Міжнародний фонд "Відродження"
Новини

«Гуманизм» исчисляется сотнями

Татьяна РЯЗАНОВА | www.specletter.com
Широко анонсированная «экономическая амнистия» на деле освободит из СИЗО и колоний лишь несколько сотен человек, а вовсе не многие тысячи, как утверждалось ранее. Это выяснилось в ходе обсуждения проекта постановления об амнистии в Госдуме.

Амнистия произойдет во многом с подачи бизнес-омбудсмена Бориса Титова, разработкой документа занимался экспертный совет при уполномоченном по защите прав предпринимателей. Однако после вмешательства президента Владимира Путина, который изначально назвал документ сырым, его переписали и быстро решили принять.

От наказания освободят, либо прекратят дела в отношении тех, кого преследуют за преступления по 27 статьям. Среди них: нарушение авторских и смежных прав (статья 146 УК), изобретательских и патентных прав (статья 147 УК), мошенничество в сфере кредитования (статья 159.1), в сфере предпринимательской деятельности (статья 159.4), Незаконное предпринимательство (статья 171 УК), Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (статья 171.1 УК), незаконная банковская деятельность (статья 172 УК РФ) и ряд других.

«Сразу скажу: круг лиц, которые потенциально подпадают под амнистию, будет не очень широким», — признал во вторник на пленарном заседании нижней палаты парламента полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх. На милость законодателей смогут рассчитывать только те, кто совершил преступление впервые и уже возместил ущерб потерпевшему. «Ущерб будет возмещаться не только государству, но и юрлицам и гражданам. Это условие, на мой взгляд, правильное и гуманное. Про потерпевших мы иногда забываем», — говорил глава думского комитета по законодательству, единоросс Павел Крашенинников.

Зато амнистия коснется уже вышедших на свободу по УДО, либо приговоренных к наказанию, не связанному с лишением свободы, либо чье наказание отсрочено. Предполагается, что их судимость будет погашена. В то же время амнистия не будет распространяться на людей, кого уже раньше амнистировали, помиловали, либо кто был осужден по «предпринимательской» статье, но в довеске есть и другие прегрешения.

«Это согласованная позиция, вопрос неоднократно обсуждался, — настаивал Минх, — инициатива исходила от предпринимательского сообщества».

Однако коммунист Анатолий Локоть интересовался, сколько ж всего выйдет на свободу людей. «Почему в документе нет числа (попадающих под амнистию — Ред.)?» — удивлялся он.

Гарри Минх признал, что конкретную цифру назвать не может. По его информации, в стадии расследования по линии МВД находится 1299 дел, которые потенциально подлежат прекращению. Из них 985 дел — в производстве, а 314 приостановлено. Число подозреваемых — 1280 человек, из них под стражей находятся только 22 человека. Согласно приведенным Минхом данным ФСИН, из исправительных учреждений смогут выйти 180 человек, а из СИЗО — 160 человек. От наказания смогут освободиться 1350 человек, которые состоят на учете в уголовно-исправительных инспекциях.

Недовольным амнистией остался депутат-коммунист Юрий Синельщиков, который назвал документ «гуманным» лишь на первый взгляд. По мнению члена КПРФ, он не основан на законности и соразмерности применяемых мер. Так что фракция компартии поддерживать амнистию в нынешнем виде не будет.

«В обществе отношение к амнистии настороженное», — сказал Синельщиков и привел в пример страны, где амнистия вообще не применяется, в частности Норвегию и Эстонию. «В обсуждаемом постановлении не разъясняется, для чего и почему собираемся применять амнистию. Многие полагают, что большое число предпринимателей осуждено без вины. Почему не проверить дела и не освободить их?» — рассуждал он.

Лидер ЛДПР Жириновский, в свою очередь, выступил с поправкой к документу. «Мы настаиваем, чтобы амнистированные ехали на Дальний Восток жить», — высказался Владимир Вольфович. Но эта идея поддержки не нашла.

А вот единоросс Виктор Пинский считает документ оптимальным, поскольку он позволит оступившимся исправиться. «Это очередной важный шаг на пути либерализации уголовной ответственности», — уверен он.

В итоге депутаты одобрили постановление об амнистии сразу в трех чтениях.