Версія новин сайту
для мобільного телефону
http://ukrprison.org.ua/wap

Міжнародний фонд "Відродження"

О демократическом гражданском контроле над военной организацией и правоохранительными органами государства

 

 

ЗАКОН УКРАИНЫ

 

О демократическом гражданском контроле
над Военной организацией и
правоохранительными органами государства

 

Настоящий Закон в целях защиты национальных инте­ресов Украины, утверждения и упрочения конституцион­ных принципов демократи­ческого, правового государ­ства в сфере гражданско-военных отношений, обеспече­ния прав и свобод человека и в соответствии с международ­ными обязательствами, при­нятыми Украиной, определяет правовые основы организации и осуществления демократи­ческого гражданского контро­ля над Вооруженными Сила­ми Украины и другими обра­зованными в соответствии с законами Украины воински­ми формированиями, а также над правоохранительными ор­ганами государства.

 

Раздел I ОСНОВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ НАД ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА

 

Статья 1. Определение ос­новных терминов

Приведенные в настоящем Законе термины употребляют­ся в следующем значении:

гражданско-военные отно­шения — совокупность право­вых взаимоотношений между обществом и составными час­тями Военной организации государства, охватывающие политические,  финансово-экономические, социальные и другие процессы в сфере на­циональной безопасности и обороны;

Военная организация госу­дарства — охваченная единым руководством совокупность органов  государственной власти, воинских формирова­ний, образованных в соответ­ствии с Конституцией и законами Украины, деятельность которых находится под демок­ратическим контролем общес­тва и в соответствии с Кон­ституцией и законами Украи­ны непосредственно направ­лена на решение задач защи­ты интересов государства от внешних и внутренних угроз;

правоохранительные орга­ны — государственные орга­ны, осуществляющие в соот­ветствии с законодательством правоприменимые или право­охранительные функции;

демократический граждан­ский контроль над Военной организацией и правоохрани­тельными органами государ­ства (далее — гражданский контроль) — комплекс осу­ществляемых в соответствии с Конституцией и законами Ук­раины правовых, организаци­онных, информационных мер для обеспечения неуклонного соблюдения законности и от­крытости в деятельности всех составных частей Военной ор­ганизации и правоохранитель­ных органов государства, со­действия их эффективной де­ятельности и выполнению возложенных на них фун­кций, укреплению государ­ственной и воинской дисцип­лины.

 

Статья 2. Основные задачи гражданского контроля

Гражданский  контроль должен обеспечивать:

приоритет политических подходов к решению вопросов военного строительства, нап­равление деятельности всех составных частей Военной ор­ганизации и правоохранитель­ных органов на реализацию определенных основами внут­ренней и внешней политики задач в сфере национальной безопасности и обороны, пра­воохранительной деятельнос­ти в целях становления и раз­вития гражданского общества и укрепления конституцион­ного правопорядка в государ­стве, осуществления опреде­ленных Конституцией Украи­ны функций в сфере нацио­нальной безопасности, оборо­ны и укрепления обществен­ного порядка;

соблюдение законности в деятельности всех составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства;

 поддержание поли­тической стабильности в обществе, создание условий, делающих невозможным ис­пользование  Вооруженных Сил Украины и других воин­ских формирований, правоох­ранительных органов для ог­раничения прав и свобод граждан или в целях сверже­ния конституционного строя, устранения органов власти либо препятствования их дея­тельности, а также в интере­сах отдельных лиц, полити­ческих партий, общественных организаций;

предупреждение и недопу­щение нарушений конститу­ционных прав и свобод, за­щиту законных интересов граждан Украины, состоящих на службе в Вооруженных Си­лах Украины, других воин­ских формированиях, образо­ванных в соответствии с зако­нами Украины, и в правоох­ранительных органах, лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей;

учет общественного мне­ния, предложений граждан и общественных организаций при обсуждении и принятии решений по вопросам дея­тельности Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохрани­тельных органов и должнос­тных лиц в сфере обороны, национальной безопасности, укрепления общественного порядка и законности;

выделение в соответствии с законами в необходимых объ­емах и рациональное исполь­зование бюджетных средств, направляемых на содержание и функционирование Воен­ной организации и правоохра­нительных органов государ­ства, в частности на реформи­рование Вооруженных Сил Украины;

использование по целево­му и функциональному назна­чению государственного иму­щества, переданного в управ­ление Вооруженным Силам Украины и другим воинским формированиям, а также пра­воохранительным органам;

своевременное, полное и достоверное информирование органов  государственной власти и общества о деятель­ности Вооруженных Сил Ук­раины, других воинских фор­мирований, правоохранитель­ных органов, обеспечение ее соответствия  требованиям Конституции и законов Укра­ины, нормам международного права, реальной военно-поли­тической и криминогенной обстановке, задачам обеспече­ния надежной обороны и бе­зопасности государства, ук­репления общественного по­рядка.

