освобождающимся из учреждений исполнения на­казаний после отбывания нака­зания и на иных предусмотрен­ных законом основаниях, работниками учреждений исполнения наказаний разъясняются их права, вытекающие из настоящего Закона и других зако­нодательных актов Украины.

Статья 3. Органы, учрежде­ния и организации, на которые возлагается осуществление мер социального патронажа

Меры социального патрона­жа осуществляют местные орга­ны исполнительной власти, ор­ганы местного самоуправления, центры социальной адаптации, службы по делам несовершен­нолетних, центры социальных служб для молодежи, наблюда­тельные комиссии, органы со­циальной защиты населения, органы здравоохранения, орга­ны внутренних дел, центры за­нятости населения, дома-ин­тернаты, кризисные центры, службы психологической помо­щи, приюты, в том числе для несовершеннолетних, учреждения социального патронажа, дома ночного или временного пребывания освобожденных лиц, общественные организации и иные уполномоченные на это органы, организации и учреждения.

Указанные в части первой настоящей статьи органы, орга­низации и учреждения в случае обращения в них освобожденных лиц обязаны безотлагательно начать осуществление в отношении их мер социального патронажа.

Статья 4. Создание жилищно-бытовых условий для осво­божденных лиц.

Освобожденные лица, нуж­дающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение жилого помещения в порядке, предусмотрен­ном Жилищным кодексом Украины.

Лицам, освободившимся из учреждений исполнения нака­заний и не имеющим жилой площади, по прибытии к из­бранному месту жительства, на период до ее получения, мес­тными органами исполнитель­ной власти предоставляется место для временного прожива­ния в специальных общежитиях или центрах социальной адап­тации, созданных этими мес­тными органами исполнитель­ной власти. Место для прожи­вания в этих общежитиях и центрах предоставляется также лицам, жилая площадь которых временно заселена, на период до ее освобождения, и лицам, которым вернуть прежнее жилое помещение нет возможности, — на период до улучшения их жилищных условий в поряд­ке, предусмотренном законодательством.

Статья 5. Медицинская помощь освобожденным лицам.

Освобожденным лицам обеспечивается оказание медицинской помощи по месту жи­тельства или по месту регистра­ции в порядке, предусмотрен­ном законодательством.

Лица, которые на момент освобождения нуждаются в стационарной медицинской помощи, направляются в учреждения здравоохранения на осно­ваниях и в порядке, предусмот­ренных законодательством.

В случае отсутствия у осво­божденного лица места жительства или места регистрации оказание ему медицинской помощи осуществляется по направлению органов, учреждений или организаций, осуществляющих патронаж.

Статья 6. Социальная по­мощь освобожденным лицам

Граждане преклонного воз­раста (мужчины в возрасте 60 и женщины в возрасте 55 лет и старше, а также лица, которым до достижения общего пенси­онного возраста осталось не бо­лее полутора лет), инвалиды первой и второй групп из числа освобожденных лиц по их заяв­лению и на основании заклю­чения медицинской части уч­реждения исполнения наказа­ний и ходатайства местных ор­ганов социальной защиты населения могут быть направлены в специальные дома-интернаты, если они нуждаются в посто­роннем уходе и медицинском обслуживании и не имеют тру­доспособных детей или род­ственников, обязанных по за­кону и согласных за ними уха­живать.

Специальные дома-интер­наты создаются, реорганизуют­ся и ликвидируются по реше­ниям центральных и местных органов исполнительной власти в зависимости от региональных потребностей.

Граждане в возрасте от 15 до 28 лет получают информацион­ную, правовую, трудовую, пси­холого-педагогическую, меди­цинскую и другие формы соци­альной помощи в социальных службах для молодежи на осно­ваниях и в порядке, предусмот­ренных законодательством.

Статья 7. Участие объедине­ний граждан, предприятий, уч­реждений, организаций и от­дельных граждан в оказании социальной помощи освобож­денным лицам

В оказании освобожденным лицам социальной помощи на добровольных началах могут принимать участие объедине­ния граждан, предприятия, уч­реждения, организации незави­симо от формы собственности, в том числе благотворительные организации, а также отдель­ные граждане.

Местные органы исполни­тельной власти и органы мес­тного самоуправления могут путем предоставления социаль­ного заказа с соответствующим финансированием из бюджета привлекать объединения граждан, предприятия, учреждения и организации к оказанию социальной помощи освобожден­ным лицам.

Статья 8. Материально-тех­ническое обеспечение и финансирование центров социаль­ной адаптации и других учреж­дений, осуществляющих меры социального патронажа

Материально-техническое обеспечение и финансирование центров социальной адаптации — и других учреждений, осу­ществляющих меры социального патронажа, проводятся создавшими их органами исполнительной власти

Центры социальной адаптации, дома ночного или временного пребывания освобожденных лиц могут создаваться и содержаться за счет добровольных пожертвований предприятий, учреждений, организаций, религиозных объединений и взносов отдельных граждан.

Статья 9. Об организации образования отбывающих нака­зание лиц.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний совместно с центральным органом исполнительной власти по вопро­сам образования и науки обес­печивают предоставление отбы­вающим наказание лицам с целью их дальнейшей социаль­ной адаптации возможности в овладении социально необхо­димыми профессиями с учетом потребностей  национальной экономики через систему профессионально-технического об­разования.

С целью финансового обес­печения этих мер центральный орган исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний совместно с центральным органом исполнительной власти по вопро­сам образования и науки ежегодно разрабатывают и представляют соответствующие предложения при составлении проекта Государ­ственного бюджета Украины на следующий год.

Статья 10. Гарантии реали­зации прав освобожденных лиц

Права освобожденных лиц, закрепленные настоящим Зако­ном, реализуются в полном объеме и не могут быть ограни­чены, кроме случаев ограниче­ния дееспособности или признания их недееспособными на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательны­ми актами.

Действия государственных органов и должностных лиц, нарушающие права освобож­денных лиц, могут быть обжа­лованы в порядке, предусмот­ренном законодательством.

Статья 11. Ответственность за нарушение настоящего Закона.

 Должностные лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, привлекаются к ответственности соглас­но закону.

Статья 12. Заключительные положения

1.  Настоящий Закон вступа­ет в силу через шесть месяцев со дня его опубликования.

2.  Кабинету Министров Ук­раины в течение трех месяцев со дня вступления в силу насто­ящего Закона:

-  привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

-  обеспечить пересмотр и от­мену органами исполнительной власти принятых ими норма­тивно-правовых актов, проти­воречащих настоящему Закону;

-  обеспечить принятие норма­тивно-правовых актов, необхо­димых для реализации положе­ний настоящего Закона;

-  представить на рассмотре­ние Верховной Рады Украины законопроект о внесении изме­нений в законы Украины в свя­зи с принятием настоящего За­кона.

 

Президент Украины Л. КУЧМА

Г. Киев, 10 июля 2003 года.

№ 1104-IV

Опубликован в газете «Голос Украины» 8 августа 2003 года.