Міжнародний фонд "Відродження"
Новини

Какие тайны у Ворошиловского суда в Донецке?

Александр Букалов

Малоисследованной является проблема содержания лиц, находящихся под стражей, и доставляемых на время проведения судебных процессов в здания суда. В судах они находятся недолго – несколько часов, а потому на условия их содержания правозащитные организации внимания часто не обращают. Вместе с тем, это довольно серьезный комплекс проблем. Достаточно сказать, что часто эти лица проводят в суде почти весь день, а возможности принять пищу у них нет. Бывают сложности у них с доступом к туалету и воде. Не редко в помещениях, где они ожидают своего препровождения в зал судебных заседаний, тесно, сильно накурено. При этом некоторые  суды направляют заявки на доставку в суд большего числа лиц, чем может вместить помещение, и при этом мотивируют свою настойчивость «соблюдением требований Европейской Конвенции о правах человека», устанавливающей требования к разумной длительности судебного процесса.

Чтобы лучше узнать ситуацию, я как руководитель правозащитной организации Донецкий Мемориал» обратился в ряд судов Донецкой области с информационным запросом. Полученные из многих судов сведения сейчас анализируются. Вместе с тем, некоторые суды отказывают в предоставлении информации. Ярким примером может служить Ворошиловский районный суд города Донецка. Характерные моменты переписки с судом отражены в Информационном запросе, повторно направляемом в этот суд. Текст запроса приводится ниже. О результатах этой переписки можно будет узнать, я надеюсь, не позднее, чем через месяц-полтора.

 

Александр Букалов
«Донецкий Мемориал»
И. о. председателя Ворошиловского
райсуда г. Донецка Коновалову В.В.
ул. Любавина, 4, Донецк, 83015
Букалова Александра Павловича

Копия  Начальнику территориального управления Государственной Судебной Администрации Донецкой области

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЗАПРОС (ПОВТОРНО)

Я как гражданин Украины обратился к Вам с Информационным запросом 10 февраля с.г. об условиях содержания подстражных лиц в помещении суда во время судебных процессов, включая информацию о размере помещения для этих лиц, возможности их доступа к воде и туалету, длительности их пребывания в суде и проч.. Мною получен ответ, в котором Вы подчеркиваете, что судом  „не може бути надана Вам запитувана інформація, так як таких даних суд не має”

Кроме того, Вы указываете, что мне следует обратиться в территориальное управление Судебной Администрации в Донецкий области.

Обращаю ваше внимание на то, что обустройство помещений для содержания подстражных лиц в суде на время судебных процессов, согласно нормативным документам, является, прерогативой суда. Согласно пп. 5 и 6 „Інструкції про порядок конвоювання та тримання в судах підсудних, засуджених) за вимогою судових органів”:


„5. Приміщення (кімнати) для тримання  підсудних (засуджених) виділяються судовим органом з урахуванням забезпечення роздільного розміщення чоловіків і жінок,  а також ізольованого тримання осіб, котрим заборонено спілкування між собою.

6. У службових приміщеннях усіх судів і в місцях проведення засідань силами і коштами судових органів обладнуються кімнати для тримання  підсудних  (засуджених), зали для засідання суду, приміщення  для  розміщення  особового складу варти. Усі службові приміщення повинні утримуватися  в  належному  порядку,  своєчасно ремонтуватися і мати достатнє освітлення.”

Кроме того, если таких сведений в суде нет, то их несложно получить, измерив размеры имеющегося помещения.

Учитывая, что мною получена аналогичная запрашиваемая информация из более, чем десятка других судов области, трудно представить, что Ворошиловский суд Донецка является исключением и такой информации не имеет.

В любом случае, отправлять правосудие, когда председатель суда или лицо, исполняющее его обязанности, не имеет никаких данных о размерах помещения для содержания подстражных лиц в суде, не имеет представления о длительности пребывания таких лиц в помещении суда, не имеет данных о возможности их доступа к воде и туалету, что является важными элементами гуманного обращения с подстражными лицами и на что в первую очередь обращает внимание Европейский Комитет против пыток во время инспекционных визитов в любую страну, отправлять правосудие в таком суде очень небезопасно для общества.

Ваш отказ предоставить информацию не основан на законе, тем более, что объектом моего запроса является не конфиденциальная или тайная информация, а сведения, имеющие прямое отношение к проблеме соблюдения прав человека. Утаивание таких сведений или создание искусственных, не предусмотренных законом преград для ее получения является серьезным нарушением.

Обращаю также Ваше внимание на то, что Ваши действия (фактический отказ предоставить запрашиваемую информацию) имеют признаки действий, предусмотренных  п. г ст. 5 Закона Украины „О борьбе с коррупцией”: „державний службовець або інша особа, уповноважена на виконання функцій держави, не має права....  відмовляти фізичним та юридичним особам в інформації, надання якої передбачено правовими актами, умисно затримувати її, надавати недостовірну чи неповну інформацію.”

Кроме того, условия содержания подстражных лиц в помещениях суда – забота именно суда, и условия эти имеют прямое отношение к вопросам соблюдения прав человека, чем я и занимаюсь. Предоставление именно такой информации относится непосредственно к компетенции суда. Поэтому считать Ваше утверждение об отсутствии у суда запрашиваемых мною сведений невозможно считать соответствующим правде.

В связи с вышеизложенным, а также в соответствии со ст.40 Конституции Украины и ст.ст. 29,32,33 Закона Украины “Об информации” повторно прошу сообщить мне запрашиваемую мною письмом от 10 февраля с.г. информацию об условиях содержания в суде лиц, находящихся под стражей.

Запрашиваемую информацию прошу направить в установленный законом срок по адресу

а/я 4836, Донецк, 83092
Александр Букалов
24 марта 2008 г.