 

Статья 3. Правовые основы гражданского контроля

Правовыми  основами гражданского контроля над Военной организацией и пра­воохранительными органами государства являются Консти­туция Украины, настоящий и другие законы Украины, а также международные догово­ры, согласие на обязатель­ность которых дано Верхов­ной Радой Украины.

 

Статья 4. Принципы осу­ществления  гражданского контроля

Гражданский контроль над Военной организацией и пра­воохранительными органами государства осуществляется на основе:

верховенства права, неук­лонного соблюдения требова­ний законодательства, кото­рым регулируются гражданско-военные отношения, дея­тельность Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохрани­тельных органов;

разграничения функций и полномочий политического руководства Военной органи­зацией государства, правоох­ранительной деятельностью и профессионального военного управления Вооруженными Силами Украины, другими воинскими формированиями, правоохранительными органа­ми, недопущения дублирова­ния их функций;

взаимодействия и ответ­ственности органов государ­ственной власти и органов во­енного управления и правоох­ранительных органов в пределах, определенных законода­тельством, за осуществление оборонной политики и поли­тики в деле укрепления за­конности и общественного порядка, за своевременное и всестороннее материально-финансовое обеспечение Воо­руженных Сил Украины, дру­гих составных частей Военной организации, правоохрани­тельных органов государства для выполнения возложенных на них функций;

деполитизации и деидеологизации контроля. Служебные (должностные) лица, осущес­твляя согласно настоящему Закону функции контроля в сфере обороны и безопаснос­ти государства и правоохрани­тельной деятельности, не мо­гут быть связаны решениями политических партий или об­щественных организаций;

прозрачности расходов на национальную безопасность и оборону, правоохранительную деятельность, утилизацию и ликвидацию  вооружений, предупреждение и ликвида­цию последствий чрезвычай­ных ситуаций;

осуществления деятельнос­ти Вооруженных Сил Украи­ны, других воинских форми­рований на принципах едино­началия и строгой дисципли­ны;

открытости для общества информации о деятельности Вооруженных Сил Украины и других составных частей Во­енной организации, правоох­ранительных органов государ­ства, не составляющей госу­дарственную тайну, с учетом определенной законами спе­цифики государственных пра­воохранительных органов;

ответственности должнос­тных лиц за своевременность, полноту и достоверность пре­доставляемой информации, и за реагирование на обращения граждан, общественных орга­низаций, выступления средств массовой информации;

судебной защиты прав субъектов гражданского кон­троля.

 

Статья 5. Предмет граж­данского контроля

Предметом гражданского контроля в сфере обороны и безопасности, правоохрани­тельной деятельности госу­дарства является:

обоснованность решений государственных органов по военным вопросам и вопро­сам правоохранительной дея­тельности с точки зрения со­ответствия их основам внут­ренней и внешней политики, международным обязатель­ствам Украины по заключен­ным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;

ход выполнения программ реформирования Вооружен­ных Сил Украины, других во­инских формирований, в час­тности программ перевода Вооруженных Сил Украины на контрактную форму ком­плектования личным соста­вом, решения проблем соци­альной и профессиональной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению или уволенных в запас или в от­ставку, обеспечения их жиль­ем и конверсии бывших воен­ных объектов, военного, воен­но-политического и военно-технического сотрудничества с другими государствами и межгосударственными союза­ми, создания и развития про­изводства новых видов воору­жений и военной техники. конверсии оборонных пред­приятий и производств, от­чуждения и реализации воен­ного имущества, приватиза­ции предприятий, отнесенные к сфере управления Минис­терства обороны Украины и других центральных органов исполнительной власти, дру­гих общегосударственных  программ в сфере обороны v, национальной безопасности; правоохранительной деятель­ности; формирование и реа­лизация кадровой политики в этих сферах;

состояние военно-патриотического воспитания моло­дежи, подготовка граждан к защите Родины;

