Версія новин сайту
для мобільного телефону
http://ukrprison.org.ua/wap

Міжнародний фонд "Відродження"

Общественный контроль в Беларуси

Законодательная база осуществления в Беларуси общественными объединениями контроля деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.
Контроль общественными объединениями деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, предусмотрен статьей 6 Закона Республики Беларусь. от 9 июня 2006 г. № 122-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности».
Принят Палатой представителей 5 мая 2006 года, одобрен Советом Республики 23 мая 2006 года
В рамках реализации данного положения Закона Совет Министров Республики Беларусь принял 15 сентября 2006 г. Постановление № 1220, которым утверждается
Положения о порядке осуществления республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.
На основании пункта 6 этого Положения чуть позднее Министерство юстиции Республики Беларусь своим Постановлением № № 85 утвердило Инструкцию о порядке образования и деятельности общественных наблюдательных комиссий и личный лист кандидата в члены комиссии

Ниже приводятся тексты этих документов

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 9 июня 2006 г. № 122-З
О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности(фрагмент)

Статья 6. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок после официального опубликования настоящего Закона:
определить основания и порядок осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь А. Лукашенко

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления республиканскими и местными общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления республиканскими и местными общественными объединениями (далее – общественные объединения) контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности*, а также порядок участия общественных объединений в работе таких органов и учреждений.
______________________________
*Исправительные учреждения открытого типа, арестные дома, исправительные учреждения, уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов внутренних дел.

2. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется общественными объединениями в целях обеспечения предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь прав лиц, в отношении которых данными органами и учреждениями исполняются наказания и иные меры уголовной ответственности.
3. Общественные объединения принимают участие в исправлении осужденных, а также оказывают содействие в работе органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности.
ГЛАВА 2
СУБЪЕКТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
4. Контроль общественных объединений (далее – общественный контроль) за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется путем участия представителей общественных объединений в составе общественных наблюдательных комиссий (далее – комиссии). Правом осуществления общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, обладают только члены комиссий.
5. Систему комиссий образуют:
республиканская общественная наблюдательная комиссия при Министерстве юстиции, формируемая из представителей республиканских общественных объединений и осуществляющая свою деятельность на всей территории Республики Беларусь;
областные и Минская городская общественные наблюдательные комиссии при управлениях юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, формируемые из представителей местных общественных объединений и осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.
6. Членами комиссии могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет, являющиеся представителями зарегистрированных в установленном порядке общественных объединений, уставной целью или направлением деятельности которых является защита прав граждан, в том числе содействие защите прав осужденных к наказаниям и иным мерам уголовной ответственности.
Комиссии образуются в составе от трех до одиннадцати членов.
Кандидатура члена комиссии выдвигается высшим органом общественного объединения.
Общественное объединение, выдвинувшее кандидатуру члена комиссии, направляет в Министерство юстиции (управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) предложение об утверждении данной кандидатуры и представляет для утверждения характеристику и личный лист кандидата в члены комиссии по форме, утверждаемой этим Министерством.
Министерство юстиции (управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) в срок, не превышающий тридцати календарных дней, рассматривает предложение общественного объединения и принимает решение об утверждении кандидатуры члена комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры.
7. Полномочия члена комиссии приостанавливаются соответствующим органом юстиции при наличии одного из следующих обстоятельств:
вступление в законную силу решения суда о применении к члену комиссии административного ареста – на срок отбытия административного ареста;
применение к члену комиссии, подозреваемому в совершении преступления, в качестве меры пресечения заключения под стражу – до решения вопроса о привлечении в качестве обвиняемого;
привлечение члена комиссии в качестве обвиняемого – до прекращения уголовного дела за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, или за отсутствием в деянии состава преступления либо до вступления в законную силу оправдательного приговора суда в отношении члена комиссии;
признание члена комиссии безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.
В случаях, предусмотренных частью первой настоящего пункта, лицо, осуществляющее дознание, следователь, прокурор или суд незамедлительно направляют в Министерство юстиции (управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) информацию об обстоятельствах, служащих основанием для приостановления полномочий члена комиссии.
Полномочия члена комиссии соответствующим органом юстиции прекращаются на следующих основаниях:
обращение члена комиссии в Министерство юстиции (управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) с письменным заявлением о сложении своих полномочий;
вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии либо судебного решения о применении к нему принудительных мер безопасности и лечения;
вступление в законную силу решения суда о признании члена комиссии недееспособным или ограниченно дееспособным;
прекращение у члена комиссии гражданства Республики Беларусь;
смерть члена комиссии;
решение общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена комиссии, о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей;
ликвидация общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена комиссии;
в случае, предусмотренном частью третьей пункта 11 настоящего Положения.
8. Членами комиссий не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными, а также судьи и адвокаты.
Член комиссии не вправе осуществлять общественный контроль в отношении лица, находящегося в исправительном учреждении открытого типа, арестном доме, исправительном учреждении (далее – учреждение), если он является близким родственником указанного лица, а также потерпевшим, свидетелем, защитником или другим лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в учреждении.
9. Для посещения учреждения комиссия обращается с соответствующей письменной просьбой на имя начальника в управления Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел по области, по г. Минску и Минской области, где указывает цель посещения и количество членов комиссии (не более трех), которые будут участвовать в посещении.
Для посещения уголовно-исполнительной инспекции территориального органа внутренних дел комиссия обращается с письменной просьбой на имя начальника главного управления внутренних дел Минского горисполкома или управления внутренних дел облисполкома.
После получения разрешения на посещение учреждения или данной уголовно-исполнительной инспекции комиссия согласовывает дату и время посещения с начальником учреждения, а при посещении уголовно-исполнительной инспекции – с начальником территориального органа внутренних дел.
Непосредственный доступ членов комиссии на охраняемую территорию исправительных учреждений осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел.
ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
10. Комиссия, а также ее члены вправе:
при наличии разрешения, полученного в порядке, установленном пунктом 9 настоящего Положения, посещать помещения органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, при условии соблюдения правил внутреннего распорядка указанных органов и учреждений;
беседовать с лицами, содержащимися в учреждениях, при наличии согласия указанных лиц в присутствии представителя администрации учреждения;
обращаться к начальнику учреждения либо его заместителю, а также к иным должностным лицам государственных органов, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов лиц, находящихся в учреждениях.
На период введения режима особого положения в исправительных учреждениях посещения комиссией указанных учреждений могут быть запрещены или ограничены.
11. При осуществлении контроля члены комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, а также подчиняться законным требованиям сотрудников таких органов и учреждений.
При осуществлении контроля членам комиссии запрещается:
препятствовать исполнению служебных обязанностей сотрудниками органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;
знакомиться с материалами оперативно-служебной деятельности, личными делами осужденных, иными документами, относящимися к исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности в отношении конкретных осужденных;
осуществлять доступ к комплексу инженерно-технических средств обеспечения охраны и надзора за осужденными в исправительных учреждениях;
передавать осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, корреспонденцию, денежные средства и иное имущество;
осуществлять кино-, фото-, видеосъемку и аудиозапись;
принимать от осужденных, отбывающих наказание в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, письменные обращения.
В случае нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, предоставления иностранному государству, иностранной или международной организации, средствам массовой информации заведомо ложных сведений о деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, совершения действий, дезорганизующих работу учреждений, подстрекательства осужденных к неповиновению законным требованиям сотрудников органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, и совершения иных противоправных действий по представлению начальников управлений Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел по областям, г. Минску и Минской области, главного управления внутренних дел Минского горисполкома и управления внутренних дел облисполкома член комиссии может быть исключен из Республиканской общественной наблюдательной комиссии при Министерстве юстиции решением Министра юстиции, из областной (Минской городской) общественной наблюдательной комиссии – решением начальника управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.
ГЛАВА 4
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
12. Субъектами участия общественных объединений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, являются:
общественные наблюдательные комиссии;
зарегистрированные в установленном порядке общественные объединения, согласовавшие мероприятия по оказанию содействия с администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.
13. Участие общественных объединений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется:
13.1. по следующим направлениям:
улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в учреждениях;
участие в организации труда, досуга, обучения осужденных;
участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных;
обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях;
оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации;
укрепление материально-технической базы органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;
31.2. с учетом рекомендаций комиссий в следующих формах:
оказание органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности, безвозмездной (спонсорской) помощи;
финансирование программ содействия органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности;
в иных формах, не запрещенных законодательными актами.
Общественные объединения оказывают безвозмездную (спонсорскую) помощь таким органам и учреждениям в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
14. Общественное объединение, выдвинувшее кандидатуру члена комиссии, вправе возмещать члену комиссии расходы, связанные с осуществлением его деятельности.
Комиссии и их члены не могут получать материальное вознаграждение за свою деятельность по осуществлению общественного контроля от государственных органов, организаций независимо от форм собственности и отдельных граждан.
15. Администрация органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, оказывает содействие комиссиям в осуществлении общественного контроля.

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке образования и деятельности общественных наблюдательных комиссий