вопросы экспорта и импорта вооружений и военной техники;

соблюдение  требований Конституции и законов Укра­ины относительно прав и сво­бод граждан, состоящих на службе в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях, правоохра­нительных органах, состояния правовой и социальной защищенности лиц, подлежащих призыву на военную службу, проходящих военную службу или находящихся в запасе, а также уволенных с военной службы и членов их семей;

формирование, утвержде­ние и использование опреде­ленных законом о Государ­ственном бюджете Украины расходов на нужды обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятель­ности; соблюдение бюджетно­го законодательства в этих сферах;

формирование, финансо­вое обеспечение и выполне­ние оборонного заказа, пла­нов мобилизационной подго­товки и мобилизации, мер по утилизации и ликвидации во­оружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

участие подразделений Во­оруженных Сил Украины в международных миротворчес­ких операциях и антитерро­ристических действиях, сов­местных военных учениях и других акциях в рамках меж­дународного военного и воен­но-технического сотрудничес­тва;

соблюдение законов Укра­ины при решении вопросов о допуске подразделений воору­женных сил других государств на территорию Украины и во время нахождения их на ее территории;

соблюдение , законности при рассмотрении органами государственной власти, военными должностными лицами обращений и жалоб военнос­лужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

 

Статья 6. Система и субъ­екты гражданского контроля

Система гражданского контроля над Военной орга­низацией и правоохранитель­ными органами государства состоит из:

  парламентского контроля;

контроля, осуществляемо­го Президентом Украины;

контроля со стороны орга­нов исполнительной власти и органов местного самоуправ­ления;

контроля со стороны су­дебных органов и надзора со стороны органов прокурату­ры;

общественного контроля.

Субъектами гражданского контроля над Военной орга­низацией и правоохранитель­ными органами государства являются:

Верховная Рада Украины;

Уполномоченный Верхов­ной Рады Украины по правам человека;

Президент Украины;

Совет национальной безо­пасности и обороны Украины;

Кабинет Министров Укра­ины;

центральные и местные органы исполнительной влас­ти в пределах полномочий, определенных законом;

органы местного самоуп­равления в пределах полномо­чий, определенных законом;

прокуратура Украины;

судебные органы Украины;

граждане Украины и об­щественные организации, об­разуемые в соответствии с Конституцией Украины для осуществления и защиты прав и свобод граждан и удовлетво­рения их политических, эко­номических, социальных, культурных интересов;

средства массовой инфор­мации.

 

Статья 7. Особенности и ограничения в осуществлении контроля

Субъекты  гражданского контроля осуществляют свои полномочия в сфере контроля с соблюдением установленно­го законодательством Украи­ны режима доступа к инфор­мации, отнесенной к государственной тайне, а также огра­ничений, установленных за­коном для защиты стратеги­ческих интересов государства, в том числе в случае введения чрезвычайного и военного по­ложения.

Оперативные и мобилиза­ционные планы Вооруженных Сил Украины, других воин­ских формирований, правоох­ранительных органов, опера­тивно-распорядительные дей­ствия их должностных лиц контролю со стороны граждан и общественных организаций не подлежат.

Контроль за деятельностью Службы безопасности Украи­ны, разведывательных и кон­трразведывательных органов Украины, оперативных под­разделений, проводящих опе­ративно-розыскную деятель­ность, а также подразделений дознания и досудебного след­ствия осуществляется с соб­людением требований законов Украины «О Службе безопас­ности Украины», «О разведы­вательных органах Украины», «О  контрразведывательной деятельности», «Об оператив­но-розыскной деятельности», «О Военной службе правопо­рядка в Вооруженных Силах Украины», других законов и Уголовно-процессуального кодекса Украины.

 

Раздел II ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ

Статья 8. Полномочия Верховной Рады Украины в осуществлении контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства.

Верховная Рада Украины, реализуя учредительные и за­конодательные функции и осуществляя парламентский контроль над Военной организацией и правоохранительными органами государства, в соответствии с Конституцией Украины:

определяет  принципы внутренней и внешней поли­тики;

определяет основы нацио­нальной безопасности, орга­низации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного правопорядка;

утверждает общую структу­ру, численность, определяет функции Вооруженных Сил Украины, Службы безопас­ности Украины, других обра­зованных в соответствии с за­конами Украины воинских формирований, Министерства внутренних дел Украины;

определяет основы право­вой и социальной защиты и виды пенсионного обеспече­ния военнослужащих;

при утверждении Государ­ственного бюджета Украины определяет размер расходов на обеспечение обороны, го­сударственной безопасности. Украины и общественного порядка с указанием конкретного направления бюджетных ассигнований;

рассматривает по представ­лению Кабинета Министров Украины и утверждает общегосударственные программы реформирования и развития Вооруженных Сил Украины, правоохранительных органон, решения социальных проб­лем, а также другие програм­мы, касающиеся обороны и безопасности государства, программы военного, военно-политического и военно-тех­нического сотрудничества с другими государствами и межгосударственными союза­ми;

при обсуждении отчетов и докладов Кабинета Минис­тров Украины об исполнении Государственного  бюджета Украины рассматривает сос­тояние и целесообразность использования  бюджетных средств, выделенных на нуж­ды национальной обороны, обеспечение государственной безопасности и общественно­го порядка;

обсуждает ход реформиро­вания Вооруженных Сил Ук­раины, другие вопросы фун­кционирования Военной ор­ганизации и правоохранитель­ных органов государства в формате «Дня Правительства Украины» и на парламентских слушаниях;

определяет порядок сохра­нения государственной тайны при информировании общес­твенности о деятельности Во­енной организации и право­охранительных органов госу­дарства;

определяет правовой ре­жим государственной грани­цы Украины;

определяет правовой ре­жим военного и чрезвычайно­го положения, зон чрезвычай­ной экологической ситуации и утверждает указы Президен­та Украины о введении воен­ного или чрезвычайного по­ложения в Украине либо в от­дельных ее местностях, об всеобщей или частичной мо­билизации, об объявлении от­дельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации;

объявляет по представле­нию Президента Украины состояние войны и заключе­ние мира и одобряет решение Президента Украины об использовании Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;

одобряет решение об ока­зании военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сии Украины в дру­гое государство, в том числе для участия в международных миротворческих операциях и антитеррористических дей­ствиях, и о допуске подразде­лений вооруженys[ сил других государств на территорию Украины;

дает согласие на обязатель­ность международных догово­ров Украины, в том числе не­посредственно касающихся Военной организации госу­дарства и правоохранительной деятельности.

 

Статья 9. Полномочия парламентских комитетов и спе­циальных комиссий в осущес­твлении контроля.

В соответствии с Консти­туцией и законами Украины комитеты:

анализируют ход исполне­ния принятых Верховной Радой Украины законов и постановления в сфере национальной безопасности и обо­роны, охраны общественного порядка и борьбы с преступ­ностью, информируют по этим вопросам и вносят в ус­тановленном порядке на рас­смотрение Верховной Рады Украины, Президента Украи­ны, Кабинета Министров Ук­раины предложения о реше­нии имеющихся в этих сферах проблем и устранении порож­дающих их причин;

периодически информиру­ют общественность, в том числе через средства массовой информации, о своей деятель­ности.

Для изучения, подготовки и предварительного рассмотрения отдельных вопросов в сфере национальной безопас­ности, обороны, правоохра­нительной деятельности Вер­ховная Рада Украины в пределах своих полномочий может создавать временные специальные комиссии, а для проведения расследования по представляющим обществен­ный интерес вопросам — вре­менные следственные комис­сии, действующие в порядке, установленном законом.

 

Статья 10. Полномочия на­родных депутатов Украины в осуществлении контроля

Народные депутаты Украи­ны в соответствии с Консти­туцией и законами Украины:

осуществляют право зако­нодательной инициативы по правовому  регулированию проблем национальной безо­пасности и обороны, правоох­ранительной деятельности;

участвуют в обсуждении законопроектов и других воп­росов, связанных с обороной и безопасностью государства, правоохранительной деятель­ностью, на заседаниях Вер­ховной Рады Украины, «Днях Правительства  Украины», парламентских слушаниях, в парламентских комитетах и комиссиях;

обращаются на сессии Верховной Рады Украины с запросом по вопросам национальной безопасности и обороны, борьбы с преступностью к руководителям органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе к должностным лицам Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, правоохранительных органов, которые обязаны в установленный законом срок сообщить народному депутату Украины о результатах рассмотрения его запроса.