1. Инструкция о порядке образования и деятельности общественных наблюдательных комиссий (далее – Инструкция) определяет порядок образования Республиканской общественной наблюдательной комиссии при Министерстве юстиции Республики Беларусь (далее – Республиканская комиссия), порядок образования областных, Минской городской общественных наблюдательных комиссий при управлениях юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее – областные, Минская городская комиссия), порядок организации их деятельности, порядок взаимодействия Республиканской комиссии с областными, Минской городской комиссиями.
2. Республиканская комиссия образуется в составе от 3 до 11 человек. Персональный состав Республиканской комиссии утверждается приказом Министра юстиции Республики Беларусь.
Информация о составе Республиканской комиссии направляется Министерством юстиции Республики Беларусь в Министерство внутренних дел Республики Беларусь и публикуется в средствах массовой информации.
3. Областная, Минская городская комиссии образуются в составе от 3 до 11 человек. Персональный состав областной, Минской городской комиссий утверждается приказом начальника управления юстиции соответствующего областного, Минского городского исполнительного комитета.
Информация о составе областной, Минской городской комиссий направляется управлением юстиции областного, Минского городского исполнительных комитетов в управление внутренних дел соответствующего областного, Минского городского исполнительного комитета и публикуется в средствах массовой информации.
4. Республиканская комиссия, областная, Минская городская комиссии (далее – комиссии) осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства и настоящей Инструкцией.
Комиссии сами определяют направления своей деятельности в соответствии с возложенными на них законодательством полномочиями.
5. Комиссию возглавляет председатель, избираемый комиссией из числа ее членов по согласованию с Министерством юстиции Республики Беларусь (председатель Республиканской комиссии) или с управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов (председатели соответствующих областных, Минской городской комиссий).
Подготовка материалов к рассмотрению комиссией, ведение делопроизводства возлагаются на секретаря комиссии, избираемого комиссией из числа ее членов по предложению председателя комиссии.
Председатель и секретарь комиссии избираются открытым голосованием простым большинством голосов.
6. Председатель обеспечивает подготовку заседания комиссии либо поручает обеспечение подготовки членам комиссии.
Председатель комиссии определяет время и место проведения заседания комиссии, а также повестку заседания.
7. Председатель комиссии определяет периодичность заседаний комиссии исходя из реальной необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
8. В работе комиссии могут принимать участие представители заинтересованных государственных органов с правом совещательного голоса.
9. Комиссия правомочна принимать решения при наличии на заседании более половины ее членов. Решения принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель комиссии.
10. Ход заседания комиссии, а также принятые комиссией решения оформляются протоколом, к которому могут прилагаться предложения, заключения комиссии, носящие рекомендательный характер.
Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии.
11. Протокол заседания Республиканской комиссии направляется вместе с приложениями Министерству юстиции Республики Беларусь и Министерству внутренних дел Республики Беларусь.
Протокол заседания областной, Минской городской комиссий вместе с приложениями направляется в управление юстиции и управление внутренних дел соответствующего областного, Минского городского исполнительного комитета и при необходимости в Республиканскую комиссию.
12. На заседании комиссии может выноситься на обсуждение любой вопрос, относящийся к компетенции общественных наблюдательных комиссий.
13. Члены комиссии обязаны выполнять решения комиссии и поручения председателя комиссии по вопросам деятельности комиссии в соответствии с компетенцией комиссии, определенной законодательством.
14. Для осуществления полномочий, предоставленных комиссиям, Министерство юстиции Республики Беларусь, управления юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов оказывают содействие в организации заседаний соответствующих комиссий.
15. Министерство юстиции Республики Беларусь осуществляет организационное обеспечение деятельности Республиканской комиссии, предоставляет ей помещение для проведения заседаний, компьютерную и иную технику для подготовки необходимых документов, оказывает методическую помощь.
16. Управления юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов осуществляют организационное обеспечение деятельности соответствующих областных, Минской городской комиссий, предоставляют им помещения для проведения заседаний, компьютерную и иную технику для подготовки необходимых документов, оказывают методическую помощь.
17. В пределах полномочий, предоставленных общественным наблюдательным комиссиям, областные, Минская городская комиссии осуществляют взаимодействие с Республиканской комиссией.
18. При необходимости решения вопросов на республиканском уровне решения, принимаемые на заседаниях областных, Минской городской комиссий, направляются в Республиканскую комиссию для обсуждения на ее заседаниях.
19. В случае необходимости Республиканская комиссия принимает решение о направлении предложений, заключений областных, Минской городской комиссий в Министерство юстиции Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь.
О принятом решении Республиканская комиссия сообщает областным, Минской городской комиссиям

Личный лист кандидата в члены комиссии. Приложение к постановлению Министерства юстиции
Республики Беларусь 15.12.2006 № 85

Место для
фотографической
карточки

кандидата от _________________________________________________________________
(наименование общественного объединения)
в члены ______________________________________________________________________
(наименование общественной наблюдательной комиссии)
1. Фамилия ___________________________________________________________________
имя _______________________ отчество __________________________________________
_____________________________________________________________________________
(если изменял(а) фамилию, имя или отчество, то указать их)
2. Число, месяц и год рождения _________________________________________________
3. Место рождения ____________________________________________________________
4. Гражданство _______________________________________________________________
5. Образование _______________________________________________________________
6. Адрес постоянного места жительства __________________________________________
телефон _________________________
7. Место работы, должность ____________________________________________________
телефон _________________________
8. Реквизиты документа, удостоверяющего личность:
наименование документа __________________________________ № __________________
серия ____________________ кем выдан __________________________________________
дата выдачи __________________________________________________________________
9. Кандидатура члена комиссии выдвинута решением высшего органа ________________
(наименование
_____________________________________________________________________________
высшего органа общественного объединения, дата проведения, номер протокола)
10. Подтверждаю, что в отношении меня _________________________________________
(фамилия, инициалы)
не имеется неснятой или непогашенной судимости, а также решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным.
________________________
(дата заполнения)
_______________________
(подпись)

Примечание. Личный лист кандидата заполняется самим кандидатом.

щоб розмістити повідомлення чи коментар на сайт, вам потрібно увійти під своїм логіном