 

Статья 11. Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод военнослужащих.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, осуществляя полномочия, определенные Конституцией Украины, настоящим и другими законами Украины:

-  проверяет по своей инициативе либо по поручению Верховной Рады Украины или по обращению гражданина или общественной организации состояние соблюдения конституционных прав и свобод лиц, которые подлежат призыву, проходят военную службу, находятся в запасе и призваны на сборы, лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей;

-  вправе запрашивать и получать от руководителей и других служебных (должностных) лиц Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов, при неуклонном соблюдении установленного режима секретности, документы, материалы и объяснения, необходимые для осуществления полномочий, возложенных на них законом;

-  пользуется правом неотложного приема служебными (должностными) лицами Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов;

-   для осуществления своих функций вправе беспрепятственно, в том числе без предупреждения, посещать, при соблюдении установленного режима, воинские части и подразделения, а также присутствовать на заседаниях коллегиальных органов Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов при обсуждении вопросов, относящихся к полномочиям Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Для осуществления контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности утверждается представитель Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по делам защиты прав военнослужащих, полномочия которого ограничиваются сроком полномочий Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Представителем Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по делам защиты прав военнослужащих не может быть лицо, состоящее на действительной военной службе.

Назначение Уполномоченного Верховное Рады Украины по правам человека и утверждение его представителя по делам защиты прав военнослужащих и освобождение их от должностей осуществляются в порядке, установленном Законом Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека".

В  ежегодном  докладе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека отдельно отражается состояние дел по соблюдению конституционных прав и свобод военнослужащих, предложения по укреплению законности, устранению недостатков и нарушений в деятельности соответствующих составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства. Доклад Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека обнародуется.

Объявление  состояния войны, введения на территории Украины или в отдельных ее местностях чрезвычайного или военного положения не ограничивает  полномочий Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и его представителя по делам защиты прав военнослужащих.

О своей деятельности и состоянии дел по соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, правоохранительных органах   Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека периодически информирует общественность, в том числе через средства Массовой информации.

 

Статья 12. Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на нужды национальной безопасности и обороны и правоохранительную деятельность

Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на нужды национальной безопасности и обороны, правоохранительную деятельность, осуществляет от имени Верховной Рады Украины Счетная палата, руководствуясь Законом Украины "О Счетной палате", Бюджетным кодексом Украины и другими законами Украины.

О своей деятельности и состоянии дел в этой сфере Счетная палата не реже одного раза в год докладывает Верховной Раде Украины и периодически информирует общественность, в том числе через  средства  массовой информации.

 

Раздел III КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ПРЕЗИДЕНТОМ УКРАИНЫ

 

Статья 13. Осуществление Президентом Украины полномочий в сфере контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства

Президент Украины как глава государства и гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина и как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины при осуществлении своих государственных функций в соответствии с Конституцией и законами Украины:

вносит на утверждение Верховной Рады Украины предложения по общей структуре, численности, определению функций Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, а также Министерства внутренних дел Украины;

назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов;

присваивает высшие воинские звания;

вносит в Верховную Раду Украины предложения об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании  Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины;

принимает в соответствии с законом решения о всеобщей или частичной мобилизации и введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины с внесением решения на утверждение Верховной Радой Украины;

принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявляет в случае необходимости отдельные местности Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации с определением участия в осуществлении связанных с этим мероприятий Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований - с последующим утверждением этих решений Верховной Радой Украины;

принимает меры по прекращению деятельности незаконных  военизированных формирований, а также любых попыток использования Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, правоохранительных органов для ограничения прав и свобод граждан или с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности;

принимает решения - с внесением их на одобрение Верховной Радой Украины - об оказании военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных Сил Украины в другое государство, в том числе для участия в международных миротворческих операциях, и о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины;

рассматривает перед внесением на утверждение Верховной Радой Украины разработанные Кабинетом Министров Украины общегосударственные программы в сфере национальной безопасности и обороны, программы военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества Украины с другими государствами и международными союзами.

Контроль за деятельностью Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований и органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны и правоохранительной деятельности Президент Украины осуществляет как непосредственно, так и через возглавляемый им Совет национальной безопасности и обороны Украины и создаваемые им в случае необходимости в соответствии с пунктом 28 части первой статьи 106 Конституции Украины вспомогательные службы.

 

Статья 14. Полномочия Совета национальной безопасности и обороны Украины в осуществлении контроля над Военной организацией государства

Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее - СНБОУ) осуществляет контроль над Военной организацией государства на основании Конституции Украины в порядке и в пределах компетенции, определенных Законом Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины".

Решения СНБОУ вводятся в действие указами Президента Украины.

О  своей  деятельности СНБОУ информирует общественность, в том числе через средства массовой информации.

 

Раздел IV КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ОРГАНАМИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 15. Полномочия Кабинета Министров Украины в осуществлении контроля

Кабинет Министров Украины, реализуя конституционные полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики государства, обеспечению его суверенитета, обороноспособности и национальной безопасности, общественного порядка, борьбе с преступностью, в соответствии с Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины:

разрабатывает и вносит на рассмотрение Верховной Рады Украины проекты законов по вопросам национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности, требующих законодательного урегулирования, и в пределах своей компетенции принимает соответствующие решения;

определяет согласно законодательству потребности в расходах на национальную безопасность и оборону, правоохранительную деятельность, борьбу с организованной преступностью, терроризмом, защиту государственной границы, охранную деятельность, исполнение наказаний. Проект оборонного бюджета как составная часть Государственного бюджета Украины предварительно рассматривается Советом национальной безопасности и обороны Украины;

обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, в том числе выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на нужды национальной безопасности и обороны, правоохранительную  деятельность;

докладывает и отчитывается перед Верховной Радой Украины об исполнении Государственного бюджета Украины в сфере национальной безопасности и обороны, правоохранительной деятельности;

разрабатывает и вносит на утверждение Верховной Радой Украины общегосударственные программы в сфере национальной безопасности и обороны, программы военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества Украины с другими государствами и межгосударственными союзами;

организует разработку и утверждает государственный заказ на выпуск продукции военного назначения, осуществляет контроль за его выполнением, а также за созданием, сохранением и развитием мобилизационных мощностей, созданием, содержанием и своевременным обновлением материальных ценностей мобилизационного резерва, за подготовкой и содержанием транспортных и иных средств, которые в случае введения военного или чрезвычайного положения в соответствии с законодательством Украины должны быть переданы в Вооруженные Силы Украины, другие воинские формирования, правоохранительные органы;

организует разработку и представляет на утверждение Президенту Украины проект Мобилизационного плана Украины на особый период;

осуществляет контроль за экспортом вооружений и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения;

устанавливает порядок отчуждения и реализации военного имущества, материальных ценностей мобилизационного резерва, сроки использования которого истекли и который подлежит разбронированию, отпуску и обновлению, передаче в аренду военных объектов и имущества, контролирует соблюдение законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях, правоохранительных органах;

осуществляет контроль за соблюдением в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях, правоохранительных органах земельного, налогового, хозяйственного, трудового, жилищного законодательства, законодательства по охране окружающей среды;

вносит на рассмотрение Президента Украины предложения по совершенствованию организационной структуры Военной организации и правоохранительных органов государства.

 

Статья 16. Полномочия центральных органов исполнительной власти

Министерства и другие центральные органы исполнительной власти, имеющие в подчинении воинские формирования, правоохранительные органы, в пределах своих полномочий:

организуют и обеспечивают исполнение законов Украины, иных нормативно-правовых актов, касающихся национальной  безопасности, обороны и правоохранительной деятельности;

создают необходимые условия для осуществления другими субъектами демократического гражданского контроля предусмотренных законами полномочий;

обеспечивают объективное и своевременное информирование Верховной Рады Украины, Президента Украины, Совета национальной безопасности и обороны Украины, Кабинета Министров Украины о положении в подчиненных воинских формированиях и правоохранительных органах;

информируют по этим вопросам общественность в порядке, определенном настоящим № другими законами.

Другие центральные органы исполнительной власти содействуют  Вооруженным Силам Украины и другим воинским формированиям, правоохранительным органам в выполнении возложенных на них функций и осуществляют в соответствии с законодательством надлежащее их обеспечение.

 

Статья 17, Полномочия Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым.

Верховная Рада Автономной Республики Крым и Совет Министров Автономной Республики Крым обеспечивают на территории Автономной Республики Крым контроль за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, служебными (должностными) лицами и гражданами законов Украины, иных нормативно-правовых актов в сфере обороны, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в соответствии с законодательством, информируют по этим вопросам общественность в порядке, определенном настоящим и другими законами.

 

Статья 18. Участие органов местного самоуправления и местных государственных администраций в осуществлении контроля

Органы местного самоуправления и местные государственные администрации в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины:

контролируют ход допризывной подготовки, отбор военными комиссиями граждан призывного возраста на военную службу;

обеспечивают исполнение законодательства по соблюдению прав и социальных гарантий граждан, которые могут быть призваны на военную службу, состоят на военной службе, уволены с военной службы, и членов их семей;

содействуют расположенным на соответствующей территории подразделениям Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, правоохранительным органам в выполнении возложенных на них задач;

имеют право заслушивать доклады должностных лиц органов управления Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, дислоцированных на территории региона, об исполнении требований законодательства по правовой и социальной защите граждан, которые должны быть призваны на военную службу, состоят на военной службе, уволенных в запас или отставку, пенсионеров и членов их семей;

осуществляют контроль за соблюдением в расположенных на территории региона воинских частях, органах и учреждениях  Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органах земельного, налогового, хозяйственного, трудового, жилищного законодательства и законодательства по вопросам охраны окружающей среды;

согласовывают - с точки зрения обеспечения безопасности граждан – планы проведения на территории региона военных учений и других мероприятий, связанных с участием и присутствием большого количества людей;

разрабатывают оперативные планы и обеспечивают взаимодействие органов местного самоуправления, местных государственных администраций и соответствующих структур военного управления при выполнении задач территориальной обороны;

получают от руководства дислоцированных на территории региона воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований необходимую информацию об угрозе или масштабах загрязнения окружающей среды радиоактивными, ядовитыми и иными опасными веществами вследствие аварий на военных объектах или с военной техникой, а также о наличии и возможностях сил, средств и ресурсов на подчиненной территории для организации согласованных действий в чрезвычайных ситуациях;

информируют общественность, в том числе через средства массовой информации, о своей деятельности в решении задач, связанных с национальной безопасностью и обороной, борьбой с преступностью.

Для выполнения этих задач местные советы могут образовывать депутатские комиссии по вопросам демократического гражданского контроля, а в местных государственных администрациях могут создаваться  необходимые подразделения.

 

Раздел V ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА

 

Статья 19. Участие граждан в осуществлении контроля

Граждане Украины участвуют в осуществлении гражданского контроля над Военной организацией государства и правоохранительными органами как через общественные организации, членами которых они являются, через депутатов представительных органов власти, так и лично путем обращения к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека и его представителю по делам защиты прав военнослужащих либо в иной государственный орган в порядке, определенном Конституцией Украины и Законом Украины "Об обращениях граждан".

Общественным организациям, зарегистрированным в установленном порядке, гарантируется в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Законом и уставными положениями возможность:

запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, в том числе от органов военного управления, иных организаций, предприятий и учреждений, относящихся к Военной организации государства, правоохранительных и других органов информацию, не содержащую государственной тайны, по вопросам деятельности Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительной деятельности;

проводить научные исследования по проблемам военного строительства, организации обороны, обеспечения безопасности страны, борьбы с преступностью, проводить публичное обсуждение их результатов, создавать для этого общественные фонды, центры, коллективы экспертов и т. п.;

проводить общественную экспертизу проектов законов, решений, программ, представлять свои заключения и предложения соответствующим государственным органам для учета в ходе реформирования Вооруженных Сил Украины, других составных частей Военной организации и правоохранительных органов государства;

участвовать в общественных дискуссиях и открытых парламентских слушаниях по вопросам реформирования и деятельности Вооруженных Сил Украины, других звеньев Военной организации и правоохранительных органов государства, проблемам правовой и социальной защиты военнослужащих, членов их семей;

знакомиться с условиями службы, жизни и быта военнослужащих;

через субъектов права законодательной инициативы выступать с законодательными инициативами в области военного строительства, правоохранительной деятельности, социальной защиты военнослужащих, пенсионеров и членов их семей.

 

Статья 20. Роль средств массовой информации в осуществлении  гражданского контроля

Средства массовой информации, освещая проблемы в сфере национальной безопасности и обороны, борьбы с преступностью, на основе объективной информации о службе, жизни и быте военнослужащих, процессах, происходящих в армейской среде, формируют  общественное мнение, содействуют повышению престижа службы защитников Отечества, укреплению доверия общества к Вооруженным Силам Украины, другим составным частям Военной организации государства, правоохранительных органов.

Средства массовой информации:

в установленном порядке могут запрашивать и бесплатно получать от органов военного управления, других органов государственной власти, организаций, предприятий и учреждений, относящихся к Военной организации государства, правоохранительным органам, открытую информацию, документы и материалы по вопросам, отнесенным к их компетенции. Руководители соответствующих органов, учреждений, предприятий и организаций обязаны беспрепятственно предоставлять такую информацию;

распространяют полученную информацию через прессу, радио, телевидение, средства глобальной информационной сети Интернет и иным способом, соблюдая требования законодательства о сохранении государственной тайны;

публикуют официальные ответы органов государственной власти и военного управления на обнародованные ранее материалы.

С целью систематического информирования общественности о деятельности Военной организации государства и правоохранительных органов, имеющихся проблемах в : этой сфере и их решении, соответствующие органы государственной власти и военного управления периодически, по заранее обнародованному расписанию, проводят пресс-конференции, помещают на веб-страницах Интернета и обновляют соответствующие материалы. С этой же целью периодически – раз в год – издается "Белая книга" о деятельности Вооруженных Сил Украины.

 

Раздел VI. ГАРАНТИИ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ НАД ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА

 

Статья 21. Обязанности органов военного управления, должностных лиц Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов по содействию в осуществлении гражданского контроля.

С целью обеспечения открытости для общественности функционирования Военной организации государства, правоохранительных  органов, создания необходимых условий для осуществления демократического гражданского контроля в этой сфере:

государственные органы, деятельность которых связана с Военной организацией государства, охраной общественного порядка и борьбой с преступностью, содействуют определенным настоящим Законом субъектам гражданского контроля в получении необходимой информации и предоставляют помощь в выполнении их функций;

Министерство  обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, другие центральные органы исполнительной власти, органы военного управления, их должностные лица обязаны рассматривать обращения общественных организаций, военнослужащих и других граждан, сообщения средств массовой информации о нарушении прав военнослужащих, работников правоохранительных органов, членов их семей или ненадлежащем выполнении предоставленных законом полномочий и функций соответствующими органами в сфере обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, их должностными и служебными лицами и в установленный законом срок сообщать заявителям и средствам массовой информации о результатах рассмотрения и принятых мерах;

органы управления Вооруженных Сил Украины, других воинских  формирований, правоохранительных органов заранее сообщают органам местного  самоуправления, местным государственным администрациям, а при необходимости также населению о военных учениях и других мероприятиях, если они могут затрагивать права территориальных громад, имущественные и иные интересы граждан или создавать угрозу для жизни и здоровья людей.

Информирование общественности, осуществление взаимодействия Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов с Верховной Радой Украины, общественными организациями, средствами массовой информации возлагается на одного из заместителей руководителя (государственного секретаря)  министерства, иного центрального органа исполнительной власти, которому подчиняются создаваемые в указанных органах пресс-службы и подразделения по связям с общественностью.

В состав военных советов видов и родов войск, оперативных военных направлений по согласованию с Президентом Украины могут включаться представители центральных и региональных органов исполнительной власти.

Пресс-службы и отделы по связям с общественностью оперативно  предоставляют средствам массовой информации объективную и полную информацию о деятельности Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных органов.

 

Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства о гражданском контроле.

Служебные (должностные) лица и граждане, виновные в неисполнении или нарушении законодательства, регулирующего осуществление гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства, несут ответственность согласно законодательству.

 

Статья 23. Судебная защита в сфере контроля

Военные суды, осуществляя судопроизводство в Военной организации государства, при рассмотрении конкретных дел могут выносить частные определения в адрес соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, противоправные действия либо бездействие которых способствовали совершению  преступлений военнослужащими или привели к нарушению прав и законных интересов граждан.

 

Статья 24. Надзор за соблюдением законности в сфере контроля

Надзор за соблюдением законности при осуществлении гражданского контроля над Военной организацией и правоохранительными органами государства возлагается на органы прокуратуры Украины.

 

Раздел VII

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

До приведения законодательства Украины в соответствие с настоящим Законом законы и иные нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок представить в Верховную Раду Украины предложения по внесению возможных изменений в законы Украины в связи с принятием настоящего Закона и обеспечить внесение соответствующих изменений в нормативно-правовые акты органов исполнительной власти.

 

Президент Украины Л. КУЧМА.

г. Киев,

19 июня 2003 года.

№ 975-IV